Контрольно - оценочные средства по дисциплине «Философия»

1
1
Материал опубликован 31 October 2022 в группе

Фонд оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии» подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения



1.ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Назначение фонда оценочных средств - оценить уровень подготовки студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ППССЗ подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

по программе базовой подготовки (дисциплина входит в профессиональный цикл базисного учебного плана профессии) специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Содержание фонда оценочных средств определяется в соответствии с ФГОС

СПО по специальности специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

- связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

- коррупция как социальное явление;

- основные предпосылки превращения войны в глобальную проблему человечества.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК): ОК 1-12.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.


Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.


2.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Назначение: ФОС предназначен для контроля и оценки промежуточных результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии».

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является тестирование.

Результаты освоения учебной дисциплины выражены в виде пятибалльной отметки при дифференцированном зачете.

Форма промежуточной аттестации - тестирование

Количество вариантов для обучающихся -1

Условия выполнения - на уроке

Время выполнения - 90 минут.

Предмет контроля: предметная область дисциплины


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Инструкция по выполнению:

Вам необходимо ответить на 36 вопросов теста, составленного по материалам дисциплины, изученной на уроках. Внимательно прочитайте вопрос, обдумайте ответ, выберите его из предложенных вариантов, запишите на листке: цифрой номер вопроса и рядом буквой - вариант ответа.

Максимальное время выполнения задания - 90 мин.

Количество вариантов (пакетов) заданий для обучающихся: 1


Тест

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Сократ Б. Аристотель

Пифагор Г. Цицерон

С греческого языка слово «философия» переводится как:

А. любовь к истине Б. любовь к мудрости

В. учение о мире Г. божественная мудрость

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

Б. философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

философия способствует улучшению характеров людей

Г. философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

История Б. философия

Социология Г. культурология

Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в единого бога-творца

Б. отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

Г. вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

Атеизм Б. скептицизм

Агностицизм Г. Неотомизм

Онтология - это:

А. учение о всеобщей обусловленности явлений

Б. учение о сущности и природе науки

В. учение о бытии, о его фундаментальных принципах

Г. учение о правильных формах мышления

8.Общественный прогресс - это

Уровень развития общества

Б. Состояние общества в целом на определенном этапе развития

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным Г. Производственное развитие

Мировоззрение - это:

совокупность знаний, которыми обладает человек

Б. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

Г. система адекватных предпочтений зрелой личности

Основным принципом античной философии был:

космоцентризм Б. теоцентризм

антропоцентризм Г. сциентизм

Антропология - это:

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

Б. учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

Г. философское учение об обществе

Этика - это:

учение о развитии

Б. учение о бытии

теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

Г. учение о морали и нравственных ценностях

Аксиология - это:

учение о ценностях Б. учение о развитии

теория справедливости Г. теория о превосходстве одних групп людей над другими

Процесс целенаправленного и активного отображения действительности в сознании человека-это:

Теория Б. Познание

Чувственность Г. Аналогия

Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Гераклит Б. Демокрит

Платон Г. Диоген Синопский

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Эстетика Б. Этика

Онтология Г. Гносеология

Агностицизм - это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

Б. учение, постулирующее наличие потусторонних сил

учение о развитии философских знаний

Г. учение о ценностях

Основная проблема, решавшаяся натурфилософами:

проблема познаваемости мира Б. проблема первичности материи или духа

проблема первоначала Г. проблема природы человеческой души

Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору Б. Протагору

Демокриту Г. Платону

Знание по Сократу тождественно:

чувствам Б. мудрости

моральным законам Г. добродетели

«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:

Фалес Б. Платон

Сократ Г. Эпикур

Суть «этического рационализма» Сократа:

относиться к другому как к самому себе

Б. добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

Г. возлюбить ближнего как самого себя

Источник познания - это воспоминание души о мире идей, полагал:

А. И. Кант Б. Аристотель В. Платон Г. Демокрит

Философ, считавший логику главным орудием познания:

Платон Б. Аристотель В. Демокрит Г. Пифагор

Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

А. Диогену Б. Сократу В. Платону Г. Демокриту

Философ, ученик Платона:

Эпикур Б. Зенон В. Парменид Г. Аристотель

Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к отказу от жизненных благ

Эпикур Б. Диоген Синопский В. Аристарх Самосский Г. Ксенофан

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

А. богословию Б. науке В. Психологии Г. этике

Характерной чертой средневековой философии является:

космоцентризм Б. антропоцентризм

теоцентризм Г. скептицизм

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм Б. природоцентризм

теоцентризм Г. космоцентризм

Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога Б. Человека В. Природы Г. Космоса

Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского Б. Демокрита

Тертуллиана Г. Гуго Сен-Викторского


Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

А. космоцентризм Б. антропоцентризм

В.скептицизм Г. провиденциализм

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

Теология Б. Монадология В. Антропоцентриз Г. феноменология

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

А.Рационализм Б. Сенсуализм В. Скептицизм Г. Агностицизм

Что, по Карлу Марксу, являлось локомотивом истории:

Реформы Б. Стабильность В.Революция Г. Культурное развитие человечества.


критерии оценки:

количество правильных

ответов

балл (отметка)

вербальный аналог

36

5

Отлично

35-30

4

Хорошо

29-24

3

Удовлетворительно

Менее 23

2

Плохо



3.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

Виды текущего контроля успеваемости по дисциплине определяются учебным планом соответствующей специальности СПО.

При текущей аттестации по дисциплине учитываются: - выполнение студентами всех видов аудиторной и самостоятельной работы; результаты предусмотренных учебной программой курса контрольных работ, тестов, коллоквиумов и т.п.; - выполнение домашних заданий; - активность и результаты работы на практических и семинарских занятиях; выполнение лабораторных работ, предусмотренных рабочей учебной

программой дисциплины; - результаты защиты курсовых работ, предусмотренных учебным планом по этой дисциплине; - посещаемость учебных занятий.

Назначение: ФОС предназначен для контроля оценки текущих результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии».

Формой текущей аттестации по учебной дисциплине является тестирование.

Результаты освоения учебной дисциплины выражены в виде пятибалльной отметки. Количество вариантов (пакетов) заданий для обучающихся: 1

Условия выполнения: на уроке

Инструкция по выполнению:

Внимательно прочитайте задание. Вам необходимо ответить на вопросы теста, составленного по материалам дисциплины, изученной на уроках. Внимательно прочитайте вопрос, обдумайте ответ, выберите его из предложенных вариантов, запишите на листке: цифрой номер вопроса и рядом буквой - вариант ответа.

Максимальное время выполнения задания - 90 мин.

Количество вариантов (пакетов) заданий для обучающихся: 1

Время выполнения задания и максимальное время на текущую проверку знаний: 90 минут.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

1.Идею сверхчеловека впервые выразил в философии:

а) А. Бергсон; в) С. Кьеркегор;

б) Э. Гуссерль; г) Ф. Ницше.

2.Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни; г) воля к богу;

б) воля к власти; в) воля к богатству;

3. Основополагающим понятием в философии Шопенгауэра является:

а) воля к жизни; г) воля к богу;

б) воля к власти; в) воля к богатству;

4. Согласно учению 3. Фрейда определяющим началом в психике человеке является:

а) бессознательное; б) Я; в) Сверх-Я; г) коллективное бессознательное.

По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

а) счастье; б) наслаждение; в) страдание; г) служение Богу;

По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

а) вести разумную, умеренную жизнь;

б) молиться;

в) служить обществу;

г) победить желание, страсть;

Философия Шопенгауэра является:

а) оптимистическим учением;

б) пессимистическим учением;

в) гедонистическим учением

Иррационализм отвергает ведущую роль в познании мира:

а) чувства; б) наслаждение; в) разум; г) интуиция;

Философия экзистенциализма на первый план выдвигает:

а) волю к жизни;

б) уникальность человеческого бытия;

в) волю к власти;

г) личный практический опыт

Культура-это

рациональная обоснованность Б. универсальность

вторая природа, созданная человеком Г. любовь к размышлениям

Культура возникла

вместе с обществом

Б. в эпоху древних мифов

в средние века

Г. в Новое время

Преемственность культуры-

передача наличной культуры новым поколениям Б. способ рассмотрений явлений мира

многообразия видов бытия

Г. явление мира

Цивилизация- это

синоним культуры

Б. мир общество

В. идея существования

Массовая культура-это

народная культура

Б. коммерческая культура

всемирная культура

Г. всеобщая культура

Устойчивое или временное отличие ценностных культурных устремлений конкретной группы людей от

Культуры - это

А. волюнтаризм

Б. точка зрения

В. субкультура

Г. мировоззрение

Контркультура-это

протест против существующей культуры стремление ее заменить Б. система личных убеждений человека той или иной эпохи

система принятых общественных норм

Г. универсальное содержание

Особый надбиологический механизм передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка

система устойчивых представлений о человеке и мире Б.мировоззренческая функция сознания

социальная память народа Г.повествование

Вся созданная человеком культура- это

цивилизация

Б .рациональность

плюрализм

Г.свободомыслие

Техногенная цивилизация- это

потребительское общество

Б.экологическое общество

постиндустриальное общество

Г.коллективное общество

Кто из указанных мыслителей считал, что человек часто умирает, так и не став человеком?

а) Маркс б) Фрейд в) Ницше г) Фромм

Кто из древнегреческих философов «искал» человека:

а) Диоген б) Сократ в) Платон г) Фалес

22.Ощущение гармонической вписанности рода человеческого в мировой порядок Космоса было характерной чертой мировоззрения:

а) В эпоху античности б) в средние века

в) в Новое время г) не присутствовало никогда

Проблемой человеческого бытия занимается

а) онтология б) философская антропология

в) эпистемология г) эстетика

Цель философии, по Эпикуру, это:

а) мудрость б) истина в) счастье г) знание


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Процент правильных

ответов



100%

5

Отлично

90-78%

4

Хорошо

77-50%

3

Удовлетворительно

Менее 50%

2

Плохо




Домашние контрольные работы.


В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знания программного материала, умение анализировать, обобщать изученный материал и увязать его с современными условиями Российского общества. Ра­бота должна быть логичной, аргументированной и включать при необходимо­сти дополнительный материал.

Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеру­ются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4-5 см, а в конце тетради - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателем (вложенные листы должны быть закреплены).

В связи с достаточно активным использованием студентами персональ­ных компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном ви­де, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стан­дартам.

Работа выполняется в формате А4 стандартным 14-м шрифтом с полу­торным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2,5 см; нумерация страниц - без черточек в правом нижнем углу.

При оформлении контрольной работы на обложку тетради наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заве­дением. На бланке указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчест­во студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответ­ствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допус­каются.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почер­ком. Перед каждым ответом следует писать номер задания и его полную фор­мулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страницы рукописного или 8 страниц машинописного текста.

В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сна­чала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает заклю­чение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачтенная работа возвращается студенту и содержит рекоменда­ции по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внима­тельно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать за­ключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недоста­точно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

Список тем контрольных работ по философии.

ТЕМА 1. Философия как феномен культуры

ТЕМА 2. Философская мысль Древнего Востока

ТЕМА 3. Античная философия

ТЕМА 4. Философия средневековья

ТЕМА 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения

ТЕМА 6. Новоевропейская философия

ТЕМА 7. Философия эпохи Просвещения

ТЕМА 8. Немецкая классическая философия

ТЕМА 9. Европейская философия второй половины XIX века

ТЕМА 10. Марксистская философия

ТЕМА 11. Русская философия XIX–XX веков

ТЕМА 12.Философия XX века: основные школы и направления

ТЕМА 13. Позитивизм и его исторические формы

ТЕМА 14. Экзистенциализм

ТЕМА 15. Онтология — философское учение о бытии

ТЕМА 16. Атрибуты и структура бытия

ТЕМА 17. Метафизика и ее статус в философии

ТЕМА 18. Диалектика как философская концепция развития

ТЕМА 19. Философия природы

ТЕМА 20. Философия культуры









ТЕМА 1. Философия как феномен культуры

1. Понятие мировоззрения, его структура. Типы мировоззрения.

2. Предмет философии и его историческая динамика.

3. Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия.

4. Роль философии в формировании духовной культуры личности и общества.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учеб. по курсу «Философия» / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2006. — 604 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Заикина, С.А. Философия: предмет философии, история философия, философские проблемы: абитуриенту, студенту / С.А. Заикина. — М.: Эксмо, 2007. — 48 с.

Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Позняков, В.И. Предмет философии и история философии / В.И. Позняков. — Мн.: Университетское, 1986. — 150 с.

Слемнев, М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

ТЕМА 2. Философская мысль Древнего Востока

1. Характерные черты философии Древнего Востока.

2. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

3. Философия Древнего Китая.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

История философии: [учебник] / [А.С. Рысаков и др.]; под ред. А.С. Колесникова. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 650 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

История философии: учебник для высш. уч. заведений / отв. ред.: В.П. Кохановский, В. П. Яковлев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 731 с.

История философии: Учебник для студ. филос. и социально-гуманитарных спец. вузов / Ред. Кирвель Ч.С. — Мн.: Новое знание, 2001. — 792 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Канаева, Н.А. Индийская философия древности и средневековья: учебное пособие / Н.А. Канаева. — М.: ИФРАН, 2008. — 255 с.

Панищев, А.Л.ФилософияДревнегоВостока: философское наследие древнеиндийской и древнекитайской цивилизаций: уч. пособие / Панищев А.Л. — Курск : Курский ин-т социального образования (фил.) РГСУ, 2008. — 84 с.

Чанышев, А.Н.Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов / А.Н. Чанышев. — М. : Высш. шк., 2003. — 702 с.

ТЕМА 3. Античная философия

1. Становление античной философии и этапы ее развития.

2. Натурфилософские ориентации досократической философии.

3. Сократ и сократические школы.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Философия эпохи эллинизма.

ЛИТЕРАТУРА:

Античная философия от Евклида до Прокла. — Мн.: Изд.-коммер. о-во «Галаксиас», 1998. — 220 с.

Античная философия от Фалеса до Сократа. — Мн.: Изд.-коммер. о-во «Галаксиас», 1997. — 206 с.

Арним, Г. фон. История античной философии / Г. Арним. — М.: URSS, 2007. — 254 с.

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. — М.: Высшая школа, 2009. — 400 с.;

Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. — М.: Высш. шк., 2006. — 388 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Демидов, А.Б. Философия Древней Греции // Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. Я. С. Яскевич — Мн.: РИВШ, 2006. — С. 51–75. (http://ab-demidov.narod.ru/textbook/Demidov_Phil-Ant-2006.htm)

Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. — Москва: АСТ: Астрель, 2006. — 156 с.

История античной философии: учеб. пособие / под ред. К.А. Сергеева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 73 с.

Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. — М.: ЧеРо, 2005. — 186 с.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: учебник / А.Н. Чанышев. — М.: Акад. Проект, 2005. — 606 c.

ТЕМА 4. Философия средневековья

1. Возникновение и основные этапы развития христианской философии.

2. Теоцентризм, креоционизм, провиденциализм в средневековой философии.

3. Проблема соотношения веры и разума в апологетике, патристике, схоластике.

4. Проблема универсалий в концепциях реализма и номенализма.

ЛИТЕРАТУРА:

Антология средневековой мысли: [в 2 томах] / науч. ред. С.С. Неретина. — СПб.: Изд-во РХГИ: Амфора, 2008.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гаевой, В.С.Средневековаяфилософия: Курс лекций / В.С. Гаевой, М.Г. Штракс. — М. : Моск. гос. автомоб.-дорож. ин-т (техн. ун-т), 2001. — 215 с.

Звиревич, В.Т.Философия древнего мира и среднихвеков: [учеб. пособие] / В.Т. Звиревич. — М.: Акад. проект, 2004. — 415 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

Любомиров, Д.Е.Философиясреднихвеков: уч. пособие / Д.Е. Любомиров. — СПб.: С.-Петербургская лесотехн. акад., 2009. — 43 с.

Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 293 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

Соколов, В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. — Москва: URSS: ЛКИ, 2008. — 350 с.

Суини, М. Лекции по средневековой философии / М. Суини. — М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2001. — 303 с.

Философия западноевропейского Средневековья: уч. пособие для студентов вузов / отв. ред. Д.В. Шмонин. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 298 с.

Чанышев, А.Н.Курслекцийподревней и средневековой философии / А.Н.Чанышев. — М.: Высш. шк., 1991. — 510 с.

ТЕМА 5. Основные философские идеи в культуре Возрождения

1. Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения.

2. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

3. Натурфилософия и пантеизм.

4. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие / А.Х. Горфункель. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.

Гусев, Г.А.Философия возрождения / Г.А. Гусев. — М.: Изд-во МСХА, 2002. — 95 с.

История философии: [учебник] / [А.С. Рысаков и др.]; под ред. А.С. Колесникова. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 650 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

Соколов, В.В.Европейская философия XV–XVII веков: учебное пособие / В.В. Соколов. — М.: Акад. проект, 2009. — 511 с.

Философский энциклопедический словарь. — М. : Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

Философия эпохи Возрождения и Реформации: Хрестоматия. Кн. 1. — СПб.: БГТУ, 1996. — 121 с.

Философия эпохи Возрождения и Реформации: Хрестоматия. Кн. 2. — СПб.: БГТУ, 1996. — 84 с.

 ТЕМА 7. Философия эпохи Просвещения



1. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения.

2. Просветительские трактовки человека и общества.

3. Материалистические и атеистические идеи эпохи Просвещения.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Кассирер, Э. ФилософияПросвещения / Э. Кассирер. — М.: РОССПЭН, 2004. — 399 с.

Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. — М.: ИФРАН, 1993. — 214 с.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

Скирбекк, Г.История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 798 с.

Смирнова, О.М.Философияфранцузского Просвещения. Философия Д. Беркли и Д. Юма: учебное пособие / О.М. Смирнова. — М.: Учеба, 2007. — 58 с.

Философский энциклопедический словарь. — М. : Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

ТЕМА 8. Немецкая классическая философия

1. «Критическая» философия И. Канта.

2. Философская система Гегеля: объективный идеализм и диалектика.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

4. Значение немецкой классической философии.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гулыга, А.В.Немецкаяклассическаяфилософия/ А.В. Гулыга. — М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001. — 413 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

Кузнецов, В.Н.Немецкаяклассическаяфилософия: Учеб. для студентов вузов / В. Н. Кузнецов. — М.: Высш. шк., 2003. — 437 с.

Ляхович, В.А. Немецкая классическая философия второй половины XVIII ― начала XIX века: уч.-мет. пособие / В.А. Ляхович. — Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2009. — 28 с.

Ойзерман, Т.И. Классическая немецкая философия / Т.И. Ойзерман // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2: Е–М. — М.: Мысль, 2010. — С. 256–257.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

 

ТЕМА 9. Европейская философия второй половины XIX века

1. Иррационалистические тенденции в философии XIX века.

2. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

3. Экзистенциальная диалектика личности в философии С. Кьеркегора.

4. Неокантианское учение о ценностях и специфике гуманитарного познания.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2011. — 689 с.

Западная философия XIX века: учеб. для студентов вузов / [В.В. Васильеви др.]; под ред. А.Ф. Зотова. — М.: Высш. шк., 2005. — 516 c.

История философии: [учебник] / [А.С. Рысаков и др.]; под ред. А.С. Колесникова. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 650 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Мудрагей, Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма / Н.С. Мудрагей; Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: Наука, 2002. — 109 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

ТЕМА 10. Марксистская философия

1. Социально-экономические и теоретические предпосылки марксистской философии.

2. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.

3. Марксистская концепция диалектики.

4. Исторические судьбы марксистской философии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2011. — 689 с.

История философии: [учебник] / [А.С. Рысаков и др.]; под ред. А.С. Колесникова. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 650 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: [в 3 кн.] / Б. Рассел. — М.: Акад. проект, 2006. — 1003 с.

Скирбекк, Г.История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 798 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

ТЕМА 11. Русская философия XIX–XX веков

1. Основные темы и особенности русской философии.

2. Философские воззрения западников и славянофилов.

3. Либерально-демократическая традиция в русской философии.

4. Русская религиозная философия XIX– начала XX в.

5. Философия русского космизма.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2010. — 236 с.

Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. — М.: Акад. проект: Раритет, 2001. — 878 c.

История русской философии. — М.: Республика, 2001. — 639 с.

История философии в СССР: В 5 т. — М.: Наука, 1968–1988.

История философии: [учебник] / [А.С. Рысаков и др.]; под ред. А.С. Колесникова. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 650 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

Миненков, Г.Я. Русская философия / Г.Я. Миненков // Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич — Мн.: РИВШ, 2006. — С. 244–263.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Русский космизм: Антол. филос. мысли. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 365 с.

ТЕМА 12. Философия XX века: основные школы и направления

1. Философия фрейдизма и неофрейдизма.

2. Феноменология Э.Гуссерля.

3. Герменевтика и ее роль в современной философии.

4. Философия структурализма и постмодернизм.

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2011. — 689 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. — М.: Центрполиграф, 2002. — 269 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Скирбекк, Г.История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 798 с.

Современная западная философия: энциклопедический словарь / редкол.: О. Хеффе, В.С. Малахов и др. — М.: Культурная революция, 2009. — 392 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

ТЕМА 13. Позитивизм и его исторические формы.

1. Классический позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер).

2. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус).

3. Неопозитивизм (логический позитивизм).

4. Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.).


ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2011. — 689 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. — М.: Центрполиграф, 2002. — 269 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Современная западная философия: энциклопедический словарь / редкол.: О. Хеффе, В.С. Малахов и др. — М.: Культурная революция, 2009. — 392 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

ТЕМА 14. Экзистенциализм

1. Предпосылки и разновидности экзистенциализма.

2. Виднейшие представители экзистенциализма: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр.

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2011. — 689 с.

История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

История философии: Энциклопедия / Составитель и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002. — 1376 с.

Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. — М.: Центрполиграф, 2002. — 269 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Орлов, С.В. История философии / С.В. Орлов. — М. [и др.]: Питер, 2009. — 189 с.

Современная западная философия: энциклопедический словарь / редкол.: О. Хеффе, В.С. Малахов и др. — М.: Культурная революция, 2009. — 392 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

 

ТЕМА 15. Онтология — философское учение о бытии

1. Понятие бытия и его интерпретации в истории философии.

2. Категории субстанции и материи.

3. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Губин, В.Д.. Философия: учебник / В.Д. Губин. — М.: Проспект, 2011. — 332 с.

Калмыков В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Слемнев М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. для студ. учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / под общ. ред. Ю.А. Харина. — Минск : ТетраСистемс, 2008. — 448 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 575 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 517 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.


ТЕМА 16. Атрибуты и структура бытия

1. Движение и развитие как атрибуты бытия.

2. Пространственно-временная структура бытия.

3. Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Губин, В.Д.. Философия: учебник / В.Д. Губин. — М.: Проспект, 2011. — 332 с.

Калмыков В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Слемнев М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. для студ. учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / под общ. ред. Ю.А. Харина. — Минск : ТетраСистемс, 2008. — 448 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 575 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 517 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

 

ТЕМА 17. Метафизика и ее статус в философии

1. Понятие метафизики и его вариации в истории философии.

2. Статус метафизики в философии XIX–XX веков.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Доброхотов А. Л. Метафизика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. — М, 2010. — С. 540–544.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 575 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 517 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.


ТЕМА 18. Диалектика как философская концепция развития

1. Становление и развитие диалектических идей в философии.

2. Основные принципы, законы и категории диалектики.

3. Современные интерпретации диалектики.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Калмыков В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Слемнев М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. для студ. учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / под общ. ред. Ю.А. Харина. — Минск : ТетраСистемс, 2008. — 448 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 517 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

 

ТЕМА 19. Философия природы

1. Понятие природы, эволюция представлений о природе.

2. Природа как самоорганизующаяся система, понятие биосферы и ноосферы.

3. Экологические ценности современной цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 588 с.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Калмыков В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Слемнев М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2008. — 736 с.

Философия: учеб. для студ. учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / под общ. ред. Ю.А. Харина. — Минск : ТетраСистемс, 2008. — 448 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 517 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.


ТЕМА 20. Философия культуры

1. Понятие культуры, его современные философские интерпретации.

2. Культура и цивилизация.

3. Традиции и новации в динамике культуры.

4. Диалог культур в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. — М.: Республика, 2004. — 622 с.

Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. — Мн.: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с.

Калмыков В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. — Мн.: Вышэйшая школа, 2010. — 431 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль, 2010.

Слемнев М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнев, Э.И. Рудковский. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. — 134 c.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под общ. ред. Я.С. Яскевич]. — Мн.: РИВШ, 2008. — 624 с.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 575 с.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / [А.В. Аполлонов и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Проспект, 2010. — 669 с.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.

 













4. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ

Основная литература:

1. Сычёв А.А. Основы философии: учебное пособие для СПО.-2-е изд., испр. - М.; Альфа-М: Инфра-М, 2018, 368 стр.

Дополнительная литература:

1. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для СПО.-2-е изд., испр. - М.; Форум: Инфра-М, 2019, 384 стр.

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos







1.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Сократ Б. Аристотель В.Пифагор Г. Цицерон

2.С греческого языка слово «философия» переводится как:

А. любовь к истине Б. любовь к мудрости В. учение о мире Г. божественная мудрость

3.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

А. философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

Б. философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками строя

В. философия способствует улучшению характеров людей

Г. философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

4.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

А. История Б. Философия В. Социология Г. Культурология

5.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

А. вера в единого бога-творца

Б. вера в то, что все поступки изначально определены богом

В. презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

Г. вера в сверхъестественные, потусторонние силы

6.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

А. Атеизм Б. скептицизм В. Агностицизм Г. Неотомизм

7.Онтология - это:

А. учение о всеобщей обусловленности явлений

Б. учение о сущности и природе науки

В. учение о бытии, о его фундаментальных принципах

Г. учение о правильных формах мышления

8.Общественный прогресс - это

А. уровень развития общества

Б. состояние общества в целом на определенном этапе развития

В. поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Г. производственное развитие

9.Мировоззрение - это:

А. совокупность знаний, которыми обладает человек

Б. совокупность взглядов, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

В. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

Г. система адекватных предпочтений зрелой личности

10.Основным принципом античной философии был:

А. космоцентризм Б. теоцентризм В.антропоцентризм Г.сциентизм

11.Антропология - это:

А. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи Б. учение о человеке

В. наука о поведении животных в естественных условиях

Г. философское учение об обществе

12.Этика - это:

А. учение о развитии

Б. учение о бытии

В. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

Г. учение о морали и нравственных ценностях

13.Аксиология - это:

А. учение о ценностях Б. учение о развитии

В. теория справедливости Г. теория о превосходстве одних групп людей над другими

14.Процесс целенаправленного и активного отображения действительности в сознании человека-это:

А. Теория Б. Познание В. Чувственность Г. Аналогия




15.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

А. Гераклит Б. Демокрит В. Платон Г. Диоген Синопский

16.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

А. Эстетика Б. Этика В. Онтология Г. Гносеология

17.Агностицизм - это:

А. учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

Б. учение, постулирующее наличие потусторонних сил

В. учение о развитии философских знаний

Г. учение о ценностях

18.Основная проблема, решавшаяся натурфилософами:

А. проблема познаваемости мира Б. проблема первичности материи или духа

В. проблема первоначала Г. проблема природы человеческой души

19.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

А. Пифагору Б. Протагору В. Демокриту Г. Платону

20.Знание по Сократу тождественно:

А. чувствам Б. мудрости В. моральным законам Г. добродетели

21.«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:

А. Фалес Б. Платон В.Сократ Г. Эпикур

22.Суть «этического рационализма» Сократа:

А. относиться к другому как к самому себе

Б. добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

В. относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

Г. возлюбить ближнего как самого себя

23.Источник познания - это воспоминание души о мире идей, полагал:

А. И. Кант Б. Аристотель В. Платон Г. Демокрит

24.Философ, считавший логику главным орудием познания:

А. Платон Б. Аристотель В. Демокрит Г. Пифагор

25.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

А. Диогену Б. Сократу В. Платону Г. Демокриту

26.Философ, ученик Платона:

А. Эпикур Б. Зенон В. Парменид Г. Аристотель

27.Философ, который призывал к отказу от жизненных благ

А. Эпикур Б. Диоген Синопский В. Аристарх Самосский Г. Ксенофан

28.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

А. богословию Б. науке В. Психологии Г. этике

29.Характерной чертой средневековой философии является:

А. космоцентризм Б. антропоцентризм В. теоцентризм Г. скептицизм

30.Тип мировоззрения, где человек есть центр и высшая цель мироздания:

А. антропоцентризм Б. природоцентризм В. теоцентризм Г. космоцентризм

31.Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

А. Бога Б. Человека В. Природы Г. Космоса

32.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

А. Фомы Аквинского Б. Демокрита В. Тертуллиана Г. Гуго Сен-Викторского

33.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

А. космоцентризм Б. антропоцентризм В. скептицизм Г. провиденциализм

34.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

А. Теология Б. Монадология В.Антропоцентриз Г. феноменология

35.Философское направление, признающее разум основой познания

А.Рационализм Б. Сенсуализм В. Скептицизм Г. Агностицизм

36.Что, по Карлу Марксу, являлось локомотивом истории:

А. Реформы Б. Стабильность В.Революция Г. Культурное развитие человечества.






t1667178964aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный всестороннее освещение своего предмета...

10 November 2023

Похожие публикации