Контрольно-измерительный материал по обществознанию (9 класс)
Педагогический измерительный материал по обществознанию
-
Назначение — данная работа была создана для тестирование обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу основного общего образования по обществознанию, в ходе проведения аккредитационных экспертиз деятельности образовательных учреждений для установления выполнения требований государственных образовательных стандартов по обществознанию.
В связи с тем, что работы постоянно обновляются, и данная работа устарела (срок ее использования по прямому назначению вышел), отправляю ее для ознакомления.
1.3. План педагогических измерительных материалов
№ зада- ний |
Блок содержания |
Объект оценивания |
Уровень сложности |
Тип задания |
Примерное время выполнения (мин) |
Максимальный балл за выполнение |
Вариант 1 и 2 |
||||||
1 |
Человек и общество |
Общество как форма жизнедеятельности людеи. (умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
2 |
Человек и общество |
Личность (умение распознавать социальные понятия через обращение к социальным реалиям) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
3 |
Сфера духовной культуры |
Духовная сфера и ее элементы. Религия. Наука. (знание характерных признаков социальных понятий) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
4 |
Экономика |
Экономические системы и собственность (умение распознавать существенные признаки понятий) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
5 |
Экономика |
Налоги, уплачиваемые гражданами (знание характерных черт социального понятия через анализ двух суждений) |
П |
ВО |
2 — 4 |
1 |
6 |
Социальная сфера |
Социальная структура общества (умение узнавать понятия по предложенной характеристике) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
7 |
Социальная сфера |
Семья как малая группа (распознавание характерных черт социального объекта) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
8 |
Сфера политики и социального управления |
Власть (умение распознавать элементы описания понятия) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
9 |
Право |
Конституция РФ, органы государственной власти РФ (знание содержания Конституции РФ через анализ двух суждений) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
10 |
Право |
Понятие и признаки государства (умение описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
11 |
Право |
Отрасли права (умение распознавать элементы описакния социального понятия) |
Б |
ВО |
1 — 2 |
1 |
12 |
Сфера политики и социального управления |
Политические режимы (умение сравнивать объекты, выявлять их общие черты и различия) |
П |
ВО |
2 — 4 |
1 |
13 |
Человек и общество |
Биологическое и социальное в человеке (знание социальных свойств человека) |
П |
ВО |
3 — 5 |
1 |
14 |
Экономика |
Умение различать в социальной информации факты и мнения |
П |
ВО |
2 — 4 |
1 |
15 |
Право |
Умение анализировать, интерпретировать социальную информацию |
П |
ВО |
4 — 6 |
1 |
Варианты педагогических измерительных материалов
Вариант 1
Учебный предмет - обществознание |
Норматив времени - 40 |
Инстукция по проведению работы:
На выполнение ̆ работы по обществознанию дается 40 минут. Работа состоит 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
-
1.Ученые — обществоведы определяют общество как
1) совокупность природных и социальных явлений
2) многообразие форм и проявлений природы
3) весь окружающий человека мир
4) обособившуюся от природы часть мира
2. Борис — студент медицинского института. Учебные занятия он старается сочетать с активным отдыхом — водным туризмом, а также стремится помогать в учебе младшему брату. Все это характеризует Бориса как
1) профессионала
2) личность
3) индивида
4) студента
3. Что является отличительным признаком науки?
1) отражение представлений о добре и зле
2) открытие объективных законов развития природы
3) эмоциональное воздействие на человека
4) обращение к сверхъестественным силам
4. Фирма производит высококачественное автомобильное топливо и машинные масла. Работники фирмы являются собственниками предприятия, получая по итогам года прибыль в форме дивидентов. Какую форму собственности представляет данное предприятие?
1) акционерную
2) государственную
3) кооперативную
4) муниципальную
5. Верны ли следующие утверждения?
А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ
Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства
1) верно А.
2) верно Б.
3) верны оба суждения.
4) оба суждения неверны.
6. Согласно переписи населения 1897 года население России распределялось по следующим сословиям: дворяне — 1,5 % населения, духовенство — 0,5 %, купцы — 0,3 %, крестьяне — 77.1 %. Какую структуру общества отражают эти данные?
1) национальную
2) политическую
3) религиозную
4) социальную
7. В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресение родители ходят со своими детьми в музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1) обеспечение материального достатка
2) распределение домашних обязанностей
3) духовное развитие детей
4) совместное ведение домашнего хозяйства
8. Что относится к действиям политической власти?
1) разработка проекта государственного закона
2) ведение археологических раскопок
3) распоряжение директора школы
4) организация международного кинофестиваля
9. Выбери верное суждение об органах государственной власти РФ:
1) Исполнительную власть в РФ осуществляет Государственная Дума
2) Федеральные законы принимаются Правительством РФ
3) Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой исполнительной власти
4) Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным Собранием
10. Признаком суверенитета государства является:
1) право на отчуждение земель соседей
2) доминирование на международной арене
3) верховенство государственной власти внутри страны
4) право на вмешательство во внутренние дела других госудасртв
11. Гражданин Т. приобрел путевку в туристическом агенстве. Его взаимодействие с агенством регулируется нормами права:
1) гражданского
2) административного
3) конституционного
4) трудового
12. В государстве S установлен демократический политический режим, а в государстве Z - тоталитарный. Сравните эти два политических режима, выделив черты отличия и сходства. Определите, какая черта относится к сходствам.
1) наличие органов исполнительной власти
2) свободные выборы на альтернативной основе
3) репрессии против оппозиционных партий и движений
4) культ личности вождя
13. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в:
а) самореализации
б) приспособлении к окружающему миру
в) общении
г) в воде и пище
д) самосохранении
Укажите верный ответ:
1) аб
2) ав
3) гд
4) бв
14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано и выражает факты или мнения. Определите, какое положение текста отражает факт.
1) Экономисты определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и направленную на получение прибыли. 2) Вряд ли нужно сочувствовать всем разорившимся предпринимателям. 3) Их необоснованный риск не может вызывать одобрение. |
15. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.
Учащиеся 9 «а» и 9 «б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учебы время. Может ли он заключить трудовой договор?»
Результаты выполнения задачи (в % от числа отвечавших) приведены в таблице
Варианты ответа |
% отвечавших |
|
9 «а» |
9 «б» |
|
Да, лица, достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договро для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. |
40 |
45 |
Да, но только с согласия одного из родителей (попечителя) и органов опеки и попечительства |
10 |
10 |
Нет, так как заключение трудового договра допускается только с лицами, достигшими 16-летнего возраста |
45 |
40 |
Нет, так как работа будет мешать процессу обучения |
5 |
5 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.
а) ученики 9 «б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «а», обосновав свой ответ тем, что это должен быть легкий труд, не причиняющий вреда их здоровью
б)лишь каждый десятый ученик из учащихся обоих классов правильно обосновал свой ответ.
в) В 9 «б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9 «а»
г) ученики 9 «а» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
д) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.
Укажите верный ответ:
1) аб
2) вг
3) ав
4) гд
Вариант 2
Учебный предмет - обществознание |
Норматив времени - 40 |
Инстукция по проведению работы:
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 40 минут. Работа состоит 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
1. Общество в широком смысле – это
1) взаимодействия людей в повседневной жизни
2) группа людей, объединенных языком и культурой
3) весь окружающий мир
4) человечество в прошлом, настоящем и будущем
2. Анатолий работает на заводе на заводе. Он — хороший отец и друг. Его хобби — футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Все это характеризует Анатолия как
1) спортсмена
2) индивида
3) личность
4) работника
3. Религия, в отличие от других форм культуры, предполагает
1) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами
2) отражение мира в художественных образах
3) особую значимость субективного восприятия мира
4) доказательность теоретических положений
4. В стране N признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос, К какому типу экономических систем можно отнести экономику страны N?
1) рыночному
2) командному
3) традиционному
4) плановому
5. Верны ли следующие утверждения о налогах?
А. Налоги формируют доходы государственного бюджета
Б. Налоги призваны перераспределять часть доходов граждан и прибыли фирм.
1) верно А.
2) верно Б.
3) верны оба суждения.
4) оба суждения неверны.
6. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная групп выделена по профессиональному признаку?
1) девушки
2) врачи
3) рязанцы
4) пассажиры
7. Семья в отличие от других малых социальных групп характеризуется
1) реальными контактами между членами
2) кровно-родственными отношениями
3) устойчивыми связями
4) общими традициями
8. Политическую власть осуществляет:
1) глава крупного банка
2) ректор университета
3) совет акционеров
4) министр правительства
9. В РФ установлен следующий порядок: все нормативыные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?
1) высшая юридическая сила
2) особый порядок принятия
3) прямое действие
4) особая охрана
10. К признакам любого государства относится:
1) верховенство закона
2) наличие парламента
3) унитарное государство
4) наличие публичной власти
11. Гражданка К. была оштрафована контролером за безбилетный проезд в автобусе.
Подумайте, за нарушение нормы какой отрасли права гражданка К. Была привлечена к ответственности?
1) уголовное право
2) административное право
3) гражданское право
4) конституционное право.
12. Учитель на уроке объяснил своим ученикам признаки демократического и тоталитарного режимов.
Определите черты сходства между демократическим режимом и государством тоталитарного типа, а также черты отличия между ними. Выберите, какая черта относится к различиям.
1) наличие правоохранительных органов
2) многообразие политических взглядов
3) пресечение нарушений общественного порядка
4) разработка и принятие законов
13. Найдите в приведенном списке отличительные характеристики человека, имеющие биологическую природу.
а) способность к совместной преобразовательной деятельности
б) стремление к самореализации
в) умение приспосабливаться к природным условиям
г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
д) потребность в воде, пище, отдыхе
Укажите верный ответ:
1) аб
2) вг
3) ад
4) вд
14. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано и выражает факты или мнения. Определите, какое положение текста отражает мнение.
1) Заработная плата — это денежное вознаграждение, получаемое работником за свой труд. 2)Ее размер определяется законодательством и трудовым договором. 3)Скорее всего, работник будет доволен своей зарплатой только тогда, когда она позволит удовлетворять все его потребности. |
15. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.
Учащиеся 9 «а» и 9 «б» классов решали обществоведческую задачу: «Трое 14-летних подростков украли компьютер из школьного кабинета информатики, чтобы затем
продать его. Преступление было раскрыто по горячим следам: кольников задержали на выходе из школы. Будут ли школьники привлечены к уголовной ответственности?
Результаты выполнения задачи (в % от числа опрошенных) приведены в таблице
Варианты ответа |
% отвечавших |
|
9 «а» |
9 «б» |
|
Да, будут, потому что лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за кражу. |
40 |
45 |
Да, будут, потому что они совершили преступление в составе группы лиц по предварительному сговору |
10 |
10 |
Нет, так как уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста |
45 |
40 |
Нет, так как школьники не успели до конца осуществить свой план. |
5 |
5 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.
а) ученики 9 «б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «а» квалифицировав деяние подростков как кражу
б) лишь каждый десятый из учащихся обоих классов правильно обосновал свой ответ.
в) Наименьшее количество учащихся в каждом классе связало ответственность с завершенностью деяния
г) ученики 9 «а» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «б» , указав, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста
д) больше половины учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.
Укажите верный ответ:
1) аб
2) вг
3) ав
4) гд
-
Ответы на задания вариантов педагогических измерительных материалов по обществознанию.
Учебный предмет — обществознание
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||
№ задания |
ответы |
Количество баллов |
№ задания |
ответы |
Количество баллов |
1 |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
6 |
4 |
1 |
6 |
2 |
1 |
7 |
3 |
1 |
7 |
2 |
1 |
8 |
1 |
1 |
8 |
4 |
1 |
9 |
4 |
1 |
9 |
1 |
1 |
10 |
3 |
1 |
10 |
4 |
1 |
11 |
1 |
1 |
11 |
2 |
1 |
12 |
1 |
1 |
12 |
2 |
1 |
13 |
2 |
1 |
13 |
4 |
1 |
14 |
1 |
1 |
14 |
3 |
1 |
15 |
3 |
1 |
15 |
3 |
1 |
Максимальное количество баллов - 15.
Рекомендации к оцениванию:
Базовый уровень (общеобразовательные учреждения)
15 — 13 - «5» (100 — 85 %)
12 — 10 - «4» (84 — 65 %)
9 — 8 - «3» (64 — 50 %)
7 и менее баллов - «2» (менее 50%)
Повышенный уровень (инновационные общеобразовательные учреждения)
15 — 14 - «5» (100 — 90 %)
13 — 11 - «4» (89 — 73 %)
10 — 9 - «3» (72 — 60 %)
8 и менее баллов - «2» (менее 60 %)
В соответствии с этими показателями определяется уровень усвоения учебной программы: от 100% до 80% - оптимальный уровень, от 79% до 50% - допустимый уровень, 49% и ниже - критический уровень.