Кооперация в обучении младших школьников как способ повышения эффективности образовательного процесса

3
0
Материал опубликован 15 February

Кооперация в обучении младших школьников как способ повышения эффективности образовательного процесса


1.Орг. момент

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше общество активно меняется. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Наиболее важными становятся критическое мышление, социальные умения, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы.

Выделяют четыре ключевых навыка, которые получили название «Система 4К». Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки).

Критическое мышление;

Креативность;

Коммуникация;

Координация.

В прошлом учебном году я рассказывала о приемах развития критического мышления «Кубик Блума» и «Ромашка вопросов». А сегодня я подробнее хотела остановиться на методе кооперативного обучения.

- Хотелось бы начать мастер-класс с КОЛЕСА ДОСТИЖЕНИЙ, и спросить t1739626599aa.jpg

-Знаете ли вы, что такое кооперативное обучение?

-Применяете ли вы на уроках данную методику?

Если ваш ответ да, то прошу прикрепить зеленый стикер, если знаете и мало применяете в работе- желтый стикер, если вообще не знаете-красный.

Какой вывод мы можем сделать? (Тема мало изучена и не особо применена на практике)

Часто мы замечаем, что на занятиях одни учащиеся работают на уроке активно, другие же – нет. И даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы. Я считаю, что при обучении очень важно формирование социокультурных и коммуникативных навыков.

2.Основная часть

Так что такое кооператив? Это слово пришло в русский язык из немецкого ещё в 19 веке и означает «СОТРУДНИЧЕСТВО».

Кооперативное обучение (КО) заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика.

Есть разные способы как же детей разделить на группы во время занятий. Вот несколько из них:

1.   «Колечки». Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз учитель хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко.
2.«Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходи­мые для составления целой картинки.

3. По времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

4. По дате рождения (четное, нечетное число);

5. По первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка)

6. По цвету волос (темные, светлые)

7. По жребию. В корзине могут находиться:

листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные;

изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев.

8. Мозаика. Детям выдаются части текста, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста. (Пословицы, фразеологизмы, отрывки стихотворений). Подходит для деления на микрогруппы.

А теперь попробуем поиграть и разделиться на группы.

Мастер на все руки - о человеке, которое многое умеет делать своими руками

Вертеться как белка в колесе — усердно и безостановочно работать. 

Бить баклуши — бездельничать, лениться

Комар носа не подточит- работа выполнена настолько безупречно, что к ней не придраться

Мартышкин труд — бесполезная, бесплодная работа

Какая общая тема объединяет эти фразеологизмы? Одна группа фразеологизмы, другая-ее значение. Таким образом, мы разделились на 2 команды по 5 человек.

На группы разделились. Но не стоит забывать, в начале обсудить правила работы в группах.

Какие правила можно выделить?

Чтобы дети правила запомнили можно изобразить в виде знака. Например:

1.Работать нужно дружно

t1739626599ab.jpg


2. Умей каждого выслушать, не перебивай


t1739626599ac.jpg

3. Не согласен-предлагай

t1739626599ad.jpg

4.Точно выполняйте возложенную на вас роль

t1739626599ae.jpgt1739626599af.jpg


5.Говори спокойно, ясно, только по делу

t1739626599ag.jpg

Правила работы в группе вспомнили. А кто какую роль будет выполнять?. Также важно не только распределить роли, но и определить обязанности назначить роль или самовыдвижение (самоопределение адекватной самооценки)

В групповой работе принято выделять следующие роли:

Спикер организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы.

Секретарь ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.

Критик высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражение

Докладчик четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы.

Хранитель времени следит за временем выполнения заданий


Предлагаю сопоставить роль и ее значение

Спикер

следит за временем выполнения заданий

Секретарь

высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражение


Критик

организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы.


Докладчик

ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.


Хранитель времени

четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы.




Сейчас предлагаю в группе распределить роли и выполнить задания

Просмотр видеоролика (Ералаш)

Догадайтесь, о чём пойдёт речь?) (О культуре речи)

Подумайте, что входит в понятие «хорошая речь».

Задание 1. ХОРОШАЯ РЕЧЬ

Прошу вас заполнить кластер, определив признаки хорошей речи. Помните, что вы ограничены во времени – у вас 10 минут. Не забывайте о ваших ролях.







t1739626599ah.gif













Задание 2. УМЕСТНО-НЕУМЕСТНО

В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду.

Остановимся на одной из характеристик хорошей речи – уместности.

Предлагаю вам обсудить текст

- Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера?


«Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря.

Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”.

Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача.

Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!”

Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..”

После этого я на Люду и смотреть боялся».


Работа с залом

Дано слово КООПЕРАЦИЯ. Предлагаю подумать, с каким словом может ассоциировать каждая буква этого слова.

В процессе подготовки мастер-класса увидела интересную игру на сплочение и взаимодействие. Нужно с помощью резинки переставить стаканчик с соответствующими точками в стаканчик с числами, т.е точки должны соответствовать числу


Вы выполняли задания в группах. Предлагаю оценить шансы на успех по шкале.




t1739626599ai.jpg

Сделаем вывод: как легче работать?



3.Рефлексия
На столах лежит лист бумаги, прошу изготовить самолетик.

На самолетике прошу написать :

Пожелание друг другу

Оценка мастер-классом словом

Обобщающее слово. Ответ на вопрос «Что же дает нам кооперативное обучение?»

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации