Статья «Установление партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса: современный аспект»

1
1
Материал опубликован 13 December 2020

Установление партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса: современный аспект

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности (педагогов и родителей) в дошкольной организации – проблема не новая.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что традиционная практика организованного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в сфере воспитания детей давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что образовательный процесс имеет открытый характер и строится на основе сотрудничества с семьями воспитанников: - непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. [5]

Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и ДОО в системе их взаимодействий в образовательном процессе.

Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и ДОО на уровень, адекватный новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

В настоящее время существует понимание значения активного взаимодействия детского сада и семьи, при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по развитию и воспитанию детей.

Вхождение понятия «партнерство» в образовательное пространство должно свидетельствовать об изменении сути, характера, содержания, форм тех или иных отношений и взаимодействий в нем.

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.

Социальное партнерство в образовании имеет свою историю. Идеи педагогической среды нашли свое отражение в работах Д.Дьюи, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко. В работах этих авторов определялись различные точки зрения на взаимодействие образовательного учреждения со средой, но при этом во всех отмечалась необходимость устойчивых связей школы с семьей, микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни. [4]

Основными принципами партнерских отношений в системе «семья – ДОО» являются:

- Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

- Равноправие и равноответственность родителей и педагогов;

- Открытость и добровольность;

- Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- Уважение и доброжелательность друг к другу.

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное и полноценное развитие и воспитание детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое образовательное пространство.

Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования. [3]

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.

В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребёнка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнёров.

Одной из ключевых задач в решении данной проблемы становится обоснование выбора нетрадиционных форм взаимодействия взрослых в образовательном пространстве «детский сад – семья». Анализ потребностей современных родителей, видение ими причин слабого использования ресурса взаимодействия с детским садом в целях своего педагогического просвещения обратил наше внимание на неадекватность запросов родителей форм и пространства взаимодействия с детским садом, предлагаемых последним. Родительское сообщество ожидает интерактивных форм и методов взаимодействия взамен традиционным «эталонам». Современные родители в большей мере рациональны, и, следовательно, стремятся к увеличению личной пользы, получению удовольствия и непременно - отсутствию неудобств. Это обстоятельство требует от ДОО использования новых форматов и технологий работы с семьями, в том числе учитывающих современные реалии их занятости, «активности» их опосредованных связей через сайты и сетевые телекоммуникационные инструменты (например, сетевые сообщества), желательность коллективного сотрудничества в неформальной обстановке.



Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 2011. – 214с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.

3. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова// Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С. 60 - 68.

4. Набиуллина Н. М. Формирование и развитие социального партнерства в сфере образования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный и интересный ресурс!

13 December 2020

Похожие публикации