Урок математики в 6 классе на тему «Координатная плоскость»
Пояснительная записка к презентации
МОУ «Береговская СОШ». Денисова О.Ф.
Проект урока по математике 6 класс.
Учитель: Денисова Ольга Фёдоровна
Предмет: Математика
Класс: 6
Тема урока: «Координатная плоскость»
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала (вводный)
Цель: Формирование понятия «координатная плоскость», отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Сформировать понятие прямоугольной системой координат на плоскости, сформировать представление о взаимно однозначном соответствии между точкой на координатной плоскости и ее координатами; отработать навыки нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; прививать навыки контроля и взаимоконтроля.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать аккуратность и культуру графических построений; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Игровые технологии: обучающие игры;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, словесный, иллюстрация, практический
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с координатами точек, образующих рисунок). Тренажер «Поймай рыбку».
Предметный результат:
- формирование умения работать на координатной плоскости; умения находить точки по координатам, строить точки и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости ;создавать рисунки по координатам.
Метапредметный результат:
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование таких качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание учебной задачи урока;
- определение цели учебного задания;
- развитие умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности;
- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленной задачи;
- осуществление анализа практических ситуаций;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости;
- умение задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать.
План урока:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы урока. и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности. Устная работа в игровой форме (Составить слово).
Актуализация знаний. Мотивация и актуализация познавательной деятельности. Самостоятельная работа.
Объяснение нового материала (Декартова система координат, координатная плоскость).
Практическая работа. Проверка в игровой форме первичного усвоения умения находить точку по ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости. Построение рисунка на координатной плоскости.
Подведение итогов урока. Творческое домашнее задание.
Технологическая карта
Этап урока |
Презентация |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||
/data/files/v1486566755.ppt (координаты)1.Организационный. |
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. |
Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. |
Строят точки по заданным координатам, определяют координаты точки, создают рисунки. |
Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач; доброжелательное отношение к сверстникам. Анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Регулятивные –определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно осуществляют поиск средств её достижения; в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. Составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера. Познавательные – преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область. Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;.записывают выводы в виде правил «если…, то…». Коммуникативные – умеют высказывать свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. Умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учётом ситуаций. Организовывают учебное взаимодействие в группе. |
|
2.Мотивационный Актуализация знаний
Фронтальная работа. |
Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Координатная прямая», действия с рациональными числами, использовать знания по другим предметам. Подготовить учащихся к изучению новой темы. |
Выполняют задания устного счета. Контролируют правильность ответов. Выполняют задание по применению знаний по др.предметам. Знакомятся с местоположением в зрительном зале. Практическая работа в парах. В карточках отмечают свои места. Несколько человек отмечают на интерактивной доске . Взаимопроверка. |
||||
3. Планирование действий по достижению цели. Работа в группах. |
|
Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает игру по проблемным карточкам После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. |
Перечисляют качества личности: силу , воли, настойчивость, дисциплинированность Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. Выдвигают предположение о теме урока. |
|||
4. Реализация намеченного (изучение нового материала). Первичное осмысление и закрепление знаний. Работа в группах. |
|
Учитель демонстрирует ЦОР и делает необходимые комментарии. Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу. Организует работу по первичному закреплению с использованием электронного тренажёра. Предлагает выполнить задание на определение координат поплавка./data/files/r1486567049.exe (координатная плоскость) |
Выполняют практическую работу. Формулируют правило, разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. Строят точки по заданным координатам, определяют координаты точек. Выполняют задание на тренажёре « Поймай рыбку»/data/files/u1486566865.exe (поймай рыбку) |
|||
5. Закрепление изученного. |
Организует отработку навыков построения точек на координатной плоскости, создание рисунков. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся |
Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. |
||||
7. Самостоятельная работа учащихся по закреплению изученного на уроке.
Работа в группах.
|
Предлагает создать рисунок по координатам. Варианты разноуровневые. |
Выполняют самостоятельную работу. Работают в группах, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.. Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. |
||||
8. Домашнее задание. |
Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. |
Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. |
||||
9. Рефлексия. |
Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. |
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
в контексте требований ФГОС
Образовательные задачи учебного занятия |
Возможные методы и приёмы выполнения |
Организационный этап |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
Проверка выполнения домашнего задания |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности. В начале урока даётся проблема, решение которой будет возможно при работе над новым материалом |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
|
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору |
- Работа с определением - Использование обыденных аналогий -Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
Первичная проверка понимания изученного |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
Применение знаний и способов действий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
Обобщение и систематизация |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
Коррекция знаний и способов действий |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
- Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений - Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
Информация о домашнем задании |
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий |
Подведение итогов занятия |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
Рефлексия |
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты и т.п. |
Смирнова Маргарита Александровна