12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Комарова Наталья Алексеевна125 Работаю учителем математики в МБОУ " Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка", г. Озерска, Челябинской области. Россия, Челябинская обл., Озерск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока математики в 6 классе «Координатная плоскость»
Класс: 6
Тема урока: «Координатная плоскость»
Цели урока:
Обучающие:
ввести понятия координатная плоскость;
изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Развивающие:
использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
развивать умение обобщать, конкретизировать;
Воспитательные:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;
уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.
Личностные:
повышение мотивации к изучению предмета «математика».
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).
УУД:
В процессе построения работы по теме урока я планировала вести работу над формированием у обучающихся следующих УУД
Личностные:
формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.
Познавательные:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные:
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Место данного урока в теме:
Данный урок третий по счету в теме «Координаты на плоскости». Дети уже владеют знаниями о параллельных и перпендикулярных прямых, имеют представление о координатной прямой. Сегодня им предстояло открыть для себя новое понятие «координатная плоскость».
Тип урока и его структура:
Урок открытия нового знания. Исходя из этого, была выбрана следующая его структура:
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Оборудование:
мультимедийные средства;
презентация «Координатная плоскость»;
учебник: Н.Я. Виленкин и др., «Математика 6 класс»;
наглядные пособия:
билет в кино,
справочник,
задание в классе,
домашнее задание,
дополнительное задание;
интернет.
Ход урока:
№ | Этап | Слайд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | Организационный этап | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II | Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель: Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой? Учитель: Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой? Выслушать ответы. Учитель: Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль. Высказывают свои мнения, комментируют высказывания одноклассников. Ответ: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6) | СЛАЙД 1: [1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6) Показать пересечение линий. | СЛАЙД 1: [1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: А в кино любите ходить? Учитель: Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету? Выслушать ответы. | СЛАЙД 2: СЛАЙД 2: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заранее на парты приклеить № ряда и № мест обучающихся.
| Заранее на парты разложить билеты в кино: Приложение 1: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Возьмите свои билеты и запишите на нем номер ряда и номер места, на котором вы сидите. Учитель: Поднимитесь, пожалуйста, кто сидит на 1 ряду на месте №3, а на 3 ряду на месте №1. Спасибо. А на 4 ряду на месте №2, а на 2 ряду на месте №4 На доске записать: (1; 3) и (3;1); (4; 2) и (2;4) | СЛАЙД 3: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии. Дети высказывают свои предположения. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. Учитель: Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Актуализация знаний | Учитель: Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего? Дети высказывают свои предположения. Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail. Учитель: Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Учитель: Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике? Выслушать ответы. Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Постановка цели и задач урока | Учитель: Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его….. Выслушать ответы. (Координаты) Учитель: А точка – является объектом? Выслушать ответы. (Да) Учитель: А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости? Выслушать ответы. Учитель: Значит, сегодня на уроке мы с вами будем определять координаты точки на плоскости. Учитель: Прошу вас открыть тетради записать классная работа и число. | СЛАЙД 4: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Постройте две перпендикулярные прямые. - Под каким углом они пересекаются? Выслушать ответы. (90 градусов) Учитель: Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У. | СЛАЙД 4: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой? Выслушать ответы. (Положительное). Учитель: Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ох и оу на плоскости! | СЛАЙД 4: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Кто может сказать: «Какая тема нашего сегодня урока?» Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ)
| СЛАЙД 4: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? Варианты ответов: Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости. | СЛАЙД 5: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Первичное усвоение новых знаний | Учитель: Прошу вас открыть учебник на странице 243, параграф 45, найдите в тексте параграфа, как называются данные прямые? Выслушать ответы. (Система координат на плоскости) Учитель: Как называют точку О? Выслушать ответы. (Начало отсчета) Учитель: А плоскость, на которой выбрана система координат? Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ) Учитель: Сами координатные прямые называют осями координат. Учитель: Положение точки на координатной прямой определяется – координатой! Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля? Выслушать ответы. (Два). Учитель: Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре? Выслушать ответы. (Двумя) Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси. Учитель: Тогда положение точки на плоскости будет определять ….. Выслушать ответы. (Два числа) | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Какие числа находятся правее нуля? Выслушать ответы. (Положительные) Учитель: Какие числа находятся левее нуля? Выслушать ответы. (Отрицательные) Учитель: Какие числа находятся выше нуля? Выслушать ответы. (Положительные) Учитель: Какие числа находятся ниже нуля? Выслушать ответы. (Отрицательные) | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми? Выслушать ответы. (Четыре) Учитель: На 4 части, которые называются координатные четверти. Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -). Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -). | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Посмотрим, как определяется положение данной точки на координатной плоскости. 1. Вам нужно двигаться по горизонтальной оси ох, в нашем случае на 4 единицы вправо. Координата х = +4. 2. Вы должны двигаться по вертикальной оси у вверх, в нашем случае на 6 единиц. Координата у = +6. Дана точка А(4; 6). | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Откройте страницу 244 учебника. Учитель: Как называются эти числа? Выслушать ответы. ( Координаты точки) Учитель: Как называется первое число? Выслушать ответы. (Абсцисса) Учитель: Как называется второе число? Выслушать ответы. (Ордината) Учитель: Подчеркните карандашом в учебнике названия координат. | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Координатную прямую ох – называют осью абсцисс, а координатную прямую оу – осью ординат. | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Первичная проверка понимания | Учитель: Координаты определяют положение какого-либо объекта на плоскости. Встаньте, пожалуйста, кто сидит на местах (1; 2) и (2 ; 1). (Если, запутаются, то напомнить, что первая координата – ряд, вторая - место). Учитель: Что произойдет, если переставить координаты точки местами? Выслушать ответы. (Получится другая точка) Учитель: Точка А имеет координаты (4; 6), если мы поменяем местами её координаты, то нам нужно двигаться по горизонтальной оси ох на 6 единиц вправо и по вертикальной оси оу вверх на 4 единицы. Мы попадем с Вами в точку М(6; 4). | СЛАЙД 6: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заранее на парты разложить распечатанные на клейкой бумаге формата А4 справочники-помощники, которые можно вклеить в блокноты-справочники (если они ведутся) или в дневник. Учитель: У каждого на парте есть справочник, вы можете вклеить его в свой блокнот, он будет вам помощником по этой теме. | [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнить задание (при условии, что есть интернет). Учитель: Определите, какой координатной четверти принадлежит точка. | СЛАЙД 7: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При выполнении интерактивного задания, откроется портрет Рене Декарта. Учитель: Знаменитый французский философ, физик и математик Рене Декарт . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел. Впервые систему координат на плоскости ввел Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому систему координат на плоскости называют также — Декартова система координат. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Устно решим задание из учебника № 1393. Проверить по слайду.
| СЛАЙД 8: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Под каким углом пересекаются координатные прямые x и y? Как называют прямую x? Как называют прямую y? Как называют точку пересечения этих прямых? Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости? Как называют первое число? А второе? Проверить по слайду ответы на вопросы. | СЛАЙД 9: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Первичное закрепление | Учитель: На столе у вас находится задание, которое вы будете выполнять самостоятельно. (На своем уроке, для повышения эффективности, я объединила учащихся в динамические пары сменного характера, где более сильный учащийся мог бы оказать помощь более слабому.) Вам необходимо соединить последовательно данные точки: Проверить по слайду ответ. | СЛАЙД 10: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учитель: Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться! И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка, вы можете самостоятельно попробовать ответить на вопросы после параграфа со страницы 244, для лучшего усвоения материала! Провести опрос. Учитель: А где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении темы «Координатная плоскость»? Варианты ответов: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в армии в военных действиях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | ? со страницы 244, Задание: Дополнительно*: | Домашнее задание состоит из основной части и дополнительной части. Дополнительное задание выполняется по желанию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На следующем уроке можно использовать слайды №11 и №12 из презентации для проверки домашнего задания. | СЛАЙД 11 - 12: |
Источники:
Картинка «Морской бой» в Слайде 1 скопирована из презентации «Определение координат фигур расположенных на шахматной доске (N 207135)», Единая коллекция ЦОР http://school-
Единая коллекция ЦОР