12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комарова Наталья Алексеевна125
Работаю учителем математики в МБОУ " Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка", г. Озерска, Челябинской области.
Россия, Челябинская обл., Озерск
3

Конспект урока математики в 6 классе «Координатная плоскость»



Конспект урока

Класс: 6
Тема урока: «Координатная плоскость»

Цели урока:

Обучающие:

ввести понятия координатная плоскость;

изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

Развивающие:

использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;

развивать умение обобщать, конкретизировать;

Воспитательные:

расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;

уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.

Личностные:

повышение мотивации к изучению предмета «математика».

Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:

производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;

сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).

УУД:

В процессе построения работы по теме урока я планировала вести работу над формированием у обучающихся следующих УУД

Личностные:

формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.

Познавательные:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:

уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Место данного урока в теме:

Данный урок третий по счету в теме «Координаты на плоскости». Дети уже владеют знаниями о параллельных и перпендикулярных прямых, имеют представление о координатной прямой. Сегодня им предстояло открыть для себя новое понятие «координатная плоскость».

Тип урока и его структура:

Урок открытия нового знания. Исходя из этого, была выбрана следующая его структура:

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Оборудование:

мультимедийные средства;

презентация «Координатная плоскость»;

учебник: Н.Я. Виленкин и др., «Математика 6 класс»;

наглядные пособия:

билет в кино,

справочник,

задание в классе,

домашнее задание,

дополнительное задание;

интернет.

Ход урока:

Этап

 

Слайд

I

Организационный этап

   

II

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой?

Учитель: Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой?

Выслушать ответы.

Учитель: Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль.

Высказывают свои мнения, комментируют высказывания одноклассников.

Ответ: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6)

СЛАЙД 1: [1]

Учитель: Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.

На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6)

Показать пересечение линий.

СЛАЙД 1: [1]

Учитель: А в кино любите ходить?

Учитель: Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету?

Выслушать ответы.
Варианты ответов: Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место.

СЛАЙД 2:

СЛАЙД 2:

Заранее на парты приклеить № ряда и № мест обучающихся.

1 ряд

1 ряд

1 ряд

1

2

3

4

5

6


 

2 ряд

2 ряд

2 ряд

1

2

3

4

5

6


 

3 ряд

3 ряд

3 ряд

1

2

3

4

5

6


 

4 ряд

4 ряд

4 ряд

1

2

3

4

5

6


 

5 ряд

5 ряд

5 ряд

1

2

3

4

5

6


 

Заранее на парты разложить билеты в кино:

Приложение 1:

Учитель: Возьмите свои билеты и запишите на нем номер ряда и номер места, на котором вы сидите.

Учитель: Поднимитесь, пожалуйста, кто сидит на 1 ряду на месте №3, а на 3 ряду на месте №1. Спасибо. А на 4 ряду на месте №2, а на 2 ряду на месте №4

На доске записать: (1; 3) и (3;1); (4; 2) и (2;4)

СЛАЙД 3:

Учитель: Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии.

Дети высказывают свои предположения.

- Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.

Учитель: Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта.

 

III

Актуализация знаний

Учитель: Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего?

Дети высказывают свои предположения.

Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail.

Учитель: Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. 

Учитель: Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике?

Выслушать ответы.

Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах.  Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты.

 

IV

Постановка цели и задач урока

Учитель: Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его…..

Выслушать ответы. (Координаты)

Учитель: А точка – является объектом?

Выслушать ответы. (Да)

Учитель: А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости?

Выслушать ответы.

Учитель: Значит, сегодня на уроке мы с вами будем определять координаты точки на плоскости.
На сколько, вы правы в своих предположениях, мы с вами узнаем в конце урока.

Учитель: Прошу вас открыть тетради записать классная работа и число.

СЛАЙД 4:

Учитель: Постройте две перпендикулярные прямые.

- Под каким углом они пересекаются?

Выслушать ответы. (90 градусов)

Учитель: Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У.

СЛАЙД 4:

Учитель: Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой?

Выслушать ответы. (Положительное).

Учитель: Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ох и оу на плоскости!

СЛАЙД 4:

Учитель: Кто может сказать: «Какая тема нашего сегодня урока?»

Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ)


 

СЛАЙД 4:

Учитель: Какие  цели мы поставим перед собой на этот урок?

Варианты ответов: Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости.

СЛАЙД 5:

V

Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Прошу вас открыть учебник на странице 243, параграф 45, найдите в тексте параграфа, как называются данные прямые?

Выслушать ответы. (Система координат на плоскости)

Учитель: Как называют точку О?

Выслушать ответы. (Начало отсчета)

Учитель: А плоскость, на которой выбрана система координат?

Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Учитель: Сами координатные прямые называют осями координат.

Учитель: Положение точки на координатной прямой определяется – координатой! Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля?

Выслушать ответы. (Два).

Учитель: Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре?

Выслушать ответы. (Двумя)

Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси.

Учитель: Тогда положение точки на плоскости будет определять …..

Выслушать ответы. (Два числа)

СЛАЙД 6:

Учитель: Какие числа находятся правее нуля?

Выслушать ответы. (Положительные)

Учитель: Какие числа находятся левее нуля?

Выслушать ответы. (Отрицательные)

Учитель: Какие числа находятся выше нуля?

Выслушать ответы. (Положительные)

Учитель: Какие числа находятся ниже нуля?

Выслушать ответы. (Отрицательные)

СЛАЙД 6:

Учитель: А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми?

Выслушать ответы. (Четыре)

Учитель: На 4 части, которые называются координатные четверти.

Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +).

Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +).

Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -).

Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -).

СЛАЙД 6:

Учитель: Посмотрим, как определяется положение данной точки на координатной плоскости.

1. Вам нужно двигаться по горизонтальной оси ох, в нашем случае на 4 единицы вправо. Координата х = +4.

2. Вы должны двигаться по вертикальной оси у вверх, в нашем случае на 6 единиц. Координата

у = +6.

Дана точка А(4; 6).

СЛАЙД 6:

Учитель: Откройте страницу 244 учебника.

Учитель: Как называются эти числа?

Выслушать ответы. ( Координаты точки)

Учитель: Как называется первое число? Выслушать ответы. (Абсцисса)

Учитель: Как называется второе число? Выслушать ответы. (Ордината)

Учитель: Подчеркните карандашом в учебнике названия координат.

СЛАЙД 6:

Учитель: Координатную прямую ох – называют осью абсцисс, а координатную прямую оу – осью ординат.

СЛАЙД 6:

VI

Первичная проверка понимания

Учитель: Координаты определяют положение какого-либо объекта на плоскости. Встаньте, пожалуйста, кто сидит на местах (1; 2) и (2 ; 1).

(Если, запутаются, то напомнить, что первая координата – ряд, вторая - место).

Учитель: Что произойдет, если переставить координаты точки местами?

Выслушать ответы. (Получится другая точка)

Учитель: Точка А имеет координаты (4; 6), если мы поменяем местами её координаты, то нам нужно двигаться по горизонтальной оси ох на 6 единиц вправо и по вертикальной оси оу вверх на 4 единицы. Мы попадем с Вами в точку М(6; 4).

СЛАЙД 6:

Заранее на парты разложить распечатанные на клейкой бумаге формата А4 справочники-помощники, которые можно вклеить в блокноты-справочники (если они ведутся) или в дневник.

Учитель: У каждого на парте есть справочник, вы можете вклеить его в свой блокнот, он будет вам помощником по этой теме.

[2]

Выполнить задание (при условии, что есть интернет).

Учитель: Определите, какой координатной четверти принадлежит точка.

СЛАЙД 7:

Выполнить упражнение

При выполнении интерактивного задания, откроется портрет Рене Декарта.

Учитель: Знаменитый французский философ, физик и математик Рене Декарт . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел.

Впервые систему координат на плоскости ввел Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому систему координат на плоскости называют также — Декартова система координат. 

Учитель: Устно решим задание из учебника № 1393. Проверить по слайду.


 

СЛАЙД 8:

Учитель:

Под каким углом пересекаются координатные прямые x и y?

Как называют прямую x?

Как называют прямую y?

Как называют точку пересечения этих прямых?

Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости?

Как называют первое число?

А второе?

Проверить по слайду ответы на вопросы.

СЛАЙД 9:

VII

Первичное закрепление

Учитель: На столе у вас находится задание, которое вы будете выполнять самостоятельно.

(На своем уроке, для повышения эффективности, я объединила учащихся в динамические пары сменного характера, где более сильный учащийся мог бы оказать помощь более слабому.)

Вам необходимо соединить последовательно данные точки:

Проверить по слайду ответ.

СЛАЙД 10:

VIII

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться!

И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка, вы можете самостоятельно попробовать ответить на вопросы после параграфа со страницы 244, для лучшего усвоения материала!

Провести опрос.

Учитель: А где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении  темы «Координатная плоскость»?

Варианты ответов: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в армии в военных действиях.

 
 

Домашнее задание

? со страницы 244,

Задание:

Дополнительно*:

Домашнее задание состоит из основной части и дополнительной части. Дополнительное задание выполняется по желанию.

   

На следующем уроке можно использовать слайды №11 и №12 из презентации для проверки домашнего задания.

СЛАЙД 11 - 12:

Источники:

Картинка «Морской бой» в Слайде 1 скопирована из презентации «Определение координат фигур расположенных на шахматной доске (N 207135)», Единая коллекция ЦОР http://school- collection.edu.ru/catalog/res/d7669373-59a9-49f5-8df4-549fd1c441a0 /?from=ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725&interface=catalog&class[]=48&class[]=76277&class[]=76282&class[]=76286&class[]=76290&subject[]=16&subject[]=76277&subject[]=76282&subject[]=76286&subject[]=76290

Единая коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f96c115-53a5-455d-9f5f-1f139aa23daf /%5BM56_6-26%5D_%5BPK_07%5D.swf

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.