Координатная прямая. Урок повторения
План – конспект урока по математике в 7 классе по учебнику Мерзляк А.Г., Поляков В.М.
Тема урока: «Координатная прямая».
Тип урока: Урок повторения.
Цели и задачи урока:
а) повторить алгоритм построения координатных прямых;
б) умение отмечать точки на координатной прямой и записывать координаты точки;
в) развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1. Организационный момент | Организовывает и приветствует учащихся. | Приветствуют учителя и настраиваются на урок | ||
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков | Опрос учителя по теории: 1.Что такое координатная прямая? 2. Что называют координатой точки на прямой? 3. Какую координату имеет начало координинат? 4. Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) справа от начало координат; б) слева от начало координат? Сегодня на уроке мы рассмотрим промежутки, вспомним как записывать и показывать числовые промежутки на координатной прямой. Числовые промежутки применяются в разных областях: в истории, когда рассматривается какой-то этап развития (например, BOB 1941-1945 это числовой промежуток); в географии и геологии при измерении глубин морей и океанов, высот гор. Да и в нашей повседневной жизни мы часто применяем числовые промежутки. Порой слышишь: «Ему где-то 12-15 лет» - это тоже числовой промежуток. Сегодня числовые промежутки мы рассмотрим с математической точки зрения. Учитель обращает внимание: если х > а ИЛИ х < а, то точка а открытому лучу НЕ принадлежит, то есть выколота на координатной прямой; если же точку а к лучу присоединить, то пишут: х ≥ а,то есть х ∊ [а, +∞) ИЛИ х ≤ а, то есть х ∊ (-∞, а]. НАПРИМЕР, смотреть после таблицы таблицу «Числовые промежутки». Законспектируйте данные таблицы в тетрадь по теории. | Ученики отвечают 1.Координатная прямая – это прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением. 2.Координатой точки называют число, показывающие положение точки на прямой. 3.Начало отчета – нуль. 4.Справа от начала координат располагаются положительные числа, слева – отрицательные. | ||
3. Применение знаний в сходных условиях. | 1.Расшифруй слово. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок, длину в пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки Т (2), Д (-3), Р (1,2), А (-), К(-1), Е(1,6), Прочитайте слово - ДЕКАРТ. Историческая справка: Рене Декарт французский математик. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637г.) Он прославился в истории математики введением координатной системы. | К доске выходит ученик. Остальные работают в своих тетрадях. | ||
4. Контроль знаний. | Определите длину единичного отрезка. Изобразите на координатной прямой точки А(-2), В(),С(-0,5);D (2), Е (-1), F(-) М (1,5), N (-1),O(1), P(-). На координатной прямой изображены точки А (-11) и В (4). Найдите расстояние между точками А и В в единичных отрезках. Ответы: 1) 15 2) 7 3) -7 4) 9 | По окончанию работы учащиеся записывают ответы в тетради с последующей самопроверкой. | ||
5. Самостоятельная работа. | Выдает задание для самостоятельной работы: 1) Изобразите на координатной прямой множество точек, координаты которых удовлетворяют условию: а) x < 4; б) 1,5 ≤ x ≤ 5. 2) Задайте с помощью неравенства или двойного неравенства промежутки, изображенные на рисунке. а) б) в) г) 3) Какие из чисел -2; -1; 4; 7 лежат на промежутке изображенном на рисунке? | Ученики записываю решения на листочке и сдают на проверку. | ||
5. Итоги урока | Сегодня мы с вами повторили правила построения координатных прямых и точек на них и применение этих умений на практике. | | ||
6. Рефлексия | Наш урок подходит к завершению. - Были ли в чем-то затруднения? - Уровень продуктивности своей работы на уроке оцените с помощью пальцев (поднимите руки, указав оценку). | Отвечают на вопросы, показывают оценки | ||
7. Домашнее задание | Выдает карточки с домашним заданием по вариантам.
| Записывают домашнее задание |
Таблица Числовые промежутки
Интервал на координатной прямой | Название | Промежуток | Запись |
| Интервал | a < x < b | (x;b) |
| Отрезок | a ≤ x ≤ b | [a;b] |
| Полуинтервал | a ≤ x < b | [a;b) |
| полуинтервал | a < x ≤ b | (a;b] |
| Открытый луч | x > a | (a;∞) |
| Луч | x ≥ a | [a; ∞) |
| Открытый луч | x < b | (-∞;b) |
| Луч | x ≤ b | (-∞;b] |
Список литературы:
Мерзляк А. Г. Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 288 с. : ил.
Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс: пособие для учителя – М.: ВАКО, 2022. – 496 с.
Гарбузова Юлия Владимировна, Глюза Оксана Александровна. Координатная плоскость. 6 класс. Пособие для учащихся. — Донецк: МОУ «Гимназия « 92 г. Донецка», 2016, 84 с.