Координатная прямая. Урок повторения

0
0
Материал опубликован 10 November

План – конспект урока по математике в 7 классе по учебнику Мерзляк А.Г., Поляков В.М.

Тема урока: «Координатная прямая».

Тип урока: Урок повторения.

Цели и задачи урока:

а) повторить алгоритм построения координатных прямых;

б) умение отмечать точки на координатной прямой и записывать координаты точки;

в) развивать логическое мышление.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Организовывает и приветствует учащихся.

Приветствуют учителя и настраиваются на урок

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Опрос учителя по теории:

1.Что такое координатная прямая?

2. Что называют координатой точки на прямой?

3. Какую координату имеет начало координинат?

4. Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных:

а) справа от начало координат;

б) слева от начало координат?


Сегодня на уроке мы рассмотрим промежутки, вспомним как записывать и показывать числовые промежутки на координатной прямой. Числовые промежутки применяются в разных областях: в истории, когда рассматривается какой-то этап развития (например, BOB 1941-1945 это числовой промежуток); в географии и геологии при измерении глубин морей и океанов, высот гор. Да и в нашей повседневной жизни мы часто применяем числовые промежутки. Порой слышишь: «Ему где-то 12-15 лет» - это тоже числовой промежуток. Сегодня числовые промежутки мы рассмотрим с математической точки зрения.


Учитель обращает внимание: если х > а ИЛИ х < а, то точка а открытому лучу НЕ принадлежит, то есть выколота на координатной прямой; если же точку а к лучу присоединить, то пишут: х ≥ а,то есть х [а, +∞) ИЛИ х ≤ а, то есть х (-∞, а].

НАПРИМЕР, смотреть после таблицы таблицу «Числовые промежутки». Законспектируйте данные таблицы в тетрадь по теории.

Ученики отвечают

1.Координатная прямая – это прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением.

2.Координатой точки называют число, показывающие положение точки на прямой.

3.Начало отчета – нуль.

4.Справа от начала координат располагаются положительные числа, слева – отрицательные.

3. Применение

знаний в сходных условиях.


1.Расшифруй слово.

Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок, длину в пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки Т (2), Д (-3), Р (1,2), А (-t1731231212aa.gif), К(-1t1731231212ab.gif), Е(1,6),

Прочитайте слово - ДЕКАРТ.

Историческая справка: Рене Декарт французский математик. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637г.) Он прославился в истории математики введением координатной системы.

К доске выходит ученик. Остальные работают в своих тетрадях.

4. Контроль знаний.

Определите длину единичного отрезка. Изобразите на координатной прямой точки А(-2), В(t1731231212ac.gif),С(-0,5);D (2), Е (-1t1731231212ad.gif), F(-t1731231212ae.gif) М (1,5), N (-1t1731231212af.gif),O(1t1731231212ag.gif), P(-t1731231212ah.gif).

На координатной прямой изображены точки А (-11) и В (4). Найдите расстояние между точками А и В в единичных отрезках.

Ответы: 1) 15 2) 7 3) -7 4) 9

По окончанию работы учащиеся записывают ответы в тетради с последующей самопроверкой.

5. Самостоятельная работа.

Выдает задание для самостоятельной работы:

1) Изобразите на координатной прямой множество точек, координаты которых удовлетворяют условию:

а) x < 4; б) 1,5 ≤ x ≤ 5.

2) Задайте с помощью неравенства или двойного неравенства промежутки, изображенные на рисунке.

а)

t1731231212ai.png

б)

t1731231212aj.png

в)

t1731231212ak.png

г)

t1731231212al.png

3) Какие из чисел -2; -1; 4; 7 лежат на промежутке изображенном на рисунке?

t1731231212am.png

Ученики записываю решения на листочке и сдают на проверку.

5. Итоги урока

Сегодня мы с вами повторили правила построения координатных прямых и точек на них и применение этих умений на практике.


6. Рефлексия

Наш урок подходит к завершению.

- Были ли в чем-то затруднения?

- Уровень продуктивности своей работы на уроке оцените с помощью пальцев (поднимите руки, указав оценку).

Отвечают на вопросы, показывают оценки

7. Домашнее задание

Выдает карточки с домашним заданием по вариантам.

1 вариант

А1. Укажите точку, расположенную ближе к нулю.

В(1t1731231212af.gif); Д(-0,5); А(1,2); С(-1).

Ответ: 1) B 2) D 3) A 4) C

А2. На координатной прямой изображены точки А(-3) и В(6).

Найдите расстояние между точками А и В в единичных отрезках.

Ответ: 1) 6 2) 4 3) 3 4) 9

А3. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки

E (3), K (-2), D (2,5), F (-1,5), S (-3t1731231212ac.gif), P (-2,75).

А4. Начертите горизонтальную прямую отметьте на этой прямой точки С и D так, чтобы точка D была правее точки C и отрезок

CD = 5 см. Отметьте на прямой начало отсчета О, если C (-2), D (3).

2 вариант

А1. Укажите точку, расположенную ближе к нулю.

Д (0,8); С(-2); В (t1731231212an.gif); А(1).

Ответ: 1) D 2) C 3) B 4) A

А2. На координатной прямой изображены точки М(-4) и N(6).

Найдите расстояние между точками А и В в единичных отрезках.

Ответ: 1) 2 2) 10 3) 6 4) -2

А3. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину пяти клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки

A (2), M (-3), S (-2,6), P (-2,4), N (-1t1731231212ab.gif), T (t1731231212an.gif), L (-1,8).

А4. Начертите горизонтальную прямую отметьте на этой прямой точки E и F так, чтобы точка F была правее точки E и отрезок EF = 6 см.

Отметьте точку О – начало отсчета, если E (-4), F (2).


Записывают домашнее задание



Таблица Числовые промежутки

Интервал на координатной прямой

Название

Промежуток

Запись

t1731231212ao.png

Интервал

a < x < b

(x;b)

t1731231212ap.png

Отрезок

a x b

[a;b]

t1731231212aq.png

Полуинтервал

a x < b

[a;b)

t1731231212ar.png

полуинтервал

a < x b

(a;b]

t1731231212as.png

Открытый луч

x > a

(a;∞)

t1731231212at.png

Луч

x a

[a; ∞)

t1731231212au.png

Открытый луч

x < b

(-∞;b)

t1731231212av.png

Луч

x b

(-∞;b]



Список литературы:

Мерзляк А. Г. Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 288 с. : ил.

Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс: пособие для учителя – М.: ВАКО, 2022. – 496 с.

Гарбузова Юлия Владимировна, Глюза Оксана Александровна. Координатная плоскость. 6 класс. Пособие для учащихся. — Донецк: МОУ «Гимназия « 92 г. Донецка», 2016, 84 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.