Конспект урока по математике: «Координатная прямая»
Конспект урока по теме:
«Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема урока: Отрицательные числа. Координатная прямая.
Цели урока: - познакомить учащихся с новыми для них понятиями. Такими, как: отрицательное число и координатная прямая; воспитание устойчивого интереса к предмету; воспитание навыков коммуникабельности в работе, умение слышать и слушать других; воспитание культуры общения при работе в группах; развивать у учащихся умение мыслить, отрабатывать аргументированную математическую речь.
Оборудование урока: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, альбомные листы, маркеры, доска, мел.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Устная работа. Слайд № 2.
Примечание. По мере поступления вопросов появляются различные элементы слайда.
1. - Как правильно изобразить координатный луч?
- Назовите координату точки А, В, С.
- Какая точка соответствует координате 15, 3, 11.
- Как записывается координата точки?
2. - Какую координату мы получим, если переместим точку D с координатой 3 вправо на 4 ед. отрезка?
- Точку D на 2 единичных отрезка влево?
- Точку А с координатой 5 на 5 ед. отр. вправо?
- Точку А с координатой 5 на 10 ед. отр. влево?
- Где будет находиться точка?
Конечно же вы знакомы с таким полезным прибором как термометр. Вы знаете, что на термометре есть деление, соответствующее 00С. И что в одном направлении у нас измеряются температуры со знаком «+» или положительные температуры, а в другую сторону от нуля измеряются температуры со знаком «-» или отрицательные температуры.
- Вернемся к нашему вопросу. Подскажите, как нам выйти из положения, где необходимо разместить точку?
- Какой геометрический объект получим?
Сегодня на уроке мы научимся работать с координатной прямой и отрицательными координатами. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая».
3. Объяснение нового материала. Слайд №3.
Возьмем известный нам координатный луч и продлим его в противоположную сторону. Таким образом, мы получили координатную прямую. Нанесем шкалу, отметим отрицательные координаты. Обратите внимание на то, как наносятся отрицательные координаты. Стрелка указывает только положительное направление. Справа от нуля располагаются положительные числа, слева – отрицательные. К каким числам относится ноль?
- Назовите координату точки Р, С, L, O, N, K.
- Какую координату получим, если переместим точу Р на 3 единичных отрезка вправо, точку К на 2 ед. отрезка влево, точку N на 7 ед. отрезка вправо.
4.Историческая справка. Слайды №4-7.
5. Закрепление нового материала.
- А теперь у вас будет возможность поработать в группах, что-то объяснить друг другу, в чем-то помочь. На столах лежат альбомные листы. На них надо построить координатную прямую, на которую нанести точки с заданными координатами. Работа совместная, в тетрадях этого делать не надо. Но объяснить сделанное должны уметь все из группы, вызвать к доске могу любого.
Пояснение. У каждого на столе в карточке дан набор координат, причем у каждой группы свой. Группа включает в себя 4 человека (2 парты)
I А(5), С(- 7), К(- 2), М(- 5), Р(3) |
II В(6), Р(- 2), А(3), О(0), К(-4) |
III N(4), F(1), L(- 2), M(- 4), T(- 6) |
IV X(- 1), Y(- 3), Z(2), L(1), Р(- 5) |
V E(5), R(- 4), P(- 7), S(- 3), D(2) |
VI H(7), K(- 6), L(-4), V(3), B(- 1) |
- На выполнение работы дается 3 минуты. Задание выполняется на альбомном листе с помощью маркера. В течение этого времени нужно обойти группы, проверяя, есть ли вопросы. Затем из каждой группы вызывается по одному участнику, который объясняет и показывает работу своей группы. Листок с выполненным заданием с помощью скотча прикрепляется к доске и не снимается. Если в выполненном задании есть ошибки, то они исправляются красной ручкой. Затем подводятся итоги, верно ли выполнили задание группы, были ли ошибки, если были, то какие.
Слайд №8.
- Посмотрите, пожалуйста, на первую координатную прямую. Какая пара чисел привлекает ваше внимание и почему?
- Такие числа называются противоположными. Итак, давайте сформулируем правило: «Противоположными числами называются числа, отличающиеся друг от друга только знаком».
- Назовите противоположные числа на остальных прямых.
- Теперь поиграем в игру «хлопушка». Я буду называть пары чисел, если пара чисел является парой противоположных чисел, то вы хлопаете, если же нет, то в классе должна быть тишина.
5 и – 5; 6 и 0,6; 3 и ; 8 и 80; 14 и – 14; и ; и ; 1 и – 1.
При наличии времени можно решить номер из учебника.
7.Подведение итогов. Домашнее задание.
8. Литература:
1. Г. Д. Дорофеев, Л. Г. Петерсон «Математика 6 класс»
3. Сайт «Фестиваль педагогических идей»
I А(5), С(- 7), К(- 2), М(- 5), Р(3) |
II В(6), Р(- 2), А(3), О(0), К(-4) |
III N(4), F(1), L(- 2), M(- 4), T(- 6) |
IV X(- 1), Y(- 3), Z(2), L(1), Р(- 5) |
V E(5), R(- 4), P(- 7), S(- 3), D(2) |
VI H(7), K(- 6), L(-4), V(3), B(- 1) |
Ольга
Дзюрич Елена Алексеевна
Горбачева Вера Александровна
Богуславская Светлана Владимировна