Урок «Сложение чисел с помощью координатной прямой» (математика, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
2017 |
|
МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Белоногова Ирина Алексеевна |
Сложение чисел с помощью координатной прямой |
План-конспект урока по математике в 6 классе |
Визитная карточка урока
Тема: Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Класс: 6 класс
Цели урока:
Образовательная: научиться складывать числа с помощью координатной прямой, понять что значит к числу a прибавить число b, чему равна сумма противоположных чисел, показать важность предмета математики, научить самостоятельно оценивать результаты своей работы.
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память, культуру математической речи, логическое мышление; формировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии делать выводы; активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Воспитательная: воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие; создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению математики.
Оборудование:
- проектор,
- ноутбук;
- экран;
- ноутбуки -14 штук-1 на парту;
ЦОР:
- презентация Power Point;
- интерактивный тест в режиме Демонстрации Power Point .
Раздаточный материал:
- Рабочие листы с заготовкой координатных прямых;
- рефлексивный лист.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Формы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.
Уровень: базовый
Ведущая технология урока:
информационно – компьютерная технология с использованием презентации к уроку, интерактивного теста;
Планируемый результат: развитие универсальных учебных действий (УУД).
математика 6 класс
Тема: Сложение чисел с разными знаками
Технологическая карта
Этап урока |
Цель этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД
|
контроль |
Организационный. (1-2 минуты) |
Обеспечение психологического настроя учащихся к деятельности на уроке. |
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас . Мы начинаем урок, эпиграфом к которому я бы хотела взять слова, известного математика 20 века Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» Слайд 1 Поэтому я желаю вам сегодня на уроке новых открытий. Улыбнитесь мне ,друг другу и скажите вслух: Слайд 2 «Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится». |
Желают себе и друг другу успеха.
|
Л: самоорганизация Р: саморегуляция, умение настроить себя на работу. |
|
Актуализация знания. Мотивационный
(7 минут) |
Проверка готовности учащихся, активизация их умственной деятельности, создание первичной мотивации к открытию новых знаний. |
Как всегда наш урок начнем с повторения. Этот этап будет состоять из 2 частей: Блиц-опроса по теории и математического диктанта на проверку практических навыков. Часть 1 Опрос проходит в форме эстафеты (учитель приглашает ответить на вопрос билета первого ученика, ученик отвечает и сам вызывает второго и т.д.) Какая прямая называется координатной? Что такое модуль числа? Чему он равен? Какие числа называются противоположными? Как сравнить два отрицательных числа? Как сравнить два числа с разными знаками? Какими числами можно выразить увеличение величины и уменьшение величины? Спасибо. Молодцы. Ребята, а кто был главной героиней наших уроков? Координатная прямая занимает особое место. С ее помощью мы: - определяли координаты точек; -вводили понятие модуль; - сравнивали числа. Координатной прямой посвящается математический диктант, который я вам предлагаю. Слайд 3 Часть 2 1. Запиши координату точки D. 2. Запиши координату противоположную координате точки В. 3. Определи и сравни координаты точек А и В. 4. Найди сумму модулей координат точек D и С. 5. Увеличь координату точки В на +7. 6. Уменьши координату точки С на -8. 7. Сложи координаты точек В и С. 8. Сложи координаты точек С и A. Проверьте свои результаты. Оцените себя по следующим критериям в рефлексивных листах. Cлайд 4 Я всё знаю. Мне хватило знаний для выполнения заданий. Я не смог справиться со всеми заданиями. Ребята, каких знаний вам не хватило при выполнении предложенных заданий? Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Формулируется тема урока Слайд 5 Какие цели мы поставим? |
Отвечают на вопросы , дают оценку ответов других
Координатная прямая
Ребята выполняют задания индивидуально.
У многих вызывает затруднение выполнение 8 задания. Заполняют рефлексивный лист
Формулируют проблемы. Выдвигают предположение о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цели урока |
Л: развитие мотивов учебной деятельности, рефлексия собственной деятельности. К: слушать собеседника, взаимоконтроль. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме. Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено; целеполагание, саморегуляция, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить. |
Взаимопроверка
самопроверка
Самопроверка |
3. Планирование действий по достижению цели. (7 минут) |
Составление и закрепление алгоритма сложения рациональных чисел на координатной прямой, отработка умения делать выводы. |
Слайд 6 Как мы будем выполнять эти действия? Какие у вас будут предложения? Вспомним тему «Изменение величин». Значит, ответ мы можем получить с помощью координатной прямой. Попробуйте составить алгоритм выполнения заданий. (-4)+ 7 Слайды 7,8,9 4+(-3) (-2) +3+ (-5) 4+(-4) -1 + 0 1+(-4) Два выражения разбираются у доски, Два выполняются комментарием, оставшиеся ребята выполняют самостоятельно. А теперь вернемся к заданию, которое вы затруднились сделать в начале урока. Слайд 10 Ребята посмотрите на выражения, которые мы только что решили, не оставьте без внимания значения этих выражений. Попробуйте заметить некоторые закономерности и сделать первые выводы. Посоветуйтесь с соседом по парте. При затруднении учитель предлагает закончить предложения: Слайд 11 Прибавить к числу a число b-значит… Любое число от прибавления отрицательного числа… Любое число от прибавления положительного числа … От прибавлении нуля число… Сумма двух противоположных чисел равна…. Мы сделали самый важный шаг сегодняшнего урока- сформулировали теоретический материал, который надо знать. Поэтому можем себе позволить немного отдохнуть |
Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять действия. обсуждают в парах, высказываются |
Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование, независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание, составление алгоритма выполнение задания. |
самопроверка |
4.Физкульт минутка (1 минута) |
Снятие усталости, утомляемости ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся. |
появляются положительные числа –встает первый вариант отрицательные числа- встает 2 вариант Слайд 12 ( музыкальная физкультминутка «Забей гол» посвящается российской хоккейной команде) |
Выполняют упражнение |
||
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. 5 минут |
Повышение учебной мотивации, понимание значимости изученного материала для решения практических задач. |
Ребята, давайте подумаем. Зачем нам уметь складывать отрицательные и положительные числа? Действительно действия с рациональными числами очень важны. Знания и умения, которые вы поучили на сегодняшнем и дальнейших урока понадобятся как в 6 , так и в 11 классе не только на математике при решении уравнений , неравенств и других темах , но и на физике, химии, географии. Кроме того они необходимы и в повседневной жизни . Слайд 13 Предлагает решить задачу. Отопительный сезон считается законченным, если среднесуточная температура воздуха превышает +6˚С. Определите, исходя из показаний термометра, были ли включены батареи в квартирах жителей Байкалово. |
Высказываются Решают задачу вместе с доской |
К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. П: строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Л: смыслообразование |
|
6. Постановка домашнего задания 1-2 минуты |
Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Сообщение домашнего задания и комментарий к его выполнению. |
Записывают домашнее задание в дневниках: |
Л:формирование понимания необходимости выполнения домашнего задания; Р:самоконтроль |
|
7. Закрепление изученного материала. 10 минут |
Закрепление алгоритма сложения положительных и отрицательных чисел на координатной прямой, развитие самостоятельности и способности корректирования деятельности. |
Предлагает решить интерактивный тест в парах на нетбуках. |
Выбирая уровень сложности, выполняют тест, заполняют рефлексивный лист. |
Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления, нравственная этическая ориентация. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. Соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
8.Рефлексия. 2 минуты |
Анализ и оценка собственной деятельности |
Какую цель мы поставили в начале урока? В течении всего урока вы заполняли лист самооценки. Попробуйте теперь в целом оценить свою работу. Достигли ли вы цели? Оперативная память есть у каждого компьютера. В ней информация закодирована (записана) с помощью цифр 0 и 1. Я прошу вас, покажите содержимое своей оперативной памяти в рефлексивных листах по следующим критериям 0 – не овладел информацией. |
Отвечают на вопросы Заполняют рефлексивный лист |
Л:осознание важности полученных знаний. знаний; Р:рефлексия и самоконтроль; П:умение ориентироваться в своей системе знаний, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. |
самоконтроль |
Ботнева Мария Юрьевна