Рабочая программа детского объединения для детей младшего дошкольного возраста «Кораблик дружбы»

6
2
Материал опубликован 10 February 2020 в группе



Принято

педагогическим советом

протокол №1

от «29» августа 2018 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Д/с № 10»

_______________А.Н. Федоринова

Приказ № 221

от «29» августа 2018 г.













Рабочая программа

детского объединения «Кораблик дружбы»

для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №10 «Умка»









Педагог-психолог: Волкова А.И.









г. Шадринск





СОДЕРЖАНИЕ


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации и содержания образовательной деятельности

2.2. Перспективный план образовательной деятельности

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программное обеспечение программы

3.2. Непосредственно образовательная деятельность

3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды


ПРИЛОЖЕНИЕ









































ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность программы детского объединения «Кораблик дружбы» (далее - Программы) предоставляет возможность педагогу-психологу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по песочной терапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником:

он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Возможности метода Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.

Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.

Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.

Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

Работа по Программе предполагает развитие тактильной чувствительности, наглядно-образного мышления, восприятия, памяти, воображения, коммуникативных способностей.

Манипуляции с песком позволяют корректировать эмоционально-личностную и познавательную сферы детей, совершенствовать мелкую моторику, тренировать межполушарное взаимодействие. Рисование песком способствует снижению тревожности у детей, повышению уверенности в себе и своих силах.

Цель Программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.

Задачи Программы:

Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной   игровой   деятельности.

Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей по средствам игротерапии и песочной терапии.

Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

Принципы и подходы к формированию Программы

Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Возрастные особенности детей 3-4 лет


Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими. Ведущий вид деятельности в этом возрасте предметно - действенное сотрудничество. Малыши проявляют интерес к окружающему миру, необычным материалам. Формируется новый вид деятельности - продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование. Дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается. Самым главным новообразованием этого возраста является стремление детей к самостоятельности. Ребенок часто заявляет: «я сам», «я хочу», «я не буду это делать». Гибкая тактика мотивации к деятельности является одним из основных условий, способствующих развитию творческого потенциала.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». 

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. 


1.2. Планируемые результаты освоения программы

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и песком, стремится достичь результата своих действий;

Умеет самостоятельно или по напоминанию взрослых говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»;

Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

Знает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.);

Умеет различать предметы по форме, размеру и цвету;

Имеет представление о понятиях: «большой», «маленький», «толстый», «тонкий».

Развиты графические умения: может нарисовать геометрические фигуры, пунктирную и прямую линию, волну и т.д.


Срок реализации программы – 1 учебный год (октябрь 2018 – май 2019)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации и содержания образовательной деятельности

Содержание Программы


РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1


Вводная психолого - педагогическая

диагностика.


Выявление актуального уровня психического развития детей.

2


Коррекционно-развивающая

деятельность


I. Развитие

коммуникативной

составляющей


развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память,

наглядно-образное мышление, воображение);

развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала,

формировать коммуникативные навыки;

тренировка мелкой моторики рук;

гармонизация психоэмоционального состояния;

формирование установки на положительное отношение к себе.



II. Развитие

познавательной

активности


развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики и сенсорной сферы;

гармонизация психоэмоционального состояния.



Развитие

эмоционального

интеллекта


развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения);

развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала,

формирование коммуникативных навыков;

развитие мелкой моторики рук;

гармонизация психоэмоционального состояния;

формирование установки на положительное отношение к себе.

развитие воображения и зрительного восприятия

3


Итоговая

психолого-педагогическая диагностика


Выявление динамики психического развития детей.



Основные направления Программы


Направление Программы

Интеграция

образовательных

областей

Задачи


Игры, игровые

упражнения


Игровая

деятельность


социально-

коммуникативное

развитие;

речевое развитие;

художественно-

эстетическое развитие



Формировать желание действовать с

различным игровым материалом,

развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной

игре, вызывая эмоционально

положительный отклик на игровое

действие;

Учить детей разыгрывать несложные

представления по знакомым

литературным произведениям в театре

на песке.

В сюжетных играх в песочнице

воспитывать творческую

самостоятельность.


«Песочный дождик», «Игра на пианино», «Отпечатки», «Следы» и др.


Эмоционально-волевое развитие


социально-

коммуникативное

развитие;

речевое развитие


Влиять на эмоциональное проявление

самочувствия детей:

- снизить уровень нервно–психического напряжения;

-способствовать возникновению

положительных эмоций.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми,

формировать навыки игрового

взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых

ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать

друг друга.

«Следы на песке», «Чувственные

ладошки», «Сыщики», «Карусели», «Пузырь» и др.


Сенсомоторное развитие

познавательное

развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.


Создавая игровую среду в песочнице,

знакомить детей с предметами и

объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию

предметов, используя различные виды

восприятия: зрительное, тактильное,

слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину,

расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и

глаза; развивать мелкую моторику рук в

действии с предметами.

«Волшебные

отпечатки на песке», «Строители», «Я пеку», «Следы» и др.


Познавательное развитие

социально-

коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое развитие.


Формировать у детей дошкольного возраста элементарные

математические

представления о множестве, числе,

величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям,

измерениям;

Помочь детям овладеть

математической терминологией:

называние цифр, числа, употребление

числительных.


«Секретики», «Мешочек», «Строители», «Большой-маленький»

и др.


Развитие речи


социально-

коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое развитие;

художественно-

эстетическое развитие;

физическое развитие.


-развивать точность понимания речи;

-способствовать развитию артикуляции

звуков, вызывая речевые подражания;

-обогащать, уточнять и активизировать

словарь детей, используя употребление

существительных, глаголов, предлогов

и наречий, качественных и

количественных прилагательных;

-используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых

сказок и речетворчеству;

-используя игры–инсценировки в создании песочной картины,

формировать диалогическую и

монологическую речь;

-пробудить речевую активность;

умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

«Сыщики», «Превращение фигур»

и др.























Перспективный план на 2018-2019 учебный год

п/п

Месяц


Дата

Тема занятия

Содержание занятия

1

Октябрь

«Здравствуй песочек»

Приветствие. Знакомство с правилами поведения во время работы с песком. Рисование на песке. Мытье рук

2


«Необыкновенные следы»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Следы на песке», «До свидания, песок». Прощание.

3

«Отпечатки наших рук»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунки на песке. Упр. «До свидания, песок» Прощание.

4

Ноябрь

«Спрячь игрушку»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок», «Карусели», «Спрятались игрушки», «До свидания, песок» Прощание.

5


«Норки для ежат»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Сыщики», «До свидания, песок». Прощание.

6

«Сыпем, лепим»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Знакомство со свойствами песка, упр. «Я пеку», «До свидания, песок». Прощание.

7

«Песочный дождик»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Песочный дождик». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

8


«Веселые вагончики»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок», «Вагончики», «Кубики», «Карусель», «До свидания, песок». Прощание.

9

«Цветочная полянка»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок», «Цветные крышечки», «Фрукты», «До свидания, песок». Прощание.

10

«Зонтики»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Песочный дождик», «Зонтики». Прощание.

11

«Волшебные грибочки»

Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Упр. «Песочный дождик», «Грибочки», «Художники», «До свидания, песок». Прощание.

12.

Декабрь

«Веселое путешествие»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок», «Бусинки», «Разноцветные дорожки», «Карусель», «До свидания, песок». Прощание.

13

«Веселое путешествие»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Бусинки», «Разноцветные дорожки», «Художники», «Карусель», «До свидания, песок». Прощание.

14

«Мячики»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Секретики», «Мячики», стих. С. Маршака «Мяч», «Художники». Прощание.

15

«Мячики»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Секретики», «Мячики», стих. Т. Прокушевой «Мячик», «Части и целое», «Мешочек». Прощание.

16


«Шарики»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Упр. «Секретики», упр. с мячом. Прощание.

17


«Елочка»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рис. «Ёлочка». Прощание.

18


«Елочка»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисование тонкой палочкой, пальчиком и украшение елки. Прощание.

19


«Снежинки»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рис. «Снежинки» (рисование тонкой палочкой). Прощание.

20

Январь

«Зима на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рис. «Зима в лесу». Прощание.

21

«Речка ручеек»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Большой-маленький», «До свидания, песок». Прощание.

22

«Ковер-самолет»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Ковер-самолет», «Строители», «Художники». Прощание.

23

«Ковер-самолет»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Ковер-самолет», «Строители», «Мешочек», «Секретики». Прощание.

24


«Лошадки»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Песочный ветер». Раскрашивание. Прощание.

25


«Лошадки»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Песочный ветер», упр. с фигурками, «Заплатки». Прощание.

26


«Строители»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Строители», упр. с разрезными картинками. Прощание.

27.

Февраль

«Волшебство линий» роспись

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Повтор правил работы с песком. Знакомство со свойствами песка. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

28.

«Рисуем фигуры на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Повтор геометрических фигур и рисование их на песке. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

29.

«Фантазеры»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Превращение фигур», «До свидания, песок». Прощание.

30

«Фантазеры»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Превращение фигур», «До свидания, песок». Прощание.

31.

«Узоры на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисование на песке палочками. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

32.

«В царстве песка»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Повтор правил поведения с песком. Рисование на песке палочками. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

33.

«Необыкновенный песок»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Чувственные ладошки», «Корабли пустыни». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

34.


«Чудо песок»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Дождь на песке», «Улитки». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

35.

Март

«Песочная стихия»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Песочные человечки», «Природные стихии». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

36.


«Песочное волшебство»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Узоры на песке», «До свидания, песок». Прощание.

37.


«Параллельное рисование»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисование обеими руками. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

38.


«Параллельное рисование»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисование обеими руками. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

39.


«Песочное волшебство»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Песочный дождик», «До свидания, песок». Прощание.

40.


«Песочное волшебство»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Необыкновенные следы», «До свидания, песок». Прощание.

41.


«Песок желаний»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Любимая игрушка». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

42.


«Тонкие линии»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Бабочка на песке» (рисование тонкой палочкой). Упр. «До свидания, песок» Прощание.

43.

Апрель

«Чудеса на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Волшебные превращения», «До свидания, песок». Прощание.

44.

«Чудеса на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Волшебные превращения», «До свидания, песок». Прощание.

45.

«Чудеса на песке»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Волшебные превращения», «До свидания, песок». Прощание.

46.

«Сказка про солнышко»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Учимся обыгрывать сказки на песке. Прощание.

47.


«Колобок»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Учимся обыгрывать сказки на песке. Упр. «Колобок», «Следы», «Заборчик», «Печем пирожки», «Умные ручки». Прощание

48.

«Горки для козлят»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Проигрывание сказки «Волк и семеро козлят». Прощание.

49.


«Лисичка в гостях у ребят»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Вспомнить свойства песка, упр. «Лепим куличики», «До свидания, песок». Прощание.

50.


«Белки и орехи»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Работа с песком. Упр. «До свидания, песок». Прощание.

51.

Май

«Воробьиная семья»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Рассказ песочного человека», рисование на песке, упр. «До свидания, песок». Прощание.

52.


«Сова»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Рисунок «Сова». Упр. «До свидания, песок». Прощание.

53.


«Во саду ли, в огороде»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Что растет на огороде». Прощание.

54.


«Мы ходили в огород»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Заборчик», «Садим овощи», «Песочный дождь». Прощание.

55.


«Обед для Зайки»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Печем куличики», «До свидания, песок». Прощание.

56.


«Чему научились волшебники»

Приветствие. Упр. «Здравствуй, песок». Пальчиковая гимнастика. Упр. «Узоры на песке», «Рисование пальцем, ребром ладони, тонкой палочкой», «Отпечатки». Прощание.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

Просветительская работа с родителями в форме брошюр, лекций, круглых столов (Приложение 4);

Индивидуальная консультативная работа;

Фотоотчет занятий;

Родительские собрания с показом практической работы с детьми.










III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программное обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение

В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей: имеется кабинет педагога-психолога, сенсорная комната с оборудованием для песочной терапии.


Тип

Наименование

Кол-во

Оборудование

Световой стол

6 шт.

Мольберт

1 шт.

Стол детский

4 шт.

Песок для рисования на св. столе

10 кг

Полка настенная

1 шт.

Сухой дождь

1 шт.

Подушки квадратные

16 шт.

Пуфы «Фрукты»

3 шт.

Ковер

1 шт.

Технические средства

Пузырьковая колонна

1 шт.

Ионизатор с подсветкой «Мелодия»

1 шт.

Ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа»

1 шт.

Методические оснащение

Картотеки игр

Дидактические игры-упражнения по работе с песком, психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста, игры и игровые упражнения по развитию психических процессов. Расслабляющие игры для детей 3-6 лет и т.д.

Наглядно-дидактический материал


Методические пособия

1. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.

4. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.

5. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.

7. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.

Нетрадиционный материал

Шишки, камешки декоративные, бумажные салфетки, крупа, макаронные изделия, ракушки и т.д.


Игровое оборудование

Фигурки животных, муляжи фруктов и овощей, миниатюрные игрушки (растения, животные, люди, транспорт и т.д.)


При реализации Программы применяются следующие методы и формы работы:

Методы

Наглядные методы включают в себя:

наглядно – слуховые: слушание музыки в аудиозаписи;

наглядно – зрительные: дидактический материал;

сенсорно – моторные: обследование;

тактильно – мышечные: индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение;

формы несловесной поддержки: улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.;

элементы психогимнастики: релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования.

Словесные методы:

объяснение: краткое, четкое, эмоциональное;

указания даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;

вопросы четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память.

Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

метод упражнений связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;

игра: занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.

Формы:

            Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры

   Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Технические приёмы рисования песком:

рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками,

насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,

скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;

выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;

создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.


3.2. Непосредственно образовательная деятельность

Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) по 5-6 человек. Группы формируются на основе запросов родителей. Занятия начинаются с октября и продолжаются до конца мая.

Продолжительность занятий: 10 -15 минут.

Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут. Отметка о проведенной обработке песка заносится в график кварцевания, который находится в кабинете педагога-психолога.

Общая структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть (2 мин.) включает ритуал приветствия и разминку.

Основная часть (10 мин.) посвящена теме занятия и проводится в соответствии с программой.

Заключительная часть (2 мин.) предполагает анализ детьми своих работ и рисунков, ритуал прощания.

Расписание

Наименование услуги

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Детское объединение «Кораблик дружбы»

16:30 – 16:45

16.50 – 17.05


16:30 – 16:45

16.50 – 17.05





Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Занятия проходят в специально отведенном помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой дождь».

Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку её оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога. Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, фонотека музыки. Ребёнок или взрослый, лёжа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребёнком.

Активационный – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса, тактильного развития.

Освещение в комнате осуществляется при помощи ламп дневного света. Во время релаксационных занятий включаются различные световые приборы.

В комнате одно окно, в которое встроено световое панно, что служит дополнительным эффектом для психологической разгрузки, что помогает во время занятий детям и взрослым расслабиться, снять напряжение.

В комнате светлоокрашенные стены, на полу ковровое покрытие коричневого цвета.

Большое количество подушек обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.

«Сухой дождь» – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие.

Пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей. С ее помощью происходит развитие зрительного и тактильного восприятия, световосприятия, активизация внимания, релаксация.

Ионизатор воздуха предназначен для обогащения воздуха жилых и нежилых помещений легкими аэроионами отрицательного знака. Аппарат применяется с целью получения общего оздоровительного эффекта, а также для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов. На панеле множество кнопочек. На них можно установить время работы аппарата - от 15 до 45 минут.

Так же можно выбрать режим света. Аппарат может как гореть одним цветом, так и плавно менять цвет с одного на другой. Можно включать разные расслабляющие звуки. Шум моря, дождя, сверчков ночью, фонтана. Громкость звуков регулируется.

Установка для ароматерапии «Эфа» с набором ароматических масел. В основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных масел. Практически все натуральные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами. Они положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

На детских столах размещены световые столы для рисования песком. Рисование песком и игры с ним на световом столе позитивно влияют на психоэмоциональное самочувствие, развивают фантазию, усидчивость, мелкую моторику, помогают преодолеть страхи и раскрыть творческий потенциал, способствуют развитию сразу двух полушарий мозга.

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

10 February 2020

Спасибо!!! Очень интересно.

3 August 2020

Похожие публикации