12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анастасия Владимировна Трифанова300 Россия, Вологодская обл., Вологда Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок русского языка. 2 класс
Технологическая карта урока
Урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Трифанова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов.
Школа: МБОУ ВМР «Дубровская основная общеобразовательная школа»
Предмет: русский язык
Класс: 2
Наименование УМК: РИТМ
Автор учебника: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык», Москва, ООО «Дрофа», 2011 год.
Тип урока: Открытие новых знаний
Место урока: 2 урок по разделу «Однокоренные слова»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формирование понятия о корне слове, нахождение корня в словах.
Задачи:
- формирование понятия о корне слова, как об общей части родственных слов;
- ввести способ определения корня слова путем подбора родственных слов;
- учить работать в паре, группе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для оценки себя по критериям.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
Мотивационный | Люди, как деревья. Встаньте, опустите руки. Наше тело — ствол дерева. Ноги- корни. Поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки-ветки. Согните руки в локтях. На ветках набухают почки — кулачки, а раскрытые ладони — листья. А когда почки распускаются? Кто готов начать работу на уроке, у кого хорошее настроение - раскройте кулачки — почки, поднимите руки — ветки — и помашите ими. Я желаю вам, чтобы к концу урока все почки распустились, и мы открыли новые тайны русского языка. | Выполняют движения за учителем. Показывают настрой на работу на уроке. При хорошей погоде, если дерево здорово. | Личностные | ||||||
Целеполагание. Планирование. | Какую тему начали изучать? Посмотрите на запись, что скажете? Слайд2 Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим? Слайд3 Цель урока: выяснить, что такое корень слова и научиться его находить. Давайте спланируем нашу работу на уроке. Перед вами задачи, расположите их в нужной последовательности. Работаем в группах. Слайд 4 Узнать значение слова «корень» Учиться находить корень слова Узнать, какие слова называют однокоренными Оценить работу на уроке Выяснить, что такое «корень слова» Проверка: на интер. доске расставляют номера задач | Родственные слова. Мы еще не знаем, что такое корень слова и однокоренные слова. Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Цель урока: выяснить, что такое корень слова и научиться его находить. Работа в группах. Расположение задач в правильной последовательности. Узнать значение слова «корень» Выяснить, что такое «корень слова» Узнать, какие слова называют однокоренными Учиться находить корень слова Оценить работу на уроке | Личностные регулятивные Коммуникативные Познавательные | ||||||
Открытие новых знаний | Приступаем к решению 1 задачи. Слайд5
Соедините стрелками фразеологизмы с их значениями. Цель: узнать значение слова «корень» Работа в группах: сначала на карточках, затем на интерактивной доске. Проверка: по одному выходят к доске и соединяют фразеологизм с его значением. Что заметили? Что такое корень? | Работа в группах. Употребляется слово корень. Оно обозначает что-то главное самое. | Познавательные коммуникативные | ||||||
Выяснение корня слова | Какая 2 задача? Подумайте, почему корень слова называют корнем? | Это самое главное в слове, несет в себе основной смысл, основа, из которой формируется смысл слова. | Познавательные регулятивные | ||||||
Посмотрите на слайд 6. Изображены предметы: супница, чайник, мыльница, хлебница. Объясните, почему предметы так названы. Откройте учебник с. 107, прочитайте задание. Что нужно сделать? Оцените себя как вы справились с заданием(самооценка по эталону слайд 7) Какие слова записаны? Докажите? Как вы думаете, где корень в этих словах? Почему? Если мы говорили, что корень несет в себе основной смысл слова. Тогда, сформулируйте, что такое корень слова? Какие слова называют однокоренными? Давайте сравним свои результаты с учебником. А почему у меня пропущены буквы в словах? На какое правило орфограмма? А как выбрать нужную букву. Для чего необходимо умение подбирать однокоренные слова? Озвучивание ответов. | Название произошло от того, что хранят в них. Записывают слово, от которого образовано название предмета, а затем само название предмета. Выделяют в словах общую часть. Самостоятельная работа. Проверка со слайда 7. Родственные. В них есть общая часть. Корень слова — это общая часть родственных слов. Родственные слова по-другому называют однокоренными. Чтение правила в учебнике. Парный согласный по звонкости-глухости. Чтобы грамотно писать, например, парную согласную в корне слова. | Познавательные Регулятивные | |||||||
Переходим к следующей задаче. Учимся находить и выделять в словах корень. Упражнение 167. 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Что общего в толковании этих слов? Все ли они являются родственными? Почему? Значит, можем выделить корень слова. Проверка: выходят к доске, выделяют корень, основу слова, окончание. А теперь вставьте букву в слово ры ка. Как доказать правильность выбранной буквы? Оцените свою работу. Какое умение оцениваем? | Самостоятельная работа в тетради. Все слова образовались от одного слова и имеют общую часть. Выделяют самостоятельно. На листке самооценки. | Регулятивные Познавательные | |||||||
Составьте алгоритм нахождения и выделения корня в слове. Работа в паре. | На карточках: -найти общую часть -доказать, что слова родственные | Познавательные коммуникативные | |||||||
Работа в рабочей тетради. с. 73, упр.107. Что нужно выполнить? В какой группе среди слов нет родственных? Почему? Какая проблема возникла? Значит, на следующих уроках продолжим, подбирать родственные слова и выделять в них корень слова. | Выпиши группы родственных слов. Они близки по значению, но не родственные, т. к. образовались не от одного слова и не имеют общей части. Можем спутать слова, близкие по значению с родственными. | Познавательные | |||||||
Домашнее задание | с. 108 упр. 171 или выписать из уч. Литературного чтения 5-6 родственных слов. | Записывают в дневники. | |||||||
Рефлексия | Продолжите фразу слайд 9 теперь я знаю…и умею… я узнал… мне было трудно…, но я… Изобразите дерево с листочками. У кого хорошее настроение, помашите руками- ветками. Урок закончен. Успехов на остальных уроках. | Продолжают фразы с доски. | Личностные регулятивные |
Приложение.
Лист самооценки.
Задание | Критерий | Оценка |
Упр. 166 | Умение находить в словах общую часть | Самооценка по эталону |
Упр. 167 | Умение выделять в словах корень, основу слова, окончание. | Самооценка |