12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Владимировна Трифанова300
Россия, Вологодская обл., Вологда
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель: Трифанова Анастасия Владимировна, учитель начальных классов.

Школа: МБОУ ВМР «Дубровская основная общеобразовательная школа»

Предмет: русский язык

Класс: 2

Наименование УМК: РИТМ

Автор учебника: С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык», Москва, ООО «Дрофа», 2011 год.

Тип урока: Открытие новых знаний

Место урока: 2 урок по разделу «Однокоренные слова»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формирование понятия о корне слове, нахождение корня в словах.

Задачи:

  • формирование понятия о корне слова, как об общей части родственных слов;
  • ввести способ определения корня слова путем подбора родственных слов;
  • учить работать в паре, группе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для оценки себя по критериям.

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Люди, как деревья. Встаньте, опустите руки. Наше тело — ствол дерева. Ноги- корни. Поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки-ветки. Согните руки в локтях. На ветках набухают почки — кулачки, а раскрытые ладони — листья.

А когда почки распускаются?

Кто готов начать работу на уроке, у кого хорошее настроение - раскройте кулачки — почки, поднимите руки — ветки — и помашите ими.

Я желаю вам, чтобы к концу урока все почки распустились, и мы открыли новые тайны русского языка.

Выполняют движения за учителем. Показывают настрой на работу на уроке.

При хорошей погоде, если дерево здорово.

Личностные

Целеполагание. Планирование.

Какую тему начали изучать?

Посмотрите на запись, что скажете? Слайд2

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Сформулируйте тему урока.

Какую цель поставим?

Слайд3

Цель урока: выяснить, что такое корень слова и научиться его находить.

Давайте спланируем нашу работу на уроке.

Перед вами задачи, расположите их в нужной последовательности. Работаем в группах.

Слайд 4

Узнать значение слова «корень»

Учиться находить корень слова

Узнать, какие слова называют однокоренными

Оценить работу на уроке

Выяснить, что такое «корень слова»

Проверка: на интер. доске расставляют номера задач

Родственные слова.

Мы еще не знаем, что такое корень слова и однокоренные слова.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: выяснить, что такое корень слова и научиться его находить.

Работа в группах. Расположение задач в правильной последовательности.

Узнать значение слова «корень»

Выяснить, что такое «корень слова»

Узнать, какие слова называют однокоренными

Учиться находить корень слова

Оценить работу на уроке

Личностные

регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Открытие новых знаний

Приступаем к решению 1 задачи.

Слайд5

Смотреть в корень

Основа, самое главное

Вырвать с корнем

Обращать внимание на

самое главное

Корень жизни

Уничтожить совсем,

полностью

Соедините стрелками фразеологизмы с их значениями. Цель: узнать значение слова «корень»

Работа в группах: сначала на карточках, затем на интерактивной доске.

Проверка: по одному выходят к доске и соединяют фразеологизм с его значением.

Что заметили? Что такое корень?

Работа в группах.

Употребляется слово корень. Оно обозначает что-то главное самое.

Познавательные

коммуникативные

Выяснение корня слова

Какая 2 задача? Подумайте, почему корень слова называют корнем?

Это самое главное в слове, несет в себе основной смысл, основа, из которой формируется смысл слова.

Познавательные

регулятивные

 

Посмотрите на слайд 6.

Изображены предметы: супница, чайник, мыльница, хлебница.

Объясните, почему предметы так названы.

Откройте учебник с. 107, прочитайте задание. Что нужно сделать?

Оцените себя как вы справились с заданием(самооценка по эталону слайд 7)

Какие слова записаны? Докажите?

Как вы думаете, где корень в этих словах? Почему? Если мы говорили, что корень несет в себе основной смысл слова.

Тогда, сформулируйте, что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными?

Давайте сравним свои результаты с учебником.

А почему у меня пропущены буквы в словах? На какое правило орфограмма?

А как выбрать нужную букву.

Для чего необходимо умение подбирать однокоренные слова?

Озвучивание ответов.

Название произошло от того, что хранят в них.

Записывают слово, от которого образовано название предмета, а затем само название предмета. Выделяют в словах общую часть.

Самостоятельная работа. Проверка со слайда 7.

Родственные. В них есть общая часть.

Корень слова — это общая часть родственных слов.

Родственные слова по-другому называют однокоренными.

Чтение правила в учебнике.

Парный согласный по звонкости-глухости.

Чтобы грамотно писать, например, парную согласную в корне слова.

Познавательные

Регулятивные

 

Переходим к следующей задаче. Учимся находить и выделять в словах корень.

Упражнение 167. 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Что общего в толковании этих слов? Все ли они являются родственными? Почему?

Значит, можем выделить корень слова.

Проверка: выходят к доске, выделяют корень, основу слова, окончание.

А теперь вставьте букву в слово ры ка.

Как доказать правильность выбранной буквы?

Оцените свою работу. Какое умение оцениваем?

Самостоятельная работа в тетради.

Все слова образовались от одного слова и имеют общую часть.

Выделяют самостоятельно.

На листке самооценки.

Регулятивные

Познавательные

 

Составьте алгоритм нахождения и выделения корня

в слове. Работа в паре.

На карточках:

-найти общую часть

-доказать,

что слова родственные

Познавательные

коммуникативные

 

Работа в рабочей тетради. с. 73, упр.107.

Что нужно выполнить?

В какой группе среди слов нет родственных? Почему?

Какая проблема возникла?

Значит, на следующих уроках продолжим, подбирать родственные слова и выделять в них корень слова.

Выпиши группы родственных слов.

Они близки по значению, но не родственные, т. к. образовались не от одного слова и не имеют общей части.

Можем спутать слова, близкие по значению с родственными.

Познавательные

Домашнее задание

с. 108 упр. 171 или выписать из уч. Литературного чтения 5-6 родственных слов.

Записывают в дневники.

 

Рефлексия

Продолжите фразу

слайд 9

теперь я знаю…и умею…

я узнал…

мне было трудно…, но я…

Изобразите дерево с листочками. У кого хорошее настроение, помашите руками- ветками. Урок закончен. Успехов на остальных уроках.

Продолжают фразы с доски.

Личностные

регулятивные

Приложение.

Лист самооценки.

Задание

Критерий

Оценка

Упр. 166

Умение находить в словах общую часть

Самооценка по эталону

Упр. 167

Умение выделять в словах корень, основу слова, окончание.

Самооценка

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.