Урок русского языка во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова. Корень слова»

3
0
Материал опубликован 22 January 2020

ФИО: Кижаева Лариса Владимировна

 

Должность: учитель начальных классов

 

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области

Регион: Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский

Заголовок: Урок изучения нового по русскому языку во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова. Корень слова»

Тезис: Данный урок построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. В ходе урока используются современные образовательные технологии. Изучение нового более трудный тип урока по сравнению с закреплением, но понятие однокоренных слов раскрывается таким разнообразием интересных упражнений, что второклассники легко и осознанно учатся находить корень слова, развивают свою речь, внимательность и познавательную активность

 

УМК «Школа России»

Цель урока: Формирование знаний о корне слова и однокоренных слов

Задачи урока

обучающие:

- упражнять в подборе и нахождении родственных слов, в выделении корня;

- формировать умение находить корень в словах;

- владеть приемами монологической и диалогической речи; приемами индивидуальной и групповой работы;

- владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля;

- уметь работать индивидуально и в группах;

развивающие:

- развивать речь, обогащая словарный запас детей, используя родственные слова в речи;

- развивать познавательные процессы путем сопоставления слов по значению;

- развивать внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные:

- воспитывать культуру устной и письменной речи;

- способствовать развитию нравственной культуры учащихся;

- содействовать развитию чувства сотрудничества и взаимопомощи;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая

Оборудование урока: 1 ПК для учителя и ПК для каждого учащегося, наушники, мультимедийный проектор, интерактивная доска, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля, фотографии, программно-методический комплекс с набором интерактивных дидактических заданий «Академия младшего школьника», электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык. 2 класс., презентация, документ-камера, система мониторинга и качества знаний PROClass, словарь Ожегова, карточки-схемы для групповой работы, мяч, для домашнего задания карточки с дифференцированным заданием

Планируемые результаты

предметные:

- распознавать однокоренные слова;

- выделять корень в однокоренных словах;

- приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем;

метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, индивидуально и в группе;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из интерактивных заданий, объяснений;

личностные:

- проявлять интерес к словообразовательному богатству русского языка;

- выявлять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности;

Структура и ход урока, УУД:

1. Мотивация к учебной деятельности.

УУД: Регулятивные - волевая саморегуляция, организация своего рабочего места;

личностные: - смыслообразование;

коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

2. Актуализация необходимых знаний.

УУД: Регулятивные: -планирование, прогнозирование;

познавательные: -отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в предлагаемых материалах;

коммуникативные: -слушать и понимать речь других;

личностные: -следовать рабочему ритму урока, проявлять активность и инициативность;

3. Постановка учебной задачи.

УУД: Регулятивные: -целеполагание, определение целей выполнения заданий на уроке, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя;

познавательные: -постановка и формулировка проблемы; умение анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки;

коммуникативные: -ответы на вопросы учителя, товарищей по классу;

личностные: -проявление интерес к изучаемому;

4. «Открытие нового знания»

УУД: Регулятивные:пределение плана выполнения заданий на уроке, определение наиболее эффективных способов достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

познавательные: -умение структурировать знания, осознанно строить высказывания-доказательства, извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях, видео)

коммуникативные: -умение задавать вопросы для получения от товарищей по коммуникации необходимых сведений;

личностные: -оценка смыслового содержания заданий с точки зрения общечеловеческих норм;

5. Первичное закрепление.

УУД: Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества, следование правилам работы в паре;

познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, умение сравнивать слова: находить общее и различие;

регулятивные: -прогнозирование, соотнесение выполненного задания с образцом;

личностные: - мотивация к углубленному изучению нового;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

УУД: Коммуникативные:ыполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), предвидеть последствия коллективных решений;

познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, обобщение информации, умение делать самостоятельно простые выводы;

регулятивные: -саморегуляция, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность, внесение необходимых дополнений и корректив в учебные действия;

личностные: -стремление к верному выполнению заданий, проявление старательности и трудолюбия;

7. Физминутка электронная – гимнастика для глаз.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

УУД: Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждения; регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

личностные: -ценить и понимать богатство родного языка;

9. Физминутка с мячом.

10. Проверка уровня усвоения учебного материала.

УУД: Регулятивные: -контроль (самоконтроль) и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;

познавательные: -умение осознанно строить высказывания-доказательства;

коммуникативные: -умение отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, соблюдая правила речевого этикета;

личностные: -позитивное отношение к успешности (неуспешности) выполнения задания;

11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока; самооценка результатов своей деятельности; выставление отметок)

УУД: Познавательные: -умение структурировать знания, представлять информацию в виде схемы, оценка процессов и результатов деятельности;

регулятивные: -волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено, самооценка учебной деятельности по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;

коммуникативные: -умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности;

личностные: -осознавать личностный смысл учения;

12. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Подготовка к уроку. Установка на работу.) УЧИТЕЛЬ:- Здравствуйте, ребята! Зачем вы пришли сегодня в школу?

ДЕТИ:- В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ:– Покажите, какую работу вы приготовили дома. Работа с фотографиями родственников учащихся, расположенными на доске заранее. УЧИТЕЛЬ:– Как узнать, где чьи родственники? ДЕТИ:– Мы похожи на них. Создание проблемной ситуации На интерактивной доске слова: кормушка, письменный, бегут, беглец, корм, писала, письмо, кормит, бегуны.

УЧИТЕЛЬ:– На какие три группы можно разделить данные слова? (Ученики записывают слова в тетрадь в 3 столбика, проверяя затем по следующему слайду на доске.) кормушка письменный бегут корм писала беглец кормит письмо бегуны УЧИТЕЛЬ:- Почему такие группы получились? ДЕТИ:- Слова в группах похожи.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (Целеполагание) УЧИТЕЛЬ:- Кто догадался, чему будем учиться на уроке? ДЕТИ:– Будем искать родственников в словах.

«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»

Диалог персонажей - интерактивный проблемный вопрос: «Что такое родственные слова?»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290c8-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_78.swf

УЧИТЕЛЬ:- Как бы вы объяснили, что такое «родственные слова»?

ДЕТИ:- Я думаю, мальчик и девочка правы, если объединить их выводы: это слова, которые похожи по звучанию и образованы одно от другого.

УЧИТЕЛЬ:- Послушайте точное определение родственных слов.

Электронное приложение к учебнику. Урок №8 (Анимация)

УЧИТЕЛЬ:- Какие главные признаки родственных слов узнали?

ДЕТИ:- Родственные слова имеют одинаковый корень и общее лексическое значение.

УЧИТЕЛЬ:- Отгадайте загадку: «Что растёт вверх корнем?» (Слайд с изображением сосулек)

УЧИТЕЛЬ:-Какие значения слова «КОРЕНЬ» знаете?

УЧИТЕЛЬ: -А что написано в словаре Ожегова про корень? (Работа со словарём)

УЧИТЕЛЬ:- Что не может жить без корня?

ДЕТИ:- Растения.

УЧИТЕЛЬ:- Отгадайте, какое растение: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

(На слайде дерево со словами: дерево, друзьями, человек, корнями, живёт, а)

УЧИТЕЛЬ:- Составьте из этих слов пословицу и запишите в тетрадь.

(Взаимопроверка соседом по парте).

Интерактивный информационный блок «Корень дерева и корень слова»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

УЧИТЕЛЬ:- Как ещё называют такие слова?

ДЕТИ:- Однокоренными.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

УЧИТЕЛЬ:- Поучимся находить корень слова.

Интерактивная инструкция по выделению корня и практический тренинг. (Видеофрагмент и практическое занятие).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

 

УЧИТЕЛЬ:-Вот ещё одна информация о родственных словах.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

УЧИТЕЛЬ:- Какое новое понятие узнали? ДЕТИ:– Словообразовательные гнёзда.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. - УЧИТЕЛЬ:- Посмотрите на ещё одно словообразовательное гнездо, запомните родственные слова, чтобы правильно их записать в тетрадь. (На слайде дерево со словами: перелётные, самолёт, улетать, лётчик, вылет, полёт, отлёт)

УЧИТЕЛЬ:- А теперь творческое задание для 2-ух групп: подберите как можно больше родственных слов к данному корню. (1 группа - корм-; 2 группа –цвет-)

  ДЕТИ составляют схему – «солнышко» из родственных слов от корней: 1 ряд-корм, 2 ряд-цвет)

рм

Взаимопроверка группами через документ-камеру.

Индивидуальная работа с методическим конструктором «Академия младшего школьника» на ПК по теме «Состав слова» №1, №2

ФИЗМИНУТКА Презентация Power Point «Электронные физминутки для глаз. Часть 2.» (слайд 10-осень)

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И

ПОВТОРЕНИЕ Интерактивная практическая игра «Рассели слова по домикам»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Интерактивное практическое задание «Выдели родственные слова»

Интерактивное практическое задание «Выбери правильный ответ»

ФИЗМИНУТКА С МЯЧОМигра-тренинг (Учитель кидает мяч из центра круга каждому ученику, стоящему по кругу, называя слово, ученик ловит и откидывает учителю с однокоренным словом) Например: стол – столовая, дом – домик, кукла – кукольный, вечер – вечерний, бегут – бег, школа – школьник, ночь – ночной, река – речной, кормушка – кормит, зверь – зверята, стул – стульчик, дети – детишки, весна – весенний, село – сельский, листок – лист и т. д.

Проверка уровня усвоения учебного материала (Электронный тест в системе мониторинга и качества знаний PROClass)

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

итог урока

УЧИТЕЛЬ:- Что же вы узнали о родственных словах, попробуйте своей группой заполнить схему-кластер. ( Работа в группах на листе с данной схемой)

УЧИТЕЛЬ:- Проверьте себя зелёной ручкой: если верная запись, ставите +, неверная –

(Самопроверка по слайду)

самооценка результатов своей деятельности

УЧИТЕЛЬ:- Проанализируйте и охарактеризуйте свою работу: 1-ая группа по левой «оценочной ладошке», 2-ая группа – по правой.

Выставление отметок в соответствии с отчётом выполнения электронного теста в системе мониторинга и качества знаний PROClass

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

УЧИТЕЛЬ:- Дома одни ребята найдут группу родственных слов из литературы на выбор: из учебника «Литературное чтение», либо из учебника «Окружающий мир», или из художественной книги; другие ребята будут образовывать однокоренные слова от корней в данных им карточке.


 


 

Образуй однокоренные слова от данных слов (корней)

  ГРИБ

 

 

 

  СЛОН

  ЛЕС

    ДОЖДЬ


 

Образуй однокоренные слова от данных слов (корней)

  БЕГ

 

 

 

  СТОЛ

  НОС

    ЗВЕРЬ

 

Третья группа ребят будет искать однокоренные слова в упражнении учебника №83.

 


Список литературы

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2018.

Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.

Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка. 2 класс. – «Аквариум», 2007.

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2015.

Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.

Бетенькова Н. М. Конкурс грамотеев. – М.: «Знание», 2005.

http://school-collection.edu.ru/catalog/


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.