Урок русского языка во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова. Корень слова»
ФИО: Кижаева Лариса Владимировна |
|
Должность: учитель начальных классов |
|
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области Регион: Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский Заголовок: Урок изучения нового по русскому языку во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова. Корень слова» Тезис: Данный урок построен в соответствии с новыми образовательными стандартами. В ходе урока используются современные образовательные технологии. Изучение нового более трудный тип урока по сравнению с закреплением, но понятие однокоренных слов раскрывается таким разнообразием интересных упражнений, что второклассники легко и осознанно учатся находить корень слова, развивают свою речь, внимательность и познавательную активность |
|
УМК «Школа России» |
Цель урока: Формирование знаний о корне слова и однокоренных слов |
Задачи урока обучающие: - упражнять в подборе и нахождении родственных слов, в выделении корня; - формировать умение находить корень в словах; - владеть приемами монологической и диалогической речи; приемами индивидуальной и групповой работы; - владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля; - уметь работать индивидуально и в группах; развивающие: - развивать речь, обогащая словарный запас детей, используя родственные слова в речи; - развивать познавательные процессы путем сопоставления слов по значению; - развивать внимание учащихся при работе с информационным и практическим материалом; - развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; воспитательные: - воспитывать культуру устной и письменной речи; - способствовать развитию нравственной культуры учащихся; - содействовать развитию чувства сотрудничества и взаимопомощи; |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая |
Оборудование урока: 1 ПК для учителя и ПК для каждого учащегося, наушники, мультимедийный проектор, интерактивная доска, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля, фотографии, программно-методический комплекс с набором интерактивных дидактических заданий «Академия младшего школьника», электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Русский язык. 2 класс., презентация, документ-камера, система мониторинга и качества знаний PROClass, словарь Ожегова, карточки-схемы для групповой работы, мяч, для домашнего задания карточки с дифференцированным заданием Планируемые результаты предметные: - распознавать однокоренные слова; - выделять корень в однокоренных словах; - приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем; метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя, индивидуально и в группе; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из интерактивных заданий, объяснений; личностные: - проявлять интерес к словообразовательному богатству русского языка; - выявлять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности; |
Структура и ход урока, УУД: 1. Мотивация к учебной деятельности. УУД: Регулятивные - волевая саморегуляция, организация своего рабочего места; личностные: - смыслообразование; коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками 2. Актуализация необходимых знаний. УУД: Регулятивные: -планирование, прогнозирование; познавательные: -отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в предлагаемых материалах; коммуникативные: -слушать и понимать речь других; личностные: -следовать рабочему ритму урока, проявлять активность и инициативность; 3. Постановка учебной задачи. УУД: Регулятивные: -целеполагание, определение целей выполнения заданий на уроке, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя; познавательные: -постановка и формулировка проблемы; умение анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки; коммуникативные: -ответы на вопросы учителя, товарищей по классу; личностные: -проявление интерес к изучаемому; 4. «Открытие нового знания» УУД: Регулятивные: -определение плана выполнения заданий на уроке, определение наиболее эффективных способов достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; познавательные: -умение структурировать знания, осознанно строить высказывания-доказательства, извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях, видео) коммуникативные: -умение задавать вопросы для получения от товарищей по коммуникации необходимых сведений; личностные: -оценка смыслового содержания заданий с точки зрения общечеловеческих норм; 5. Первичное закрепление. УУД: Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества, следование правилам работы в паре; познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, умение сравнивать слова: находить общее и различие; регулятивные: -прогнозирование, соотнесение выполненного задания с образцом; личностные: - мотивация к углубленному изучению нового; 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. УУД: Коммуникативные: -выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), предвидеть последствия коллективных решений; познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, обобщение информации, умение делать самостоятельно простые выводы; регулятивные: -саморегуляция, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность, внесение необходимых дополнений и корректив в учебные действия; личностные: -стремление к верному выполнению заданий, проявление старательности и трудолюбия; 7. Физминутка электронная – гимнастика для глаз. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. УУД: Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждения; регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению личностные: -ценить и понимать богатство родного языка; 9. Физминутка с мячом. 10. Проверка уровня усвоения учебного материала. УУД: Регулятивные: -контроль (самоконтроль) и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; познавательные: -умение осознанно строить высказывания-доказательства; коммуникативные: -умение отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, соблюдая правила речевого этикета; личностные: -позитивное отношение к успешности (неуспешности) выполнения задания; 11. Рефлексия учебной деятельности (итог урока; самооценка результатов своей деятельности; выставление отметок) УУД: Познавательные: -умение структурировать знания, представлять информацию в виде схемы, оценка процессов и результатов деятельности; регулятивные: -волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено, самооценка учебной деятельности по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; коммуникативные: -умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности; личностные: -осознавать личностный смысл учения; 12. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Подготовка к уроку. Установка на работу.) УЧИТЕЛЬ:- Здравствуйте, ребята! Зачем вы пришли сегодня в школу?
ДЕТИ:- В школу мы пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЬ:– Покажите, какую работу вы приготовили дома. Работа с фотографиями родственников учащихся, расположенными на доске заранее. УЧИТЕЛЬ:– Как узнать, где чьи родственники? ДЕТИ:– Мы похожи на них. Создание проблемной ситуации На интерактивной доске слова: кормушка, письменный, бегут, беглец, корм, писала, письмо, кормит, бегуны.
УЧИТЕЛЬ:– На какие три группы можно разделить данные слова? (Ученики записывают слова в тетрадь в 3 столбика, проверяя затем по следующему слайду на доске.) кормушка письменный бегут корм писала беглец кормит письмо бегуны УЧИТЕЛЬ:- Почему такие группы получились? ДЕТИ:- Слова в группах похожи.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (Целеполагание) УЧИТЕЛЬ:- Кто догадался, чему будем учиться на уроке? ДЕТИ:– Будем искать родственников в словах.
«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»
Диалог персонажей - интерактивный проблемный вопрос: «Что такое родственные слова?»
УЧИТЕЛЬ:- Как бы вы объяснили, что такое «родственные слова»?
ДЕТИ:- Я думаю, мальчик и девочка правы, если объединить их выводы: это слова, которые похожи по звучанию и образованы одно от другого.
УЧИТЕЛЬ:- Послушайте точное определение родственных слов.
Электронное приложение к учебнику. Урок №8 (Анимация)
УЧИТЕЛЬ:- Какие главные признаки родственных слов узнали?
ДЕТИ:- Родственные слова имеют одинаковый корень и общее лексическое значение.
УЧИТЕЛЬ:- Отгадайте загадку: «Что растёт вверх корнем?» (Слайд с изображением сосулек)
УЧИТЕЛЬ:-Какие значения слова «КОРЕНЬ» знаете?
УЧИТЕЛЬ: -А что написано в словаре Ожегова про корень? (Работа со словарём)
УЧИТЕЛЬ:- Что не может жить без корня?
ДЕТИ:- Растения.
УЧИТЕЛЬ:- Отгадайте, какое растение: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».
(На слайде дерево со словами: дерево, друзьями, человек, корнями, живёт, а)
УЧИТЕЛЬ:- Составьте из этих слов пословицу и запишите в тетрадь.
(Взаимопроверка соседом по парте).
Интерактивный информационный блок «Корень дерева и корень слова»
УЧИТЕЛЬ:- Как ещё называют такие слова?
ДЕТИ:- Однокоренными.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
УЧИТЕЛЬ:- Поучимся находить корень слова.
Интерактивная инструкция по выделению корня и практический тренинг. (Видеофрагмент и практическое занятие).
УЧИТЕЛЬ:-Вот ещё одна информация о родственных словах.
УЧИТЕЛЬ:- Какое новое понятие узнали? ДЕТИ:– Словообразовательные гнёзда.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. - УЧИТЕЛЬ:- Посмотрите на ещё одно словообразовательное гнездо, запомните родственные слова, чтобы правильно их записать в тетрадь. (На слайде дерево со словами: перелётные, самолёт, улетать, лётчик, вылет, полёт, отлёт)
УЧИТЕЛЬ:- А теперь творческое задание для 2-ух групп: подберите как можно больше родственных слов к данному корню. (1 группа - корм-; 2 группа –цвет-)
ДЕТИ составляют схему – «солнышко» из родственных слов от корней: 1 ряд-корм, 2 ряд-цвет)
рм
Взаимопроверка группами через документ-камеру.
Индивидуальная работа с методическим конструктором «Академия младшего школьника» на ПК по теме «Состав слова» №1, №2
ФИЗМИНУТКА Презентация Power Point «Электронные физминутки для глаз. Часть 2.» (слайд 10-осень)
ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И
ПОВТОРЕНИЕ Интерактивная практическая игра «Рассели слова по домикам»
Интерактивное практическое задание «Выдели родственные слова»
Интерактивное практическое задание «Выбери правильный ответ»
ФИЗМИНУТКА С МЯЧОМ – игра-тренинг (Учитель кидает мяч из центра круга каждому ученику, стоящему по кругу, называя слово, ученик ловит и откидывает учителю с однокоренным словом) Например: стол – столовая, дом – домик, кукла – кукольный, вечер – вечерний, бегут – бег, школа – школьник, ночь – ночной, река – речной, кормушка – кормит, зверь – зверята, стул – стульчик, дети – детишки, весна – весенний, село – сельский, листок – лист и т. д.
Проверка уровня усвоения учебного материала (Электронный тест в системе мониторинга и качества знаний PROClass)
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
итог урока
УЧИТЕЛЬ:- Что же вы узнали о родственных словах, попробуйте своей группой заполнить схему-кластер. ( Работа в группах на листе с данной схемой)
УЧИТЕЛЬ:- Проверьте себя зелёной ручкой: если верная запись, ставите +, неверная –
(Самопроверка по слайду)
самооценка результатов своей деятельности
УЧИТЕЛЬ:- Проанализируйте и охарактеризуйте свою работу: 1-ая группа по левой «оценочной ладошке», 2-ая группа – по правой.
Выставление отметок в соответствии с отчётом выполнения электронного теста в системе мониторинга и качества знаний PROClass
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
УЧИТЕЛЬ:- Дома одни ребята найдут группу родственных слов из литературы на выбор: из учебника «Литературное чтение», либо из учебника «Окружающий мир», или из художественной книги; другие ребята будут образовывать однокоренные слова от корней в данных им карточке.
Образуй однокоренные слова от данных слов (корней) |
|||
ГРИБ
|
СЛОН |
ЛЕС |
ДОЖДЬ |
Образуй однокоренные слова от данных слов (корней) |
|||
БЕГ
|
СТОЛ |
НОС |
ЗВЕРЬ
|
Третья группа ребят будет искать однокоренные слова в упражнении учебника №83.
Список литературы
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2018.
Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2015.
Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка. 2 класс. – «Аквариум», 2007.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2015.
Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
Бетенькова Н. М. Конкурс грамотеев. – М.: «Знание», 2005.
http://school-collection.edu.ru/catalog/