Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова» (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
в 5 классе
учителя русского языка и литературы Дубовой Л.А.
Тема урока |
Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова |
|||||
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
|||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать определение КОРНЯ СЛОВА (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), ПОНЯТИЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень слова, находить однокоренные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов с указанными корнями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
|||||
Методы и формы обучения |
Поисковый, эвристический метод, индивидуальная, парная, фронтальная работа |
|||||
Образовательные ресурсы |
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/08/prezentatsiya-k-uroku-literatury-v-10-klasse-ispytanie-lyubovyu |
|||||
Оборудование урока |
Экран-штатив, проектор, магнитная доска. |
|||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока; раздаточный материал «Этимологический словарик», Этимологический словарь русского языка Г.П. Цыганенко, Г.А. Крылова и др. |
|||||
основные понятия |
Лексическое значение слова, корень слова, однокоренные слова, этимология |
|||||
Организационная структура (сценарий) урока |
||||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации деятельности |
Формируемые УУД |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово учителя. За окном зима, дует ветер, намело много снега, а в нашем кабинете тепло и уютно. Самое время вспомнить о приближающейся весне. Вы любите гулять по весеннему саду? Сегодня на уроке я приглашаю вас прогуляться по такому саду, но необычному. Послушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова». И сформулируйте тему сегодняшнего урока. «Как растут слова» Е.Измайлов Как-то много лет назад |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. участвуют в диалоге. |
Фронтальная |
П: осознают учебно-познавательную задачу. Р: планируют необходимые действия, операции. К: работают в парах |
|
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. |
И наш словесный сад начинает обрастать новыми листочками, на нем уже появились слова «рассада», «посадки»… Если мы заглянем в школьный словообразовательный словарь, то найдем 71 слово с этим корнем, а сможете ли вы подобрать однокоренные слова к слову сад? Вопросы на восприятия текста Почему Е. Измайлов сравнил образование новых слов с садом? С помощью чего образуются новые слова? Как называется минимальная значимая часть слова? В каком разделе науки о языке изучаются морфемы? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я приготовила для вас тест-пятиминутку. Проверьте правильность выполнения задания (открывает материал для самопроверки). |
Вспоминают слова с корнем –сад-, размещают их на доске. Отвечают на вопросы по изученному материалу. Работают с тестом, выявляют затруднение |
П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р: Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результаты своего труда, сопоставляют с эталоном. К: Задают вопросы, отвечают на вопросы других |
результаты промежуточного теста. Устные ответы |
|
3. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения |
Словесно-иллюстративный рассказ. Эвристическая беседа |
Какое задание вызвало затруднение? почему? Являются ли однокоренными слова: горевать, пригорюниться, горестный, горьковатый, пригорок, горение? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу? Какие знания нам необходимы? |
Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность знаний |
Индивидуальная, фронтальная |
Л: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. П: Устанавливают причинно-следственные связи. |
Устные ответы |
4. Этап реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Работа с учебным диалогом ст. 12. Работа по формулированию теоретического материала, сопоставление выводов с материалом учебника, выполнение упр. 395. |
Читают по ролям, обдумывают прочитанное, формулируют определение термина «Корень слова». Сопоставляют с правилом в учебнике. Выполняют тренировочное упражнение № 395 |
Индивидуальная, фронтальная |
Л: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. П: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материале учебника. |
|
5. Этап первичного закрепления во внешней речи |
Анализ результатов труда |
А теперь мы вернемся к заданию, вызвавшему затруднение при выполнении и попробуем определить, почему было трудно. Можете ли вы сейчас ответить на поставленный вопрос? Возвращение к тесту-пятиминутке, решение задания, вызвавшего затруднение. |
Проговаривают необходимость учитывать лексическое значение слова. для подбора однокоренных слов. |
Индивидуальная, фронтальная |
Р. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
|
6. Этап углубления знаний. |
Культурно-историческая составляющая урока. Работа с этимологическим словарем. |
Как еще называют однокоренные слова? (родственные) Послушайте стихотворение С. Острового «Первородство» К словам привыкаешь день ото дня, И когда я слышу: У слова цвет своего огня. У слова есть корни. И есть родня. Вслушайся. Вникни. Не позабудь. В этом стихотворении говорится о значении слов: ИЗВИНЯТЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ. Если вы обратитесь к словообразовательному словарю, то увидите, что в современном языке в слове ЗАЩИТА, например, выделяется корень –защит-. Но всегда ли так было? А вот как было раньше, нам поможет узнать Этимологический словарь и наука Этимология - (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Для этого я приглашаю вас на работу в детективное агентство «Зри в корень». Что обозначает глагол «зри»? Какие однокоренные слова встречаются с корнем –зр- в современном русском языке? Несколько оперативных работников помогут мне разобраться в запутанной истории происхождения слов и ответят на вопросы: Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»? Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»? Чем пахнет выхухоль? Зачем крапиве кипяток? Что ест медведь?
|
Слушают и воспринимают художественный текст. отвечают на поставленные вопросы. участвуют в работе групп. Находят необходимую информацию в школьном этимологическом словаре, делают выводы. |
Индивидуальная, фронтальная, групповая |
П: Извлекают необходимую информацию из словаря. К: Строят монологическое высказывание Р: Планируют групповую работу, определяют свою роль в группе. |
устные ответы по результатам групповой работы. |
7. Включение в систему знаний и повторение и рефлексия. |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Молодцы, детективы, помогли распутать сложные исторические загадки! А какие знания помогли вам сегодня справиться с работой? Что нового вы узнали на уроке? Значение какого слова показалось вам самым интересным и неожиданным? Для чего необходимо знать этимологию слова? Что на уроке было самым интересным? Самым трудным? Продолжите работу дома, выполните домашнее задание: п. 74, упр393, 397 (по выбору) |
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают значение изученных терминов, записывают. Д/З. |
Фронтальная, индивидуальная |
Л: понимают роль знаний для человека. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Приложение
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Что ест медведь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Зачем крапиве кипяток?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»?
____________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание! Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»?
______________________________________________________
Над заданием работали: