12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дубова Людмила Александровна44 Учитель русского языка и литературы, классный руководитель, руководитель методического объединения учителей. Россия, Владимирская обл., Ковров |
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
Технологическая карта урока русского языка
в 5 классе
учителя русского языка и литературы Дубовой Л.А.
Тема урока | Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова | |||||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать определение КОРНЯ СЛОВА (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), ПОНЯТИЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень слова, находить однокоренные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов с указанными корнями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. | |||||
Методы и формы обучения | Поисковый, эвристический метод, индивидуальная, парная, фронтальная работа | |||||
Образовательные ресурсы | ||||||
Оборудование урока | Экран-штатив, проектор, магнитная доска. | |||||
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока; раздаточный материал «Этимологический словарик», Этимологический словарь русского языка Г.П. Цыганенко, Г.А. Крылова и др. | |||||
основные понятия | Лексическое значение слова, корень слова, однокоренные слова, этимология | |||||
Организационная структура (сценарий) урока | ||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации деятельности | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово учителя. За окном зима, дует ветер, намело много снега, а в нашем кабинете тепло и уютно. Самое время вспомнить о приближающейся весне. Вы любите гулять по весеннему саду? Сегодня на уроке я приглашаю вас прогуляться по такому саду, но необычному. Послушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова». И сформулируйте тему сегодняшнего урока. «Как растут слова» Е.Измайлов Как-то много лет назад | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. участвуют в диалоге. | Фронтальная | П: осознают учебно-познавательную задачу. Р: планируют необходимые действия, операции. К: работают в парах | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | И наш словесный сад начинает обрастать новыми листочками, на нем уже появились слова «рассада», «посадки»… Если мы заглянем в школьный словообразовательный словарь, то найдем 71 слово с этим корнем, а сможете ли вы подобрать однокоренные слова к слову сад? Вопросы на восприятия текста Почему Е. Измайлов сравнил образование новых слов с садом? С помощью чего образуются новые слова? Как называется минимальная значимая часть слова? В каком разделе науки о языке изучаются морфемы? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я приготовила для вас тест-пятиминутку. Проверьте правильность выполнения задания (открывает материал для самопроверки). | Вспоминают слова с корнем –сад-, размещают их на доске. Отвечают на вопросы по изученному материалу. Работают с тестом, выявляют затруднение | П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р: Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результаты своего труда, сопоставляют с эталоном. К: Задают вопросы, отвечают на вопросы других | результаты промежуточного теста. Устные ответы | |
3. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения | Словесно-иллюстративный рассказ. Эвристическая беседа | Какое задание вызвало затруднение? почему? Являются ли однокоренными слова: горевать, пригорюниться, горестный, горьковатый, пригорок, горение? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу? Какие знания нам необходимы? | Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность знаний | Индивидуальная, фронтальная | Л: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. П: Устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы |
4. Этап реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Работа с учебным диалогом ст. 12. Работа по формулированию теоретического материала, сопоставление выводов с материалом учебника, выполнение упр. 395. | Читают по ролям, обдумывают прочитанное, формулируют определение термина «Корень слова». Сопоставляют с правилом в учебнике. Выполняют тренировочное упражнение № 395 | Индивидуальная, фронтальная | Л: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. П: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материале учебника. | |
5. Этап первичного закрепления во внешней речи | Анализ результатов труда | А теперь мы вернемся к заданию, вызвавшему затруднение при выполнении и попробуем определить, почему было трудно. Можете ли вы сейчас ответить на поставленный вопрос? Возвращение к тесту-пятиминутке, решение задания, вызвавшего затруднение. | Проговаривают необходимость учитывать лексическое значение слова. для подбора однокоренных слов. | Индивидуальная, фронтальная | Р. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | |
6. Этап углубления знаний. | Культурно-историческая составляющая урока. Работа с этимологическим словарем. | Как еще называют однокоренные слова? (родственные) Послушайте стихотворение С. Острового «Первородство» К словам привыкаешь день ото дня, И когда я слышу: У слова цвет своего огня. У слова есть корни. И есть родня. Вслушайся. Вникни. Не позабудь. В этом стихотворении говорится о значении слов: ИЗВИНЯТЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ. Если вы обратитесь к словообразовательному словарю, то увидите, что в современном языке в слове ЗАЩИТА, например, выделяется корень –защит-. Но всегда ли так было? А вот как было раньше, нам поможет узнать Этимологический словарь и наука Этимология - (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов. Для этого я приглашаю вас на работу в детективное агентство «Зри в корень». Что обозначает глагол «зри»? Какие однокоренные слова встречаются с корнем –зр- в современном русском языке? Несколько оперативных работников помогут мне разобраться в запутанной истории происхождения слов и ответят на вопросы: Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»? Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»? Чем пахнет выхухоль? Зачем крапиве кипяток? Что ест медведь?
| Слушают и воспринимают художественный текст. отвечают на поставленные вопросы. участвуют в работе групп. Находят необходимую информацию в школьном этимологическом словаре, делают выводы. | Индивидуальная, фронтальная, групповая | П: Извлекают необходимую информацию из словаря. К: Строят монологическое высказывание Р: Планируют групповую работу, определяют свою роль в группе. | устные ответы по результатам групповой работы. |
7. Включение в систему знаний и повторение и рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Молодцы, детективы, помогли распутать сложные исторические загадки! А какие знания помогли вам сегодня справиться с работой? Что нового вы узнали на уроке? Значение какого слова показалось вам самым интересным и неожиданным? Для чего необходимо знать этимологию слова? Что на уроке было самым интересным? Самым трудным? Продолжите работу дома, выполните домашнее задание: п. 74, упр393, 397 (по выбору) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают значение изученных терминов, записывают. Д/З. | Фронтальная, индивидуальная | Л: понимают роль знаний для человека. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Приложение
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Что ест медведь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Зачем крапиве кипяток?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание!
Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»?
____________________________________________________________________________________________________________________
Над заданием работали:
Детективное агентство
"Зри в корень"
Срочное задание! Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!
Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»?
______________________________________________________
Над заданием работали: