Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 26 February 2019

Технологическая карта урока русского языка

в 5 классе

учителя русского языка и литературы Дубовой Л.А.

Тема урока

Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать определение КОРНЯ СЛОВА (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), ПОНЯТИЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень слова, находить однокоренные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов с указанными корнями.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, индивидуальная, парная, фронтальная работа

Образовательные ресурсы

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/08/prezentatsiya-k-uroku-literatury-v-10-klasse-ispytanie-lyubovyu

Оборудование урока

Экран-штатив, проектор, магнитная доска.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока; раздаточный материал «Этимологический словарик», Этимологический словарь русского языка Г.П. Цыганенко, Г.А. Крылова и др.

основные понятия

Лексическое значение слова, корень слова, однокоренные слова, этимология

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации деятельности

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя.

За окном зима, дует ветер, намело много снега, а в нашем кабинете тепло и уютно. Самое время вспомнить о приближающейся весне. Вы любите гулять по весеннему саду? Сегодня на уроке я приглашаю вас прогуляться по такому саду, но необычному. Послушайте стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова». И сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Как растут слова» Е.Измайлов

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя. участвуют в диалоге.

Фронтальная

П: осознают учебно-познавательную задачу.

Р: планируют необходимые действия, операции.

К: работают в парах

 

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

И наш словесный сад начинает обрастать новыми листочками, на нем уже появились слова «рассада», «посадки»… Если мы заглянем в школьный словообразовательный словарь, то найдем 71 слово с этим корнем, а сможете ли вы подобрать однокоренные слова к слову сад?

Вопросы на восприятия текста

Почему Е. Измайлов сравнил образование новых слов с садом?

С помощью чего образуются новые слова?

Как называется минимальная значимая часть слова?

В каком разделе науки о языке изучаются морфемы?

Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я приготовила для вас тест-пятиминутку.

Проверьте правильность выполнения задания (открывает материал для самопроверки).

Вспоминают слова с корнем –сад-, размещают их на доске. Отвечают на вопросы по изученному материалу.

Работают с тестом, выявляют затруднение

 

П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результаты своего труда, сопоставляют с эталоном.

К: Задают вопросы, отвечают на вопросы других

результаты промежуточного теста.

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения

Словесно-иллюстративный рассказ. Эвристическая беседа

Какое задание вызвало затруднение? почему?

Являются ли однокоренными слова: горевать, пригорюниться, горестный, горьковатый, пригорок, горение?

Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу?

Какие знания нам необходимы?

Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность знаний

Индивидуальная, фронтальная

Л: Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы

4. Этап реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Работа с учебным диалогом ст. 12. Работа по формулированию теоретического материала, сопоставление выводов с материалом учебника, выполнение упр. 395.

Читают по ролям, обдумывают прочитанное, формулируют определение термина «Корень слова». Сопоставляют с правилом в учебнике.

Выполняют тренировочное упражнение № 395

Индивидуальная, фронтальная

Л: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

П: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материале учебника.

 

5. Этап первичного закрепления во внешней речи

Анализ результатов труда

А теперь мы вернемся к заданию, вызвавшему затруднение при выполнении и попробуем определить, почему было трудно.

Можете ли вы сейчас ответить на поставленный вопрос?

Возвращение к тесту-пятиминутке, решение задания, вызвавшего затруднение.

Проговаривают необходимость учитывать лексическое значение слова. для подбора однокоренных слов.

Индивидуальная, фронтальная

Р. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

 

6. Этап углубления знаний.

Культурно-историческая составляющая урока. Работа с этимологическим словарем.

Как еще называют однокоренные слова? (родственные)

Послушайте стихотворение С. Острового «Первородство»

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Обереги меня! —
Это значит:
— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро.

В этом стихотворении говорится о значении слов: ИЗВИНЯТЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ.

Если вы обратитесь к словообразовательному словарю, то увидите, что в современном языке в слове ЗАЩИТА, например, выделяется корень –защит-.

Но всегда ли так было?

А вот как было раньше, нам поможет узнать Этимологический словарь и наука Этимология - (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

Для этого я приглашаю вас на работу в детективное агентство «Зри в корень».

Что обозначает глагол «зри»?

Какие однокоренные слова встречаются с корнем –зр- в современном русском языке?

Несколько оперативных работников помогут мне разобраться в запутанной истории происхождения слов и ответят на вопросы:

Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»?

Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»?

Чем пахнет выхухоль?

Зачем крапиве кипяток?

Что ест медведь?


 


 

Слушают и воспринимают художественный текст.

отвечают на поставленные вопросы.

участвуют в работе групп.

Находят необходимую информацию в школьном этимологическом словаре, делают выводы.

Индивидуальная, фронтальная, групповая

П: Извлекают необходимую информацию из словаря.

К: Строят монологическое высказывание

Р: Планируют групповую работу, определяют свою роль в группе.

устные ответы по результатам групповой работы.

7. Включение в систему знаний и повторение и рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Молодцы, детективы, помогли распутать сложные исторические загадки!

А какие знания помогли вам сегодня справиться с работой?

Что нового вы узнали на уроке?

Значение какого слова показалось вам самым интересным и неожиданным?

Для чего необходимо знать этимологию слова?

Что на уроке было самым интересным? Самым трудным?

Продолжите работу дома, выполните домашнее задание: п. 74, упр393, 397 (по выбору)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают значение изученных терминов, записывают. Д/З.

Фронтальная, индивидуальная

Л: понимают роль знаний для человека.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

Приложение

Детективное агентство

 

                                                               "Зри в корень"

 

Срочное задание!

Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!

Что ест медведь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Над заданием работали:


 

 

Детективное агентство

 

                                                                 "Зри в корень"

 

Срочное задание!

Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!

Зачем крапиве кипяток?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Над заданием работали:

 

Детективное агентство

 

                                                                  "Зри в корень"

 

Срочное задание!

Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!

Являются ли однокоренными слова «врач» и «врать»?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Над заданием работали:

Детективное агентство

                                                                  "Зри в корень"

 

Срочное задание! Выясните и отчитайтесь о проделанной работе!

Являются ли однокоренными слова «копна», «копить», «копейка»?

______________________________________________________

Над заданием работали:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации