Урок русского языка во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок русского языка во 2 классе.
«Корень слова. Однокоренные
слова»
Разработал: учитель
начальных классов
МОУ СОШ «12» г. Магнитогорска
Федорова Юлия Николаевна
Тема урока русского языка « Корень слова, однокоренные слова» изучается по программе автора Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина (образовательная система «Перспектива») во 2 классе.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока (Ц):
Познавательная (предметно-информационная) | Знать и понимать: термины и понятия: «корень слова», «однокоренные слова». |
Развивающая (метапредметная, деятельностно-коммуникативная) | Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков |
самостоятельной и творческой работы, речи, контроля и самоконтроля | |
Воспитательная (личностная, ценностно-ориентационная) | Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы, |
интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы |
Задачи:
1. Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.
2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные
умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
5. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
2.Постановка учебной задачи и ее решение.
Словарно-орфографическая работа.
Назовите, что изображено на рисунке, слово запишите в тетрадь.
Молоко, ворона, осина, соловей, ворона, лиса, воробей, медведь, сосна.
Фронтальная проверка (прикрепляю карточки со словами).
- На какие группы можно разделить слова? (деревья, птицы, звери; слова из 2х слогов и 3х слогов)
- Какое слово лишнее? (Сосна) Почему? Запишем проверочное слово: сосны
-Ребята, мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Послушаем новые загадки.
На горе шумит,
А под горой молчит
(Лес)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает
Зимой согревает
(Дерево)
3. Чистописание
Вв, во
Лиса лисий
4.Сообщение темы урока.
-Все на свете из чего –нибудь состоит. Лес из деревьев, трав, животных. Речь из предложение, предложения из слов. Слова сделаны из своих частей. А главная часть слова называется «корень»
Корень – это многозначное слово. Где в жизни вы встречали это слово?
(Корень – это часть растения, зуба, волос).
Мы сегодня с вами говорим про общую часть в словах и самую главную часть – корень сова.
5.Актуализация знаний
Прочитайте слова, являются ли они родственниками? Почему? Что у них общего
Сад, сады, в саду, садовник.
Вода, водица, водичка, наводнение.
(Учитель читает)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-
- О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».
6. Работа по теме урока
__ Откройте учебники на с. 46. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)
-Какая тема нашего урока?
-Назовите родственные слова в упр. 61
7. Физкультминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
8.Работа с доской
Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
Школа, хлеб, дуб, холод
Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?
Крик, мороз, белый, мир
Работа с учебником.
Упражнение 62, страница 47.
Прочитайте слова, какое слово лишнее и почему?
Упражнение 64, страница 48.
Дополни предложения однокоренными словами.
9. Итог урока. Рефлексия.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
- Что такое корень?
- Почему необходимо уметь находить корни в словах?
-Кому было трудно?
-Кто считает, что работал на уроке хорошо и со всеми заданиями справился.
Молодцы! Спасибо вам за урок!