Урок русского языка во 2 классе «Корень слова»

5
0
Материал опубликован 7 October 2017 в группе

Бондаренко Лилия Леонидовна МОУ СОШ № 5 г. Ртищево.

Предмет: «Русский язык»

Класс: 2

Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина - М.: Баласс; 2012г.

Тема: «Корень слова».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации(корень слова),

развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные :формирование понятия корень слова; формирование умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Метапредметные: формировать умения: работать с информацией; ставить и решать учебные задачи; работать в группе, паре; оценивать свою деятельность.

Личностные: создать условия для развития речи, внимания, познавательного интереса к учебному материалу.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная, коллективная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.

Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.

Оборудование:   учебник «Русский язык. 2 класс»; ручки, карандаши, фломастеры, три листа формата А4, карточки для учащихся;

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1. Мотивация (само-определение) к уче-бной деятельности

- Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

 

- Работаем старательно, слушаем внимательно.

С чего обычно начинаем мы урок русского языка?

- Прочитайте запись.

Ум да разум надоумят сразу.

Как можно назвать такое изречение?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Давайте вспомним правила по гигиене письма.

- И самое главное?

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. 

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас 

С минутки чистописания.

Такое изречение можно назвать пословицей.

Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Дети повторяют правила по гигиене письма

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

И главное писать красиво и аккуратно.

Пишут в тетради пословицу.

-смыслообразование

(Л)

-целеполагание (П) 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в дея­тельности

Что надо записать дальше?

Какую запись должны сделать сейчас?

Напишите слова «Классная работа».

- Какие части растения вы знаете?

Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

-Сколько значений у слова корень?

-Какой вывод можно сделать?

-Вспомните, как называются такие слова.

Работа со словарем.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка?

Дату.

Комментированная запись числа.

Корень, стебель, листья, цветок, плод.

Отгадывают загадку.

Корень

Корень есть у растений, у зуба, у слова.

Оказывается, у слова корень несколько значений.

Слово «корень» - многозначное

Многозначные

Подготовленный ученик зачитывает

-выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»:

1)подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3 )часть слова;

Это важная, необходимая часть.

На уроке нас будет интересовать корень слова.

прогнозирование предстоящей работы (Р)

выявление сущности, особенностей объектов (П)

построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений (К)

составление вывода на ос-нове анализа объектов (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

осуществление познавательной и личностной рефлексии (Р)

3. Постановка учебной задачи

Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Обозначим проблемные вопросы и составим план работы.

Что мы сейчас делали?

о корне слова,…

План:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

Планировали свою деятельность.

извлечение необходимой информации из иллюстраций и текстов (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в парах.

Распределите слова на 2 группы:

Зимний, рябина, зимушка, зима, рябинка, рябиновый.

-На какие группы вы распределили эти слова?

-Как называют такие слова?

-Почему распределили именно на такие группы слова?

-Правильно.

-Выделите общую часть.

-Предположите, возможное название общей части родственных слов.

А где можно узнать точное название?

-Откройте учебник на стр.86 и прочитайте, как называется общая часть однокоренных слов.

Что для вас было новым? Непонятным?


 

Пары получают карточки со словами.

Ученики делят слова на 2 группы.

Слова с общей частью слова рябин-, и слова с общей частью слова зим-.

Родственные, однокоренные

Выполняются 2 условия для родственных слов:

близки по смыслу

имеют общую часть

Выделяют знаком ͡

Одинаковая. Основа. Стержень.

В учебнике.

Читают правило в учебнике на стр.86

Отвечают

-извлечение необходимой информации из иллюстраций и текстов (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-подведение под понятие (П)

5. Первичное за­крепление с прого­вариванием во внешней речи

Работа по учебнику.

Коллективное выполнение упражнения.

А теперь обратимся к упражнению 116 стр.85 учебника.

Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать.

Запишите эти слова. Обозначьте в них корень.

Запишите эти слова. Обозначьте в них корень. Придумайте сочетания этих слов с другими словами. Например: тихий голос, тонкий голосок и т.д.

Какая общая часть есть у этих слов?

Что общего у них в значении?

С каким словом они все связаны? Докажите это. Самостоятельная работа.
-Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 117 стр.85.

Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать.

-Просигнализируйте, как вы справились с заданием.

Работа у доски и в тетрадях.

Записывают слова, обозначают корень, составляют сочетания слов.

Ответы детей.

Самостоятельное выполнение

Взаимопроверка

Сигнализируют карточками

-С заданием справился успешно, доволен собой

- Мне было трудно, но я справился.

- Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь.

-умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника (Р)

-прогнозирование предстоящей работы (Р)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Физкультминутка «Танцуй сидя» (под музыку)

Работа в парах.

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Рассели жильцов».
(Интерактивная игра)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Поют и выполняют движения под музыку.

Дети расселяют однокоренные слова по своим местам

-выполнение пробного учебного действия (Р)

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

-учет разных мнений (К)

-постановка и формулирование проблемы (П)

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

7. Включение в систему знаний и повторение

Групповая работа.

- Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы(по рядам). В группах вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Вспомним правила работы в группах. На работу вам отводиться ровно 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов.

Через 3 минуты мы будем проверять вашу работу.

1-я группа. Лес
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом

 

-Молодцы.

Повторяют правила работы в группах:

Работать вы должны дружно,

быстро, тихо.

Ссориться в группах нельзя, надо договариваться.

Слова каждый называет по очереди, группа обсуждает, подходят ли они вам, командир записывает их на листе.

Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов.

-анализ, сравнение, обобщение (П)

-умение работать с разными источниками информации (П)

-умение извлекать информацию из текстов (П)

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)

-умение слушать и понимать других (К)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание.

-Мы с вами хорошо потрудились.
– На какие вопросы мы с вами нашли ответы?

-Кто считает, что уже усвоил эти понятия? -Покажите человечка, как для вас прошел урок.

Попробуйте выполнить задание Интерактивная игра: Кто прав?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

-А какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?


 


 

- Ребята, дома вы поработаете со словарём однокоренных слов. Запишите любую группу слов и обозначите в словах корень.

Всем спасибо за урок!

Что такое корень слова?

Роль корня в слове.

Как выделить корень в слове?

Смайлики

-всё усвоил

- есть сомнения

-ничего не усвоил

Учащиеся ставят оценку «5» тому герою, который правильно дал определение что такое корень и привел примеры однокоренных слов.

Оценивают свою деятельность.

-построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

-самооценка на основе критерия успешности (Л)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Карточки для парной работы

Распределите слова на 2 группы:

Зимний, рябина, зимушка, зима, рябинка, рябиновый.

Групповая работа.

Образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги.

1-я группа. Лес
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом

Правила по гигиене письма

1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

И главное писать красиво и аккуратно.

Правила работы в группах:

Работать вы должны дружно,

быстро, тихо.

Ссориться в группах нельзя, надо договариваться.

Карточки

С заданием справился:

С заданием справился успешно, я доволен собой.

Мне было трудно, но я справился.

Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь.

 

Смайлики

- всё усвоил

- есть сомнения

- ничего не усвоил

http: //nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/04/19/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka

http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1580

«Рассели жильцов». (Интерактивная игра)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Интерактивная игра: Кто прав?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.