Урок русского языка во 2 классе «Корень. Однокоренные слова»
Сведения об авторе: Слесарева Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» города Энгельса Саратовской области
Предмет: русский язык
Класс: 2
Авторы УМК: «Начальная школа 21 века». Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор – составители: С. В. Иванов. Издательский центр – М.: Вентана – Граф, 2010.
Тема урока: «Корень. Однокоренные слова.»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Как устроен наш язык»; закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания. Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний о понятиях «однокоренные слова», «корень слова»;
составление алгоритма выделения корня в однородных словах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся.
Развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы), обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитание потребности в знаниях и любви к предмету; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувств взаимопомощи, умение слушать своих товарищей.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин) Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия. Эмоциональный настрой способствует вовлечению учеников в учебный процесс, снимает напряжение перед уроком. |
Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
|||||
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. - Скажите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Пусть исполнится всё то, о чём вы сейчас говорили. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями. - А что значит быть внимательными? Думающими? Исследователями?
|
- Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Дети: новых знаний, радости общения. |
|||||
II.. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности |
||||||
Запись на доске: ЬРОКЕН *на сколько групп можно распределить эти буквы? *какая буква лишняя? Обоснуй свой ответ. *Какое слово рассыпалось? КОРЕНЬ – запишите слово, определите, сколько букв, звуков? Почему? *Что же такое корень? *Это часть растения, без него оно не может жить. На доске: *корень дерева *корень зла -Объясните значение данных выражений. -Учитель: ученые – языковеды использовали это слово для названия главной части слова. Почему? КОРЕНЬ – начало, источник, суть, главное в чем – нибудь. -Кое – что мы уже знаем из уроков обучения грамоте, а сегодня вы узнаете еще много нового. -Мотивация: *что бы вы хотели узнать и чему научиться? *для чего вам это нужно? |
Ответы детей. Работа в тетради. Ответы детей. Работа со словарем. Из корня появляются новые слова. Дети: тема нашего урока – корень, однокоренные слова. Ответы детей. |
Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с дополнительной литературой; умение структурировать полученные знания (О). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение анализировать языковой материал (П). Умение выявлять затруднения в выборе ? (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение анализировать языковой материал (П). Поиск и выделение необходимой информации (О). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
||||
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин) Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания по тексту загадки. Загадка является средством развития умений давать определения понятиям. |
||||||
А. Фет Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. *Когда это бывает? *Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? *Запишите поговорку. Увидал скворца – знай весна у крыльца. *Какие задания можно выполнить? (Метод свободного выбора) *Знаете ли вы? Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях изменил привычки птиц так, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки. Н. Полярус
Задание. Найдите и подчеркните группу слов, в которых сохраняется общая часть (скворечник, скворец, скворушка, скворчиха, скворчик). *Можете ли вы продолжить этот столбик слов? *Слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня – слова с таким же корнем. *Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные. Вывод. Что же такое корень? Физкультминутка. Дождик песенку поет – кап – кап (ходьба) Только кто ее поймет – кап – кап (хлопки перед собой) Не пойму ни я, ни ты – кап – кап (хлопки за спиной) Но зато поймут цветы – кап – кап (хлопки над головой) И весенняя листва – кап – кап (ходьба) И зеленая трава – кап – кап (сесть на место) |
Дети выступают в роли исследователей. ВЕСНОЙ Работа в паре.
Примеры детей: орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, определить, сколько звуков, букв в словах, перенос, ударение, деление слов на слоги и т.д.
Самостоятельное чтение стихотворения о скворце. Чтение цепочкой по 2 строчки.
Работа у доски маркером.
Дети: скворечня, скворчата, скворчонок.
|
Формирование способности к новому способу действия Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). |
||||
IV. Этап включения изученного в систему знаний (20 мин) Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике, направить учащихся на максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). |
|||||
Задание. Подберите однокоренные слова к слову: весна. Задание. Объяснить значение слов: *веснянка – весенняя песенка, поют в хороводе *весновать – проводить весну *предвесенье – период перед наступлением весны *Как можно назвать эту группу слов? *Попробуйте сделать вывод о том, какие слова называются однокоренными.
*Подберите родственные слова к корню «цвет». *Будьте внимательны – задание с ловушкой! *Нужно подобрать слова со смыслом «цветок». *цвет, цветник, цветок, цветовод, цветочный *цвет – красный, зеленый… *цветастый платок, разноцветный шар, бесцветная вода Вывод. Какие признаки у этих однокоренных слов?
Эмоциональная разрядка на уроке. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется – Бабочка кружит и вьется. Первичная проверка понимания. Дидактическая задача: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Задание. Назвать однокоренные слова и обосновать свой ответ. *Чем руководствовались при выполнении задания? Работа по учебнику, страница 94, упражнение 2.
|
Дети: весенний, веснушки.
Работа детей со словарем.
Дети читают вывод по учебнику.
Работа в парах. Путем использования учителем активного метода обсуждения в парах ученики не испытывают страха неверного ответа и правильно выполняют задание. Идет развитие коммуникативных умений учащихся.
Два признака. 1. Сходны по смыслу. 2. Имеют общую часть.
Работа в группах. Капитаны групп получают задание. 1 группа: вода, водитель, водичка. 2 группа: белый, белка, белочка. 3 группа: розочка, розетка, роза.
Дети: применяли правило.
Взаимопроверка тетрадей. |
|||||
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия. |
Личностный результат УУД: - стремление к речевому самосовершенствованию; умение осуществлять проверку знаний; - способность к самооценке; оценка деятельности; саморегуляция (Р). умение выражать свои мысли (К). |
|||||
*Достигнута ли цель урока? *Что дал урок? *Над чем будем работать на следующем уроке? *Какие задания показались вам наиболее интересными? *Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем? |
||||||
Личностные (Л) Коммуникативные (К) |
||||||
Оценка работы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания и способов успешного выполнения д/з всеми учащимися с активным уровнем их развития. |
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Шуточный прием. Работа в паре. Один ученик делает комплимент, второй добавляет «А я ещё…» Задание в тетради. -Выписать отдельно каждую группу однокоренных слов. Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть гласную, которую следует проверить. -Для самых любознательных подобрать родственные слова к слову столица , объяснить значение слова и сравнить со словом стол. |
Используемая литература:
Учебник: русский язык, 2 класс, автор С. В. Иванов
Тетрадь на печатной основе для учащихся
С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Комментарии к урокам «Русский язык» М.: Вентана-Граф, 2011г.
Википедия — свободная энциклопедия.
www.viki.rdf.ru