Урок русского языка во 2 классе «Корень. Однокоренные слова»

1
0
Материал опубликован 2 February 2017

Сведения об авторе: Слесарева Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» города Энгельса Саратовской области

Предмет: русский язык

Класс: 2

Авторы УМК: «Начальная школа 21 века». Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор – составители: С. В. Иванов. Издательский центр – М.: Вентана – Граф, 2010.

Тема урока: «Корень. Однокоренные слова.»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Как устроен наш язык»; закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания. Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Задачи урока:

Образовательные: обобщение и систематизация знаний о понятиях «однокоренные слова», «корень слова»;

составление алгоритма выделения корня в однородных словах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы), обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитание потребности в знаниях и любви к предмету; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувств взаимопомощи, умение слушать своих товарищей.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник.


ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия. Эмоциональный настрой способствует вовлечению учеников в учебный процесс, снимает напряжение перед уроком.

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. - Скажите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Пусть исполнится всё то, о чём вы сейчас говорили. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями. - А что значит быть внимательными? Думающими? Исследователями?


 

- Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Дети: новых знаний, радости общения.

II.. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности

 

Запись на доске: ЬРОКЕН

*на сколько групп можно распределить эти буквы?

*какая буква лишняя? Обоснуй свой ответ.

*Какое слово рассыпалось?

КОРЕНЬ – запишите слово, определите, сколько букв, звуков? Почему?

*Что же такое корень?

*Это часть растения, без него оно не может жить.

На доске:

*корень дерева

*корень зла

-Объясните значение данных выражений.

-Учитель: ученые – языковеды использовали это слово для названия главной части слова. Почему? КОРЕНЬ – начало, источник, суть, главное в чем – нибудь.

-Кое – что мы уже знаем из уроков обучения грамоте, а сегодня вы узнаете еще много нового.

-Мотивация: *что бы вы хотели узнать и чему научиться?

*для чего вам это нужно?

Ответы детей.

Работа в тетради.

Ответы детей.

Работа со словарем.

Из корня появляются новые слова.

Дети: тема нашего урока – корень, однокоренные слова.

Ответы детей.

Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с дополнительной литературой; умение структурировать полученные знания (О).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение выявлять затруднения в выборе ? (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение анализировать языковой материал (П).

Поиск и выделение необходимой информации (О).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин)

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания по тексту загадки. Загадка является средством развития умений давать определения понятиям.

 

А. Фет

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

*Когда это бывает?

*Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

*Запишите поговорку.

Увидал скворца – знай весна у крыльца.

*Какие задания можно выполнить? (Метод свободного выбора)

*Знаете ли вы? Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях изменил привычки птиц так, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки.

Н. Полярус
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец. 


 


 

Задание. Найдите и подчеркните группу слов, в которых сохраняется общая часть (скворечник, скворец, скворушка, скворчиха, скворчик).

*Можете ли вы продолжить этот столбик слов?

*Слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня – слова с таким же корнем.

*Слова родственники – это слова с одинаковым корнем, т.е. однокоренные.

Вывод. Что же такое корень?

Физкультминутка.

Дождик песенку поет – кап – кап (ходьба)

Только кто ее поймет – кап – кап (хлопки перед собой)

Не пойму ни я, ни ты – кап – кап (хлопки за спиной)

Но зато поймут цветы – кап – кап (хлопки над головой)

И весенняя листва – кап – кап (ходьба)

И зеленая трава – кап – кап (сесть на место)


 

Дети выступают в роли исследователей.

ВЕСНОЙ

Работа в паре.


 

Примеры детей: орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, определить, сколько звуков, букв в словах, перенос, ударение, деление слов на слоги и т.д.


 


 


 


 

Самостоятельное чтение стихотворения о скворце.

Чтение цепочкой по 2 строчки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа у доски маркером.


 

Дети: скворечня, скворчата, скворчонок.


Ответы детей.

Формирование способности к новому способу действия

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

IV. Этап включения изученного в систему знаний (20 мин)

Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике, направить учащихся на максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).

Задание. Подберите однокоренные слова к слову: весна. Задание. Объяснить значение слов:

*веснянка – весенняя песенка, поют в хороводе

*весновать – проводить весну

*предвесенье – период перед наступлением весны

*Как можно назвать эту группу слов?

*Попробуйте сделать вывод о том, какие слова называются однокоренными.


 

*Подберите родственные слова к корню «цвет».

*Будьте внимательны – задание с ловушкой!

*Нужно подобрать слова со смыслом «цветок».

*цвет, цветник, цветок, цветовод, цветочный

*цвет – красный, зеленый…

*цветастый платок, разноцветный шар, бесцветная вода

Вывод. Какие признаки у этих однокоренных слов?


 

Эмоциональная разрядка на уроке.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется.

Первичная проверка понимания.

Дидактическая задача: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Задание. Назвать однокоренные слова и обосновать свой ответ.

*Чем руководствовались при выполнении задания?

Работа по учебнику, страница 94, упражнение 2.


 

Дети: весенний, веснушки.


 

Работа детей со словарем.


 


 


 


 


 

Дети читают вывод по учебнику.


 

Работа в парах. Путем использования учителем активного метода обсуждения в парах ученики не испытывают страха неверного ответа и правильно выполняют задание. Идет развитие коммуникативных умений учащихся.


 


 


 


 


 


 

Два признака. 1. Сходны по смыслу. 2. Имеют общую часть.


 


 

Работа в группах. Капитаны групп получают задание.

1 группа: вода, водитель, водичка.

2 группа: белый, белка, белочка.

3 группа: розочка, розетка, роза.


 


 

Дети: применяли правило.


 

Взаимопроверка тетрадей.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.

Личностный результат УУД:

- стремление к речевому самосовершенствованию;

умение осуществлять проверку знаний;

- способность к самооценке;

оценка деятельности; саморегуляция (Р).

умение выражать свои мысли (К).

*Достигнута ли цель урока?

*Что дал урок?

*Над чем будем работать на следующем уроке?

*Какие задания показались вам наиболее интересными?

*Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

 
 

Личностные (Л)

Коммуникативные (К)

Оценка работы.

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача: обеспечить понимание содержания и способов успешного выполнения д/з всеми учащимися с активным уровнем их развития.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Шуточный прием. Работа в паре. Один ученик делает комплимент, второй добавляет «А я ещё…»

Задание в тетради.

-Выписать отдельно каждую группу однокоренных слов. Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть гласную, которую следует проверить.

-Для самых любознательных подобрать родственные слова к слову столица , объяснить значение слова и сравнить со словом стол.

Используемая литература:

Учебник: русский язык, 2 класс, автор С. В. Иванов

Тетрадь на печатной основе для учащихся

С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Комментарии к урокам «Русский язык» М.: Вентана-Граф, 2011г.

Википедия — свободная энциклопедия.

www.viki.rdf.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.