Коррекционная работа по темам предмета социально-бытовая ориентировка
Коррекционная работа
по темам предмета социально – бытовая ориентировка:
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников и их образовательных потребностей целесообразно разделение по группам:
I группа. Обучающиеся, воспитанники данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Планирование коррекционной работы СБО в 5 классе
№ п/п |
Крупные темы |
Кол-во часов |
Коррекционная работа |
1 |
«Питание» |
6 |
Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. |
2 |
«Личная гигиена» |
4 |
Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. |
3 |
«Одежда и обувь» |
3 |
Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. |
4 |
«Семья» |
2 |
Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывании фамилии, имени, отчества своих близких родственников. |
5 |
«Культура поведения» |
3 |
Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. |
6 |
«Жилище» |
6 |
Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. |
7 |
«Транспорт» |
3 |
Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем. |
8 |
«Торговля» |
8 |
Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров. |
Планирование коррекционной работы СБО в 6 классе
№ п/п |
Крупные темы |
Кол-во часов |
Коррекционная работа |
1 |
«Питание» |
12 |
Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
2 |
«Личная гигиена» |
6 |
Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 |
«Одежда и обувь» |
8 |
Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
4 |
«Семья» |
4 |
Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
5 |
«Культура поведения» |
4 |
Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 |
«Жилище» |
6 |
Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
7 |
«Транспорт» |
8 |
Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
8 |
«Торговля» |
4 |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
9 |
«Средства связи» |
8 |
Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. |
10 |
«Медицина» |
6 |
Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
|
11 |
«Учреждения, организации и предприятия» |
2 |
Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
Планирование коррекционной работы СБО в 7 классе
№ п/п |
Крупные темы |
Кол-во часов |
Коррекционная работа |
1 |
«Питание» |
12ч |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления 1х и 2х блюд. |
2 |
«Личная гигиена» |
8ч |
Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. |
3 |
«Одежда и обувь» |
8ч |
Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. |
4 |
«Семья» |
2ч |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью |
5 |
«Культура поведения» |
4ч |
Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки. |
6 |
«Жилище» |
6ч |
Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний. |
7 |
«Транспорт» |
6ч |
Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного. |
8 |
«Торговля» |
8ч |
Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
9 |
«Средства связи» |
4ч |
Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой почты. |
10 |
«Медицина» |
8ч |
Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
11 |
«Учреждения, организации и предприятия» |
4ч |
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении предприятий города на определенные категории и в процессе формирования представлений об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление. |
Планирование коррекционной работы СБО в 8 классе
№ п/п |
Крупные темы |
Кол-во часов |
Коррекционная работа |
1 |
«Питание» |
8ч |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением выпечек. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления блюд. |
2 |
«Личная гигиена» |
4ч |
Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями косметических средств. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. |
3 |
«Одежда и обувь» |
6ч |
Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. Корригировать навыки ведения домашнего хозяйства правильно распределяя силы и внимание. |
4 |
«Семья» |
4ч |
Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью. Развивать осознанное внимание и восприятие при знакомстве с правилами ухода за грудными детьми. |
5 |
«Культура поведения» |
4ч |
Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды и косметических средств, в соответствии с назначением мероприятия. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил общения с противоположным полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным опытом. Корригировать поведенческие навыки. |
6 |
«Жилище» |
4ч |
Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения, в соответствии с его назначением. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний. |
7 |
«Транспорт» |
4ч |
Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о автотранспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе экскурсий. |
8 |
«Торговля» |
4ч |
Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств рынков и магазинов. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
9 |
«Средства связи» |
8ч |
Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой телеграфа. |
10 |
«Медицина» |
4ч |
Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
11 |
«Учреждения, организации и предприятия» |
2ч |
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при формировании представлений о назначении органов власти и их разнообразии. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление. |
12 |
«Экономика домашнего хозяйства» |
16ч |
Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей. |
Планирование коррекционной работы СБО в 9 классе
№ п/п |
Крупные темы |
Кол-во часов |
Коррекционная работа |
1 |
«Одежда и обувь» |
6ч |
Расширять кругозор учащихся. Активизировать процессы припоминания, опираясь на жизненный опыт, при формировании представлений о моде и стилях одежды. Развивать глазомер и точные математические навыки при вычислении размеров одежды. Развивать бытовую ориентировку. |
2 |
«Питание» |
8ч |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, воображение в процессе сервировки стола. |
3 |
«Семья» |
4ч |
Активизировать мыслительные процессы, аналитико-синтетическую деятельность при распределении обязанностей в семье и осознанное восприятие при выявлении условий для создания семьи. Развивать связную речь и воображение в процессе написания сочинения на тему «Моя семья». |
4 |
«Культура поведения» |
2ч |
Корригировать навыки поведения в обществе. Развивать воображение и слуховое внимание в процессе формирования правил хорошего тона. |
5 |
«Жилище» |
4ч |
Способствовать развитию бытовой, пространственной ориентировки при формировании представлений об интерьере. Развивать воображение, зрительное внимание при практической расстановке мебели с учетом предъявляемых требований, опираясь на жизненный опыт. |
6 |
«Транспорт» |
4ч |
Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с авиатранспортом, его разнообразием и назначением. |
7 |
«Торговля» |
4ч |
Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. |
8 |
«Средства связи» |
6ч |
Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний. |
9 |
«Медицина» |
6ч |
Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний. |
10 |
«Учреждения, организации и предприятия» |
2ч |
Развивать пространственную ориентировку, расширять кругозор, опираясь на жизненный опыт учащихся.
|
11 |
«Трудоустройство» |
24ч |
Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования. |
Методическая и учебная литература
№ п/п |
Название |
1 |
|
2 |
|
3 |
Издательство "Современные образовательные технологии Подготовка младшего обслуживающего персонала. 8 класс. |
4 |
Издательство "Современные образовательные технологии Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс. |
5 |
Издательство "Современные образовательные технологии Методическое пособие к УМК Технология. |
6 |
Издательство Учитель Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование |
7 |
Издательство Учитель Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Воронковой, С. А. Казаковой |
8 |
Издательство Учитель Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания |
9 |
Журнал регистрации инструктажа обучающихся, воспитанников по технике безопасности на занятиях по предметам |
10 |
Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС |
11 |
Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС Практический материал к урокам соц.-быт.ориентировки в спец.(кор.)общ.школе VIIIв. 5-9кл.: пособие для учителя |
12 |
Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС Воронкова В.В., Казакова С.А. |
13 |
Издательство «АРКТИ» А.Г. Галле: «Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы» |
14 |
Издательство «АРКТИ» Тетрадь по обслуживающему труду. 6 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида) |
15 |
Издательство «АРКТИ» Тетрадь по обслуживающему труду. 7 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида) |
16 |
Издательство «АРКТИ» Тетрадь по обслуживающему труду. 8 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида) |
17 |
Издательство «АРКТИ» Тетрадь по обслуживающему труду. 9 класс (для учащихся коррекционных школ VIII вида) |