12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Татьяна Викторовна750
Учитель трудового обучения и СБО
Россия, Тверская обл., п. Плоскошь
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
6

Разработка урока СБО «Комнатные растения»



ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Разработка урока по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

6 класс.

Раздел: «Жилище»

Тема урока: «Комнатные растения».

Выполнила: учитель технологии и СБО

Иванова Татьяна Викторовна.

 

Цель: познакомить учащихся с комнатными растениями, их значением в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания по теме «Уборка жилища».

Познакомить учащихся с историей появления комнатных растений, с их значением в жизни человека.

Познакомить с разнообразием комнатных цветочных растений.

Стимулировать учебно-познавательную деятельность.

Коррекционно-развивающие:

Работать над коррекцией речи, внимания;

Развивать умения наблюдать, сравнивать;

Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные:

Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к растениям.

Формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности.


 

Учебно-наглядные пособия: презентация, карточки, тетради.

Тип урока: комбинированный.

Словарь: фитонциды, пеларгония, сенполия, каланхоэ, традесканция, сансевьера, хлорофитум, фитодизайнер.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Я надеюсь, что вас это не смутит, и вы как всегда порадуете не только меня, но и всех присутствующих, будете внимательными и активными. Один из гостей на протяжении всего урока будет внимательно наблюдать за вами с экрана. Посмотрите, что это за гость? (Комнатный цветок). Слайд №2. Ребята, он пришел к нам в гости не случайно. А почему, именно он, вы должны будете ответить мне в конце урока. Желаю Вам успехов!

2.Повторение пройденной темы.

На прошлых уроках вы познакомились с правилами уборки жилого помещения и предметами, необходимыми для нее. Давайте проверим, как хорошо вы все усвоили.

- Скажите, какие виды уборки вы знаете?

Игра «Исключи лишнее» Слайд №2.

Ежедневная, хорошая, еженедельная, сезонная, правильная. (На слайде презентации перечислены виды уборки жилого помещения, нужно исключить лишние).

- А теперь давайте вспомним, что нам понадобится для уборки? Угадайте основные предметы, без которых не обойтись, когда начнёте уборку:

(Сетка кроссворда нарисована на доске)

Кроссворд: Слайд №3.

1.Включи меня – я заворчу,

Всю пыль я мигом проглочу. (Пылесос)

2.Редко я сухой бываю.

Всё что – то мою, вытираю, протираю. (Тряпка)

3.По комнате я скок – поскок,

А после встану в уголок. (Веник).

4.На спине моей щетинки,

Не оставлю ни пылинки. (Щетка)

5. Если в воду меня опустить,

Веселее будет мыть. (Мыло)

6. Без меня вам ни туда и ни сюда,

Из колодца я, из крана я … . (Вода)

- Молодцы, вы прекрасно знаете с помощью чего и как нужно наводить чистоту в доме. Но все прекрасно знают, что любое жилище должно быть не только чистым, но и уютным. Как вы думаете, что создает уют в любом доме, комнате? ( Салфетки, картины, ковры и т.п).

Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут.

Вы узнали, о чем у нас пойдет речь?
(Комнатные растения)

3. Новая тема.

Учитель. Итак, тема сегодняшнего урока «Комнатные растения». (Запись темы в тетрадь) Слайд №4.

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие "комнатное растение" существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.

Первые комнатные растения появились в Египте в III в. до н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов. Слайд №5.

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества – фитонциды (запись нового слова в тетрадь). Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

- Ребята, а сейчас обратите внимание на схему (на доске). (Запись схемы в тетрадь)

Учитель. Комнатные растения бывают цветущими и декоративными. Как вы понимаете, какие растения мы называем цветущими?

Дети. Это когда у растения есть цветки, и растение один или несколько раз в год цветет.

Учитель. Хорошо. Как понимаете декоративные?

Дети. К декоративным комнатным растениям относятся лиственные и хвойные, вечнозеленые растения, используемые для создания красоты и уюта в помещениях.

Учитель. Ребята, а какую пользу, кроме красоты, приносят комнатные растения человеку?

Дети. Очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться.

4. Физ. пауза. Все встанем и на минутку превратимся в цветы. Слайд №6.

Наши нежные цветки Круги ладонями параллельно полу

Распускают лепестки Плавно поднимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит Вздыхаем и выдыхаем

Лепестки колышет Качаем вверх поднятыми руками и верхним туловищем

Наши алые цветки Ладони параллельно полу

Закрывают лепестки Опускаем руки, приседаем

Тихо засыпают Ладони к щеке

Головой качают Вправо – влево

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим наиболее распространенные цветущие комнатные растения. Слайд №7.

Слайд №8. Посмотрите, на этот цветок. Кто знает, как он называется? (Герань)

Пеларгония (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения»), ошибочно называемая в народе «герань» - любимица наших бабушек. Это комнатное растение наверняка хорошо известно абсолютно всем, даже кто далёк от цветоводства. Она прекрасно смотрится на подоконнике в квартире в оконных и балконных ящиках, в клумбах и на газонах, в садах и на дачах. Растение обладает положительной энергетикой, создает тепло и уют в доме, именно поэтому герань всегда сопровождает по жизни Вас, Ваших близких и друзей.

Фиалка или сенполия (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения») Слайд №9. Это растение цветущее, имеет самые разные оттенки цветения. Родина семполии - Узамбарские горы Африки. Цветы любят свет, но не прямые лучи солнца. Листья у сенполии мясистые, сверху темно - зеленые опушенные, снизу более светлые. Цветет сенполия круглый год.

Каланхоэ (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения») Слайд №10. Каланхоэ сегодня, пожалуй, выращивают в каждом втором доме. Прежде всего, потому, что многие уже наслышаны о его целебных свойствах. Все растения этого семейства имеют сочные мясистые стебли и листья. Недаром латинское название семейства происходит от слова "толстый".

Следующая группа комнатных растений – это, так называемые, декоративные растения. Слайд №11.

К ним относятся:

Традесканция (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения») Слайд №12. - неприхотливое многолетнее травянистое растение с длинными хрупкими стеблями, покрытыми обильной листвой. Традесканция очищает и увлажняет воздух в комнате, нейтрализует электромагнитное излучение. У человека, любующегося её пышной зеленью, снимается напряжение глаз, быстро улучшается настроение и облегчается дыхание.

Сансевьера (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения») Слайд №13. - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение. У нас ее называют "щучий хвост" или "тещин язык". Сансевьеру выращивают в основном за её красивые листья, но она способна и цвести при правильном уходе. Сансевьера – одно из самых неприхотливых и благодарных комнатных растений, способное украсить любой уголок помещения, не требуя взамен слишком много внимания. Это растение идеально подходит для тех, кто не любит возиться с цветами, но хочет украсить зеленью свой дом.

Хлорофитум. (запись на доске и в тетрадь – продолжение схемы «комнатные растения») Слайд №14. Ампельное растение (висячее), южноафриканское, с длинными линейными листьями и свисающими розетками (усиками). Очень выносливое, неприхотливое, быстро растет. Красивые свисающие листья. Любит яркий свет, но не прямые лучи солнца.

- Посмотрите, какая у нас получилась схема. Давайте еще раз прочитаем все названия вслух.

Хлорофитум 

Каланхоэ

Сансевьера

Фиалка или сенполия

Традесканция

Пеларгония

 

- А какие, кроме перечисленных, комнатных растений вы еще знаете? Какие комнатные растения есть у вас дома, в комнате? (Кактус, фикус и др.)

Цветы могут располагаться на подоконниках, столах, специальных подставках, на стенах. Слайд №15.

- Ребята, комнатные растения – это живые организмы, которым требуется уход. Назовите способы ухода за комнатными растениями. (Полив и опрыскивание, рыхление, подкормка и др.) Слайд №16.

Известно, что живые цветы создают неповторимую атмосферу в помещениях. Интерьер, полный цветов, всегда смотрится красиво, изысканно и необычно, а правильный выбор растений и их взаимного расположения обеспечивает неповторимую гармонию в пространстве жилого помещения. Растения дарят нам легкость и чистоту воздуха в доме, а также играют огромную роль в формировании дизайна интерьера. Расположенные в красивых кашпо, горшках и вазонах, живые цветы акцентируют на себе внимание, поднимают настроение.

Существует даже такая профессия, как фитодизайнер (запись нового слова в тетрадь). Слайд №17. Это человек, который создает растительные композиции для оформления интерьеров, озеленения помещений, и создания зимних садов.

5. Закрепление новой темы.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с комнатными растениями, узнали много новых названий.

Фронтальный опрос

Перечислите комнатных растения, которые мы изучили сегодня на уроке (по цепочке). (Пеларгония, фиалка, каланхоэ, традесканция, сансевьера, хлорофитум).

Для чего люди выращивают комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться, украшают комнату).

Где выращивают комнатные растения? (В помещении).

- Молодцы! А теперь вам задание:

1. Нужно найти в классе растения, которые мы изучили на уроке, и поставить их на стол, распределив на цветущие и декоративные. (Дети выполняют задание под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»).

2. Игра «Составь картинку». С этим заданием вы справились, а сейчас распределитесь на две группы, у каждой группы в конверте разрезанная картинка с цветком. Нужно собрать картинку, определить, как называется цветок и к какой группе относится. (Приложение)

3. Игра «Составь слово»

Составь названия комнатных растений из двух половинок. (Индивидуальное задание для каждого учащегося).

хлоро

канция

пелар

фитум

традес

гония

4. Игра «Волшебный мешочек». Слайд №18.

Ученикам необходимо на ощупь определить листочек какого растения находится в мешочке (из изученных на уроке).

5. Игра “Четвертый лишний” Слайд №19.

Прочитайте слова: бегония, георгин, герань, кактус. Исключите одно слово и объясните почему. (Георгин – это не комнатное растение)

6. Итог урока. Рефлексия. Слайд №20.

Ребята вам понравился урок?

Помните, в начале урока я задала вам вопрос:

- Почему именно цветок пришел к нам на урок?

- Кто ответит мне на этот вопрос? ( Изучали на уроке комнатные растения).

Правильно! А теперь вы узнаете, как я оценила вашу работу на уроке. Перед каждым из вас лежит рисунок ладошки с одной буквой, составьте из этих букв слово. (Молодцы.). Составить цветок из ладошек, в центре круг с оценкой 5. Слайд №21.

Список литературы и источников.

Барков В.А. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учеб-метод. пособие / В.А. Барков, А.М.Полещук, Д.В.Тихон; Под ред. В.А. Баркова. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 107 с.

http://www.flowerdekor.ru/fitodizayn/oformlenie-interierov-cvetami/

https://www.google.ru/

Приложение 1

Игра «Составь картинку»

Приложение 2

Игра «Составь слово».

Составь названия комнатных растений из двух половинок с помощью стрелок.

хлоро

канция

пелар

фитум

традес

гония

Словарь:

фитонциды, пеларгония, сенполия,

каланхоэ,

традесканция, сансевьера, хлорофитум, фитодизайнер.

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1460055687.pptx (Презентация к уроку СБО "Комнатные растения")
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1460055629.rar (Конспект урока СБО "Комнатные растения")

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 29.04.16 в 16:12 0Ответить Пожаловаться
Всё замечательно! А где задание на дом?
Иванова Татьяна Викторовна, 30.04.16 в 19:24 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Как правило, д/з по СБО не задаются (в нашей школе).
Ивлиева Наталия Алексеевна, 30.04.16 в 19:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за пояснение. А как заполняете в журнале д/з?
Иванова Татьяна Викторовна, 30.04.16 в 19:53 0Ответить Пожаловаться
Ничего не пишем. Когда пришла работать, такая практика уже была.
Иванова Татьяна Викторовна, 18.05.16 в 09:13 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за высокую оценку моей работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.