Презентация «Коррекционная работа с детьми, страдающими эмоционально-волевыми нарушениями»
Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами Учитель СБО МОКУ С(К)Ш Озимок Елена Вячеславовна г. Биробиджан, ноябрь, 2016 г.
Направления коррекционной работы Всестороннее изучение причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка. Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов. Определение и практическая реализация рационального (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учебной деятельности. Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) с учетом его интересов и склонностей.
Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами. преодоление и предупреждение невротических реакций и патохарактерологических нарушений. предупреждение аффективных реакций, реактивного поведения; рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция деятельности ребенка; предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.
Направления коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы: формирование социально-положительных личностных . формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе. целенаправленное формирование у детей с эмоционально-волевыми нарушениями игровой, предметно-практической числе художественно-изобразительной), учебной и элементарной трудовой деятельности. упорядочение и развитие ориентировочно-исследовательской. приобщение к коллективным формам деятельности, вовлечение ребенка в совместную с другими детьми игровую, предметно-практическую и учебную деятельность. Формирование у ребенка навыков работы в коллективе.
Комплексная коррекционная работа Развитие познавательных интересов и потребностей, формирование сознательного, ответственного отношения к своим обязанностям, выполняемым учебным заданиям, общественным поручениям и др. Формирование устойчивых мотивов учебной и предметно-практической деятельности, соответствующей возрасту. развитие познавательной активности детей; использование разнообразных методов и приемов, специально направленных на формирование активности и самостоятельности детей в учебной и предметно-практической деятельности; регулярные занятия в разнообразных кружках, секциях, клубах по интересам;
Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической) Воспитание целенаправленности и планомерности деятельности, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, правильной самооценки собственной деятельности и поведения. Активное вовлечение детей в участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности. Проведение занятий по психологической и психолого-педагогической коррекции отмечаемых у детей нарушений эмоционально-волевой сферы: коррекционно-развивающие занятия, психологический тренинг, занятия по системе арткоррекции (осуществляется средствами игротерапии, музыкальной терапии, изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и др.).
Осуществление комплекса лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий: врачебное консультирование (педагогов и родителей), правильное питание, диетотерапия и фитотерапия; медикоментозное лечение, физиотерапия, водолечение и закаливающие процедуры; лечебная гимнастика и массаж и др.
Педагогическая работа с семьей ребенка: выявление и оценка социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка, изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в семье. выявление и устранение неправильных подходов к воспитанию ребенка в семье, выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватного понимания проблем ребенка. определение (совместно с родителями) правильного педагогического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей. формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи - между родителями и ребенком, между ребенком и другими детьми в семье). педагогическое образование родителей.