12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гриценко Светлана Эдуардовна29
0

«Логопедическая работа с детьми страдающими тяжёлым нарушением речи средствами художественной литературы»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, в силу имеющихся нарушений в  речевом развитии. Особое место среди дошкольников  занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с ОНР, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Ребенок с ОНР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ОНР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ОНР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками, приобретает особую значимость.

В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

         Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

Важно, что педагогика как наука о педагогических процессах, призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.

- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.

- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Эффективным средством социализации детей с тяжёлым нарушением речи является художественная литература. В процессе  овладения языком и  речью у ребёнка развиваются коммуникативные качества личности. Значение художественной литературы имеет огромное значение:

-развивающая функция;

 Развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.

-воспитательная функция;

Художественная литература способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

-терапевтическая функция;

            В процессе знакомства с лучшими литературными произведениями  создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый воспитанник имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие,  как детей,  так и педагога.

-коррекционная функция;

         Выделяются две области коррекционного воздействия — индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагог помогает воспитаннику увидеть главное в произведениях  и проанализировать содержание своих эмоциональных состояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием художественных  средств позволяет воспитаннику более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.

-диагностическая функция;

Художественное слово обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем оно не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.

         Художественная  литература  является средством  коррекции речевых нарушений у дошкольников. А речь является инструментом социализации  ребёнка.

Художественная литература  в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Произведения  художественной литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Е. А. Флёрина отмечала, что литературные произведения дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми ребёнок может оперировать в дальнейшем.

Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка.

По мнению Н. С. Карпинской художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

 В своей практике при коррекции речевых нарушений  я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок.

Считаю, что пересказ литературных произведений важен в логопедической работе, положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражая, правильно выстраивая фразы. В своей коррекционной работе я использую различные виды пересказа, в зависимости от  сложности речевого дефекта у ребёнка.

    Пересказы развивают память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, выразительно и фонетически правильно пересказать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были  доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются  для  коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым  звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.

Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки  в рамках лексических тем. Дети являются  как  авторами, так и иллюстраторами своих работ. Например:  «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Космос» т.д.

Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, коврографа, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В. Г. Белинский говорил: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Заучивание стихов, потешек – одно из средств умственного и эстетического развития детей.

В работе над стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю  внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).Уделяю внимание и развитию фонематического слуха, развиваю у детей общую и мелкую моторику, сопровождая говорение жестами и движениями.

Использование в логопедической практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию автоматизированного звука. Отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки  проговариваем  в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

Использование в коррекционной работе пословиц и поговорок, считаю, полезно  и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается  смысл, в краткой форме - точно, метко и сильно.

Произнесённое  кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому  я всегда  уточняю, как дети  понимают  выражение  и предлагаю нарисовать картинку о пословице или поговорке.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в коррекции речи - это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.

Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

В группе оборудован уголок речевой деятельности, где собрана библиотека, в которой представлены сказки, картинки раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимают участие дети их родители. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно - развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы.

В созданной предметно - развивающей среде организую деятельность детей на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности.

Данная модель работы способствует закреплению знаний у детей, полученных в процессе образовательной деятельности, в данном случае чтению  художественной литературы; обогащению их социального опыта, развитию детского творчества. Это дает возможность мне осуществлять личностно-ориентированный подход, способствует раскрытию творческого потенциала детей, формированию умений творчески мыслить.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании  и социализации детей  использовались следующие формы работы:

 консультации на темы: «Роль художественной литературы в социализации  воспитанников с особыми образовательными потребностями», «Роль  чтения в семье и влияние его  на  речевое развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми».

В работе с родителями проводила индивидуальные консультации и беседы. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, читать художественную литературу.

Я  работаю в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Это всё способствует эффективной работе по социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.