Статья «Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Шумова Светлана Викторовна.
Использование дидактического набора
«Дары Фрёбеля» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье. К сожалению, в современном мире это не всегда реализуется в полной мере. Ведь большую часть времени дети проводят вне контактов с семьей, а те немногие периоды взаимодействия в семье чаще всего наполнены вовсе не содержательным общением друг с другом. Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, логопед являются главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры игрового набора «Дары Фрёбеля» и используются мною в коррекционной работе с дошкольниками. Замечено, что уже сами элементы игрового набора "Дары Фрёбеля"способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым.
Главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Игра, как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа.
Игру – мы используем как основной в процессе своей педагогической деятельности. Ведь невозможно построить ни одно занятие с ребенком, чтобы полностью заинтересовать его, не используя различные элементы игры.
Модернизация игровой развивающей среды ДОУ продиктовала необходимость обращения к истории возникновения детских садов – педагогическим идеям немецкого педагога XIX века Фридриха Фребеля.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста (создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиходе.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель
(1782 — 1852)
Ф. Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей, адаптированные к особенностям восприятия детей, которые впоследствии были названы «Дарами Фрёбеля». «Подарки или «Дары» Фрёбеля» имели огромный успех во всем мире.
Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить непосредственно образовательную деятельность с детьми.
Наборы «Дары Фрёбеля» нашли применение в практике не только воспитателей, но и специалистов ДОО: учителей-логопедов, дефектологов, психологов. В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.
«Шерстяные мячики»
«Основные тела»
«Куб из кубиков»
«Куб из брусков»
«Кубики и призмы»
«Кубики, столбики, кирпичики»
«Цветные фигуры»
«Палочки»
«Кольца и полукольца»
«Фишки»
(J1) «Цветные тела»
(J2) «Мозаика. Шнуровка»
(5B) «Башенки»
(5P) «Арки и цифры
Важнейшим фактором воспитания Фрёбель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.
В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми я использую элементы данной методики. Любая совместная деятельность логопеда с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога:
беседой,
объяснением,
рассказом,
пением,
чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п.
А также ответной реакцией ребенка:
ответами,
беседой,
рассказом,
повторением,
пересказом,
пением и т. д.
И здесь важно, что мы не просто должны дать ребенку определенный набор знаний, умений и навыков, но, в первую очередь, нам необходимо убедиться, что ребенку доступен материал, понятен и интересен. Обязательно нужно проводить параллели с реальной стороной жизни ребенка, приводить понятные ему примеры, уметь находить обратную связь и внимательно слушать и понимать мысли и чувства ребенка.
Для каждого ребенка возникает стремление создать ситуацию успеха, чтобы каждый обучающийся смог испытать радость от познания нового, от осознания собственных возможностей и выявления личностных ресурсов. Ощущение собственной успешности способствует повышению образовательной мотивации дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях логопеда позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Коррекция звукопроизношения.
«Хлопни столько раз, сколько палочек » - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.
«Солнышко»- повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.
«Гусеница»- назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.
«Бусы»- проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах.
«Бусы слов» - определение места звука в начале и конце слова. Развитие фонематического слуха. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры: «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка , определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.
Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами
Игра «Ассоциации»: Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,…желтое солнечное настроение…» Логопед сам предлагает словесную инструкцию.
«Шерстяные шарики» были применены на занятиях по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Ягоды сада и леса». Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбирали названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку был предложен один шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывал на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт. Таким образом, решались ряд задач: пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаря-признаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия.
«Игра «Что бывает?» : дети выбирают себе фишку (кольцо) любого цвета и называют то, что бывает такого же цвета, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой. Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
«Подбери слово-действие»: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.
«Подбери признаки к словам»: День зимой (какой?) – ясный, солнечный, морозный, хмурый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.
«Подготовка к обучению грамоте»
Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур
Выкладывание схем слов из фишек
«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
Формирование навыков чтения и письма. Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа
Игра «Выложи букву» Звуковой анализ слова
Игра «Выложи слог»
Развитие связной речи
Придумывание предложений по заданной графической схеме.
Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.
Выкладывание сюжета сказки (Придумывание продолжения сюжета: «А что произошло потом?») с помощью дидактических наборов.
Обыгрывание сказок.
У детей с ТНР речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. «Дары» помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления.
В правую руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись
Руку смени и другим улыбнись.
«Развитие мелкой моторики»
Игры с шерстяными мячами
Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур
Конструирование из геометрических тел
Нанизывание бусин
«Шнуровка»
«Мозаика».
Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.
Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.