Презентация к выступлению «Эмоционально-волевые нарушения у детей с ОВЗ»

1
0
Материал опубликован 10 December 2016

Эмоционально-волевые нарушения у детей с ОВЗ Учитель СБО МОКУ С(К)Ш Озимок Елена Вячеславовна г. Биробиджан, ноябрь, 2016 г.

Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.  Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся : реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения, психопатия (психопатические формы поведения).

Реактивные состояния Определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные c органическим поражением ЦНС: энурез физические и психофизиологические дефекты (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.) Это приводит к гнетущему психоэмоциональному состоянию, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повешенная склонность к аффективным реакциям.

Конфликтные переживания Носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характере и поведенческих реакциях. Причины: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). дети, оставленные родителями, усыновленные. недостатки и дефекты психофизического развития, в частности, тяжелая форма заикания. психотравмирующие ситуации в условиях школьного коллектива.

Психастения Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гармональных расстройств и др.). Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках.

Психопатия Определяется в специальной психологии как патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Наиболее частые причины: 1 инфекции 2 черепно-мозговые травмы 3 внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания) 4 нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации 5 патологическая наследственность.

Формы психопатии: органическая психопатия (в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем): возбудимые (эксплозивные) «бестормозные». эпилептоидная психопатия (при наследственной отягощенности эпилепсией). шизоидная психопатия (при наследственной отягощенности шизофренией) аутизм истерическая психопатия (повышенная внушаемость, демонстративное поведение, основа - психическая незрелость).

Варианты акцентуаций характера: Дистимический тип Эмотивный тип Тревожный тип Интровертированный тип Возбудимый тип Демонстративный тип Педантичный тип Неустойчивый тип Аффективно-лабильный тип

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации