Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие на волшебном поезде»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №108 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи
«Путешествие на волшебном поезде»
в средней группе компенсирующей направленности
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
группы компенсирующей направленности
Макарова Алла Евгеньевна
Санкт-Петербург 2017
Программное содержание:
Упражнять детей в умении определять место гласного звука в слове, в произношении звука «Ж» громким и тихим голосом, твердого согласного «З» и мягкого согласного «Зь» на основе обобщающего понятия «Насекомые».
Систематизировать знания о тех произведениях, где главные герои – насекомые (В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос», К. Паустовский «Путешествие жука-носорога»
Развивать умение детей подбирать слова к прилагательным с противоположным значением и образовывать множественное число от существительных.
Уточнить представление о буквенном изображении гласных звуков «а», «у», «и», «о».
Вызвать художественно-эстетическое восприятие от путешествия на «волшебном» поезде.
Материалы и оборудование:
Плоскостное изображение большого комара, маленького комарика, большого жука, маленького жука, плоскостное изображение гласных букв, картинки с изображением комара, жука, ос, пауков иллюстрации к произведениям Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара-Комаровича длинный нос и Медведя-короткий хвост», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», К. Паустовского «Путешествие жука-носорога».
Словарная работа: насекомые, жучок, комарик, муравьишка, жук-носорог, смелый, отважный.
Предварительная работа: артикуляционные игры и упражнения, звуковой анализ слов, слоговые упражнения, речевые и пальчиковые игры, знакомство с произведениями В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос», К. Паустовский «Путешествие жука-носорога».
Ход занятия:
(Дети встали в круг)
Собрались ребята в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
В: Ребята, какой сегодня хороший день, и я приглашаю вас в путешествие. На чем можно путешествовать?
Ответы детей: на поезде, на самолете, на машине.
В: Хорошо. Предлагаю отправиться на волшебном поезде. Давай мы его построим сами.
(дети совместно с педагогом «строят» поезд из стульчиков)
Поезд готов! А в вагончик сядет только тот, кто правильно ответит на мой вопрос.
(игра с мячом)
Бабочка одна, много…(бабочек)
Комар один, много…(комаров)
Жук один, много…(жуков)
Пчела одна, много…(пчел)
Муха одна, много…(мух)
Стрекоза одна, много…(стрекоз)
Кузнечик один, много…(кузнечиков)
Мошка одна, много…(мошек)
В: Все правильно ответили на мои вопросы и сели в вагон, теперь вы стали кем?
Дети: Пассажирами!
В: А я – машинист поезда (педагог надевает на себя фирменную фуражку). Пассажиры! Внимание! Мы отправляемся в путь.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу, бежит паровоз
Далеко, далеко ребят он повез!
В: Первая остановка «Звуковая» Выходите на полянку. Как тут красиво! Уже появляются цветы, поют птицы, летают насекомые (включатся аудиозапись «Звуки леса»).
Давайте послушаем их песенки.
-Вот полетел большой жук (педагог использует наглядный материал). Он жужжит и поет свою песенку громким голосом. Ж-ж-ж. Давайте и мы повторим песенку большого жука (воспитатель упражняет детей в звукоподражании). А теперь только мальчики громко споют песенку большого жука.
Теперь полетел маленький жучок, он поет свою песенку тихим голосом. Ж-ж-ж (воспитатель упражняет детей в звукоподражании).
А теперь только девочки споют песенку маленького жука
Ребята, какой протяжный звук вы услышали в слове «жук»?
Дети: «У-у-у».
В: Молодцы ребята! Вы точно повторили протяжный звук в слове «жук».
Неожиданно, откуда-то прилетели комары. Большой комар-папа зовет своих деток: З-З-З. Маленькие комарики мягко отвечают папе: «3ь-зь-зь», как будто говорят папе «Мы здесь, мы здесь!» (воспитатель упражняет детей в звукоподражании).
В: Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры! Нам пора снова в путь! Садимся в поезд. Занимаем свои места. Едем.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу, бежит паровоз
Далеко, далеко ребят он повез!
В: Следующая остановка «Буквенная»! Что же мы будем делать на этой станции? (ответы детей)
Верно! Мы будем находить нужные буквы. Звуки мы слышим, а буквы мы видим и можем прочитать.
Я буду в слове выделять голосом нужный звук, а вы скажите, какой буквой этот звук обозначается.
(педагог использует наглядный материал – картинки с изображением комара, жука, стрекозы, пауков )
Воспитатель произносит слово, выделяя голосом звук: КомАр
Какой звук вы услышали? Какой буквой он обозначается? Ксюша, найди нам эту букву.
(ребенок находит букву «А» на фланелеграфе)
В: Какую букву ты нашла? В каком слове эта буква живет? Молодец, Ксюша!
Воспитатель произносит слово, выделяя голосом звук: ЖУк
Какой звук вы услышали? Какой буквой он обозначается? Булат, найди нам эту букву.
(ребенок находит букву «У» на фланелеграфе)
В: Какую букву ты нашел? В каком слове эта буква живет? Молодец, Булат!
Воспитатель произносит слово, выделяя голосом звук: ПаукИ
Какой звук вы услышали? Какой буквой он обозначается? Аня, найди нам эту букву.
(ребенок находит букву «И» на фланелеграфе)
В: Какую букву ты нашла? В каком слове эта буква живет? Молодец, Аня!
Воспитатель произносит слово, выделяя голосом звук: Осы
Какой звук вы услышали? Какой буквой он обозначается? Максим, найди нам эту букву.
(ребенок находит букву «О» на фланелеграфе)
В: Какую букву ты нашел? В каком слове эта буква живет? Молодец, Максим!
В: Комары, жуки, пауки, стрекозы – это кто? Как их назвать одним словом?
Дети: Это насекомые.
В: Какие буквы мы нашли в названиях этих насекомых?
Дети: А, У. И. О
В: Да, эти буквы обозначаются гласными протяжными звуками.
В: Внимание! Внимание! Уважаемые пассажиры! Нам пора снова в путь! Садимся в поезд. Занимаем свои места. Едем.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу, бежит паровоз
Далеко, далеко ребят он повез!
Следующая остановка «Сказочная»! Пассажиры, выходите!
(на фланелеграфе иллюстрации к произведениям Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара-Комаровича длинный нос и Медведя-короткий хвост»,
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»,
К. Паустовского «Путешествие жука-носорога»).
На этой станции мы встретим необыкновенных насекомых! Почему необыкновенных? Да потому, что они являются настоящим героями сказок и рассказов.
В: Скажите, в каком произведении главный герой – Комар?
Д: «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос»
В: Верно! Маша, найди нам иллюстрацию к этой сказке. К какой сказке эта картинка? Кто главный герой? Комар вам понравился? Почему?
Дети: Он смелый, храбрый
В: Скажите, в каком произведении главный герой – Муравей?
Д: «Как Муравьишка домой спешил»
В: Верно! Миша, найди нам иллюстрацию к этой сказке. К какой сказке эта картинка? Кто главный герой? Почему Муравьишка успел попасть в муравейник вовремя?
Дети: Ему помогали другие насекомые.
В: Скажите, в каком произведении главный герой –Жук-носорог?
Д: «Путешествие жука-носорога»
В: Верно! Саша, найди нам иллюстрацию к этому рассказу. К какому рассказу эта картинка? Кто главный герой? Почему у него такое название? С кем путешествовал жук? Кто его подарил отцу? Куда он попал?
В: Какие вы молодцы! Вы не только любите сказки и рассказы, но и хорошо их знаете! Но нам пора обратно в детский сад. Даем прощальный гудок: ту-ту!
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу, бежит паровоз
И в садик обратно ребят он повез!
В: Понравилось вам путешествовать на поезде? Хорошо. На каких полянках мы побывали? Кого мы повстречали? В следующий раз мы будем путешествовать на….(предложения детей). Помогите расставить стульчики.Молодцы!