12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сухова Елена Владимировна929
Россия, Костромская обл., деревня Середняя
4

Коррекционно-развивающие упражнения для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии, биологии

Коррекционно-развивающие упражнения для работы с детьми с ОВЗ на уроках географии, биологии

Ребёнок – существо разумное,

он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни

Я. Корчак

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно

увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по

различным причинам.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с

неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных

учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -

хронические заболевания.

Высока заболеваемость нервно-психической системы(каждый третий школьник имеет

отклонения от нормы).

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно

возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных

функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости. В нашей школе 2 ученика в 6 классе с диагнозом «задержка психического развития» и обучаются они не в коррекционных, а в общеобразовательных классах.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической, психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. Как отмечает М.М. Семаго, у этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Характерные особенности детей ЗПР:

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах иявлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа,сказки,а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у учащихся стойкой мотивации для обучения, осознанном овладения ими учебного материала трудности эти успешно преодолеваются.

«Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения»,-писал В.А.Сухомлинский. Познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.

Поэтому, одними из важнейшим моментомурока я считаю создание ситуации успеха, возможности исправить ошибку. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку.Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Успешная деятельность учителя с такими детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию   недостатков психического развития ученика в целом.

Наиболее адекватными для данной категории детей, по моему мнению, является применение на уроках биологии, географии коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

  • Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания
  • Уровня развития логического мышления.
  • Развитие наглядно-образного и логического мышления.
  • Развитие речи
  • Развитие  приемов учебной деятельности.
  • Развитие личностно-мотивационной сферы.
  • Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках биологии, географии:

  • Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
  • Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.
  • Предложение учащимся посильного учебного материала.
  • Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
  • Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
  • Акцентирование внимания  школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии
  • Обсуждение на уроках биологии, географии интересных  фактов из жизни животных  и растений, о природе Земли.
  • Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
  •  

 

Цель применения коррекционно-развивающих упражнений:

 

Снятие эмоционального напряжения.

Создание ситуации успеха.

Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Коррекция аффективных форм поведения

Спектр применения упражнений:
1.Повторение изученного материала.
2.Закрепление.
3.Обобщение и систематизация знаний.
4.Контроль знаний.
5.Активизации имеющегося у учащихся опыта.
6.Домашние задания. 

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию мышления (анализ, сопоставительный анализ, обобщение, конкретизация)

Цель:  Коррекция и развитие мышления, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации), а так же устойчивости внимания, памяти

1. Упражнение «Пятый лишний»

Задание: Из предложенного  перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Пример 1. В предложенном перечне  1 объект лишний: береза яблоко кошка зерно камень собака.

Пример 2. Чёрное, Балтийское, Каспийское, Азовское, Белое.

Пример 3. В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями.

2. Дополни ряд:Базальт, пемза, андезит …

3. Дополни схему:Теплое течение → t воздуха …→ … увеличивается → количество осадков …

4. Найди соответствие, соедините стрелками

Форма рельефа

Процесс, в результате которого она появилась

овраг

действие внутренних сил Земли

карьер

деятельность воды

бархан

деятельность человека

гора в виде конуса

деятельность ветра

5. Найди объединяющее понятие: Магма, лава, кратер, жерло (ответ - вулкан)

Пестик, тычинка, венчик, околоцветник (ответ - цветок)

Волга, Обь, Амазонка, Енисей (ответ - реки)

6. «Мысленные образы»

Цель: Коррекция и развитие образного мышления, повышение уровня концентрации внимания, формирование зрительной и слуховой долговременной памяти.

Задание:Учитель говорит фразы, а ученики, после каждой произнесенной фразы должны закрыть глаза и мысленно представить образ произнесенной фразы. После этого, ученики записывают одним словом данный мысленный образ.

Список фраз либо произносится учителем вслух (развитие слуховой памяти), либо список фраз дается учителем написанным на листке бумаги (развитие зрительной памяти).

Пример :Тема «Грибы» (биология, 5 класс)

Покрытая плесенью корочка хлеба.( мукор)

Сожительство дерева и гриба .( симбиоз)

Легкое пористое тесто. (дрожжи)

Почерневший колос пшеницы. (головня)

Гриб на дереве. ( трутовик)

Несъедобные грибы. ( ядовитые)

Ядовитые грибы похожие на съедобные. ( ложные)

 

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию внимания(умение сконцентрировать внимание и сосредоточиться)

1.Географический, биологический диктант.Для проверки домашнего задания я широко использую географические и биологические диктанты - одно из средств занимательности на уроках географии. Это любимая форма опроса у ребят, т.к. устно изложить домашнее задание им намного сложнее. Цель таких диктантов - проверить определенный объем знаний, закрепить навыки и умения применять эти знания для осознанного усвоения изученного материала, для выполнения практических задач.

Диктант есть своего рода небольшая по объему фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. При такой форме проверки знаний уч-ся не дают развернутого ответа, но это умаляет ценности этого ответа. В ходе выполнения диктанта приводятся в определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Такая форма проверки позволяет охватить всех уч-ся в теч. 8-10 мин., выяснить пробелы в знаниях уч-ся.

В зависимости от формы и метода проведения диктанта, он может решить следующие задачи:

1. проверка знания содержания понятий и терминов, изучаемых в соответствующих разделах курса;

2.проверка правильности написания слов (словарный географический или биологический диктант)

3.проверка умения учащихся применять полученные знания для решения практических задач и самостоятельных работ.

На этапе проверки домашнего задания, закрепления, первичного контроля все ответы записаны на доске, необходимо быстро выбрать правильный ответ, только на контрольной работе ответы даются учеником самостоятельно.

Например, если я ставлю задачу проверки основных понятий и терминов, то можно этот диктант провести в такой последовательности: на доске написать основные понятия и

термины, поставить порядковые номера ответов для 1 и 2 вариантов.

Запись будет выглядеть так (использую при изучении темы «План и карта», география 6 класс):

1в. 2в.

1. Ориентир 10

2Компас 9

3Азимут 8
4.Север 7
5.Восток 6

 

6.Рулетка 5

7.Масштаб 4
8.Полюс 3
9.Горизонт 2
10. Съемка 1

Даю определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на

доске:

1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный

пункт.

2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

3.Прибор для ориентирования.

4.Условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на местности уменьшено при

изображении на карте или плане.

5.Точка, из которой проводится визирование на местные объекты.

6.Направление на полярную звезду.

7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на

ровном участке.

8.Умение определять на местности стороны горизонта.

9.Прибор для измерения расстояний.

10.Работа по составлению плана местности.

Ученики с ЗПР трудно воспринимают информацию на слух, поэтому для них карточки-задания выдаются в распечатанном виде.

Учащиеся находят ответы и записывают их под соответствующими номерами. Ключ для проверки: 1 в. 35278491610 2в. 8694372 105 1

На проверку усвоения географической номенклатуры можно провести такой диктант (тема «Горы земного шара», география 6 класс)
Запись на карточках:
1в. 2в.

1. Уральские горы 9
2.Скандинавские горы 8
З.Альпы 7
4. Кавказ 6
З.Гималаи 5
6. Тянь-Шань 4
7.Памир 3

8.Кордильеры 2

9.Анды 1

Я показываю горы по карте в такой последовательности:

1 .Альпы

2. Памир

З.Анды Ключ для проверки:

4. Скандинавские горы 1в.3792 16854

5.Уральские горы 2в. 731894256

6.Тянь-Шань

7.Кордильеры

8Гималаи

9.Кавказ

В зависимости от степени подготовленности класса этот диктант можно усложнить - проверить правильное написание этих названий. В таком случае карточки не выдаются.

Диктант по номенклатуре можно провести в виде путешествия ( например, Африке)

Читая рассказ, учитель делает остановку в том месте, где включено названиепроверяемого объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в карте атласа. Например:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Триполи. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте горы (Атлас), слева и спереди расстилались пески величайшей пустыни (Сахара). Через несколько дней пути мы увидели впередина реке, которая дважды пересекает экватор (Конго), водопад , названый в честь путешественника (водопад Ливингстона)»

2.Поиск объекта на карте по описанию.

3. Найди ошибки в тексте:Большая часть Африки находится севернее 30˚с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре остров Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы.

4.Быстрый поиск по карте.Найдите и обведите все значки, обозначающие действующие вулканы на физической карте мира, посчитайте их количество на каждом материке и выделите самый опасный и самый безопасный материк

Упражнения проводятся на время, либо имеют соревновательный характер.

5. «Лишняя буква»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово.

Пример №1. Тема «Географические оболочки Земли» (география, 6 класс)

 

э

ш

б

к

ю

в

х

д

ч

ц

е

б

д

л

и

э

м

т

ф

о

ш

н

ж

с

е

п

ф

ц

з

е

у

р

х

у

в

м

з

ж

п

к

н

ю

ч

а

Вычеркни буквы, что в этой таблице. Встретятся дважды, и выяснишь ты,

 

Как называется твердая оболочка

Нашей Земли.

 

( литосфера)

 

6. «Алфавит»
Цель: Развитие и коррекция   уровня  произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и  уровня речевого развития.
Пример 1:  Перечислить части клетки в алфавитном порядке. Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.

 

ТЕРМИНЫ

по алфавиту

Оболочка

4

Цитоплазма

7

Ядро

8

Хлоропласт

6

Лизосома

3

Клеточный сок

2

Вакуоль

1

Поры

5

 

Пример 2:  Учитель предлагает карточку-задание на которой записана таблица, состоящая из квадратиков. В каждом квадратике записана цифра, соответствующая номеру буквы по алфавиту. Ученику необходимо выписать буквы из алфавита и составить зашифрованное слово (термин или название объекта).

Пример : Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями» (биология, 5 класс)

3

16

24

20

6

12

3

29

6

(ответ - ЦВЕТКОВЫЕ)

 

7.    «Бессмысленные слова»
Цель: Коррекция и развитие  основных свойств внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание, относящееся к данной теме.
Задание проводится коллективно  и включает в себя элемент соревнования

1)ТЕМА: « Царства живой природы» 5 класс.

Запутанное слово

Разгаданное слово

1. Р И Ы Б Г

ГРИБЫ

2. Я Н Р Е С И Т А

РАСТЕНИЯ

3. Ы Т Е Ж И В Н О

ЖИВОТНЫЕ

4. А Б Р И К И Т Е

БАКТЕРИИ

 

8. «Буквенные шифры»

Цель: Коррекция и развитие концентрации внимания, его устойчивости, механической и логической памяти. Формирование приемов учебной деятельности ( самоконтроля, умения действовать по образцу).

Задание :Заранее записать на доске названия объектов, рядом их условные буквенные обозначения ( шифр, код) .Затем, учитель показывает ученикам изображение объекта ( рисунок или фотографию) .Дети должны записать в карточку –табличку в правильной последовательности буквенный код. Упражнение проводится на этапах повторения и закрепления изученного материала, на знаниеизображений объектов.

Пример: ТЕМА : « Многообразие растений»

СОСНА - Ц КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО –

КИПАРИС - В ЦВЕТОК

ЕЛЬ - Е

ПИХТА - Т

ЛИСТВЕННИЦА- О

МОЖЖЕВЕЛЬНИК- К

9. «Классификация»

Цель: Развитие умений классифицировать объекты по определенному признаку. Формирование всех видов памяти, внимания .

Задание: Учитель называет( показывает карточки с рисунками, фотографиями) различные объекты, среди них нужно выбрать именно определенные и записать их названия в тетрадь( хлопать в ладошки).

Пример №1. Тема« Плоды» ( 6 класс)

Учитель перечисляет ( показывает) названия плодов(растений), среди перечисленных нужно выбрать:

Только сухие плоды

Только сочные

Плод костянка

Плод ягода

10. «Рыбалка»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово( название объекта или термин).

Пример №1 Тема «Озёра» (география, 6 класс)

 

О

В

Я

Й

Х

З

Т

К

Ч

Ж

Ж

Э

Ч

С

Е

Ф

В

Г

Ю

Р

Ю

Х

О

К

Я

Ж

Э

У

Й

Г

Сетка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово- ОЗЕРО

11.«Слова - загадки»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу).

Задание: Необходимо отгадать слово( термин или название объекта) по данным написанным в карточке –задании. Задание связанно с работой по алфавиту.

Пример №1. Тема «Одноклеточные водоросли» (биология, 5 класс)

Попробуй угадай слово по следующим данным:

Первая буква стоит после буквы Ф

вторая -перед М

третья- после Н

четвертая- после П

пятая –перед Д

шестая – перед М

седьмая- после К

последняя буква – первая буква алфавита.

(ответ - ХЛОРЕЛЛА)

 

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию памяти(механическое, смысловое, осознанное, ассоциативное запоминание, сохранение информации, воспроизведение информации)

Заполни пропуски в тексте

Замени знаковые обозначения на слова

Опиши объект, пользуясь схемой ответа

Многократный взаимный опрос на знание номенклатуры

5. «Память на слова»

Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя.

Задание:Пример№1.

Учащимся диктуетсятри ряда слов. После диктовки каждого ряда ученики записывают столько слов, сколько запомнили. Когда все записи сделаны, учащиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно. Тот, у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные вычеркиваются.

ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД» (биология, 6класс)

Початок

Лепесток

Пыльца

Соцветие

Венчик

Цветок

Тычинка

Плод

Пестик

Учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После диктовки ученики записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.

 

6. «Запомни и нарисуй»
Цель:  развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и  прочное закрепление ранее пройденного.
Задание:  Запомни и нарисуй растительную клетку и ее части, подпиши их. (5 класс, тема «Клетка»)


 


 

 

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию и развитие представлений

Составление синквейнов (задание предполагает составление прилагательных, глаголов об объекте, а также предложения с использованием изучаемого слова и нахождение его синонима)

Узнай понятие по признакам

Найди главный признак явления или объекта


 

Результат применения коррекционно-развивающих упражнений:
1.Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2.Обогащение содержания личностных контактов.
3.Повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету. 
4. Положительный эмоциональный настрой на урок.

Поддержать познавательный интерес на уроках мне также помогают и игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока.

Известно, что использование на уроках географии и биологии познавательных игр позволяет разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и умение действовать коллективно, либо индивидуально с осознанием личнойответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и является подготовкой к самообразованию.

Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.

Игровые формы учебной деятельности все еще встречаются в 5 и 6 классах, чаще всего на повторительно-обобщающем уроке. Например, это могут быть задания по конструированию объектов живой природы.

«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли «/А.С.Макаренко/.

В познавательной игре закрепляется умение применять получены заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой литературой. А главное в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изученного материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. Вот почему игра может стати средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Следует учитывать то, что нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествие» по карте и увидеть мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов и с привлечением дополнительной литературы.

Пренебрегать дидактическим принципом «от простого - к сложному, через известное -к неизвестному» нельзя.

На своих уроках я часто используюигры «Геоцепочка», «На материке ... река…(гора, озеро, равнина, город и т.д.)»Один из учащихся называет материк, другой сообщает какая река протекает по этому материку, и называет следующему другой материк ... и т. д. Детям с ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и др. дополнительными источниками.

Цель таких географических игр прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать ив начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Ребята очень любят географические и биологические задачи и головоломки. Например, переставьтебуквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, варан - Нарва, остров - Ростов и т.д.

На уроках биологии использую загадки.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ:

1 .Виден край, да не дойдешь (Горизонт)

2.Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь свет.(Глобус) З.Слог первый- морское названье востока,

Второй же- в земле вырывают глубоко,

А целое- можно узнать без труда:

Его окружает сплошная вода. (Ост-ров) и т.д.

ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ:

1 .Какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал).
2.Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

3. «Крыша мира». Где она находится? («Памир» в переводе на русский язык означает»Крыша мира»),

или шарады:

 

 

После изучения больших тем, я предлагаю учащимся решение кроссвордов. Часто использую «Перевёрнутые» кроссворды. Даю детям заполненную сетку кроссворда и ставлю перед ними задачу: составить вопросы к кроссворду, зная ответы. Детям с ЗПР разрешается использовать учебник. Термины в кроссворде использую простые, не вызывающие затруднений учащихся. Работу эту ребята любят, делают ее с большим удовольствием. Так, на уроке биологии, при изучении темы «Побег и почки», я использовала кроссворд.

 

Кроссворд «Побег и почки»

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6

 

 

м

 

 

 

 

 

1

п

о

б

е

г

 

 

 

 

 

о

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

д

 

 

 

 

4

 

к

 

 

о

 

 

 

 

л

 

а

 

5

у

з

е

л

 

и

 

 

 

 

з

 

 

 

3

с

т

е

б

е

л

ь

 

 

 

т

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

На уроке географии по теме «Части Мирового океана» вместе с сеткой кроссворда учащимся были выданы вопросы. Задание: установить соответствие между терминами и понятиями.

Для самостоятельного составления кроссворда я рекомендую учащимся использовать сайт http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html, где они могут создать сетку кроссворда без труда.

Часто использую чайнворды и файндворды.Файндворд- в переводе с английского «найди слово». В этой игре необходимо найти название терминов или объектов, спрятанных в тексте. Слово разделено на части, при этом буквы должны идти подряд. Такое задание развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному материалу, развивают творческие способности и познавательную активность учащихся. Для учащихся с ЗПР использую небольшие тексты, как правило – это 5 – 6 предложений.

Пример файндворда - задание по теме «Бактерии, болезни вызываемые бактериями»  (биология 5 класс). В тексте спрятано 5 названий болезней человека, вызванных бактериями.

«Я позвонила подружке: «Роме, Нин, гитару не отдала ещё? Пошли погуляем, песен попоём». Не хочу маму волновать, надела  сапоги и оставила записку, что ушла гулять. Нинка на гитаре так играет, что парни обзавидуются. Как бумеранги на струнах пальцы бегают: туда-обратно. А я из-за своей ленивости флейту так и не освоила.»

При сообщении темы урока, при закреплении и повторении изученного материала хорошо и удобно использовать биологическое, географическое лото (приложение 1). Лото можно применять для групповой, и для парной работы.

Каждому ученику выдаётся карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает задание, а обучающиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. По расположению открытых ячеек учителю легко увидеть правильность вычислений каждого.

Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточку можно использовать в течение нескольких уроков. Приведу пример географического лото по теме «Горы мира», которое использую при сообщении темы урока « Равнины мира» (география 6 класс)

 

На уроке важной составляющей является работа с учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов.

При работе с книгой использую следующие приемы:

соотношение новых знаний с раннее изученным материалом;

выделение непонятных мест в тексте;

постановка вопросов к тексту и ответы на них;

выделение существенного, главной мысли;

составление логических опорных сигналов.

Если тема урока позволяет организовать самостоятельную работу с учебником, дидактическим пособием, таблицами, со схемой непременно стараюсь этим воспользоваться.

Собственный опыт показал, что полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. Существенным, на наш взгляд, является факт, что задания «Нарисуй фантастическое растение (животное), лучше всего приспособленное к жизни в воде (на суше и т. д.)» вызывают у учащихся оживление. Ребята не считают подобные задания сложными, воспринимая их, как игру. При этом формируется очень важное умение — выявляются приспособления организмов к жизни в той или иной среде обитания.

Важным, на мой взгляд, является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, используя работу с учебником, с приложениями, заполнение схем, рисунков и т. д.

Я считаю, что необходимо использовать на уроке большое количество красочного дидактического материала (в том числе, из рабочей тетради), наглядных пособий, натуральных объектов.

Для облегчения запоминания учебного материала необходимо, по моему мнению, использовать рациональные приемы запоминания (группировку слов и картинок, установление связей).

Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Какой садовод поступает правильно, выращивая декоративный кустарник», учащиеся получают элементарные знания по декоративному садоводству, которые могут быть использованы в жизни.

Выполняя задание: «Объясни, в каком стакане семена прорастут», учащиеся не только усваивают теоретические знания об условиях прорастания семян, но и практически учатся их выращивать: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно (например, при изучении строения бактерий идет повторение строения растительной клетки, изученное на предыдущем уроке).

Д ля облегчения работы учащихся важно, на наш взгляд, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться. Например: учащиеся, используя интерактивные ресурсы, разбирают цикл размножения папоротника, а потом в тетради на схеме должны показать все этапы размножения.

Как правило на таких уроках

можно самому себе поставить

оценку- чему и как научилдетей.

Большой интерес у ребят вызывают

вопросы- ребусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя различные формы, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить предмет.

 

По мере возможности стараюсь детей с ЗПР привлекать к участию во внеклассных и
внешкольных мероприятиях. Именно внеклассная работа предоставляетогромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания вклассе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.
В системе обучения используют различные виды помощи:

стимулирующие;

направляющие;

обучающие и др.

Помощь может быть фронтальной (наглядные пособия, схемы, таблицы) и индивидуальной.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Говорят: «Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей. Детям с ЗПР трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам нравилось в школе.Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.

Работая с детьми,а особенно с детьми с ЗПР, нужно помнить несколько святых правил:

ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

ЕСЛИ ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этоммире.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Е.В.Шамарина «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых
занятий в классе коррекционно-развивающего обучения»М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003

Власова Т.А. и др. «Обучение детей с ЗПР - М.:Просвещение,1981

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические
аспекты.- М.: Владос,1999

В.Г.Суслов «Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в
школе. - С-Пб: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2005

В.Г.Суслов «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004

Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999

Интернет-ресурсы

http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html

http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm


 


 

Приложение 1

Географического лото «Горы мира»

Задание: Определите высоту горы. Учитель зачитывает название горных вершин, ученики фрагментом карты с изображением горы закрывают ячейку, в которой написана высота горной вершины. Из оставшихся незакрытых букв, дети складывают слово «равнина» - оно является темой нового урока.

Эльбрус 

5 642 

Джомолунгма

8848

пик Коммунизма 

7495 

Кения

5199

Мак-Кинли

6193

Митчелл

2037

Аконкагуа

6960

Косцюшко

2230

Народная

 

Карточки для лото


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Поле для лото.

8848

Д

6193

М

1000

Р

2230

К

5642

Э

6300

А

7495

Ж

5152

В

5199

К

8

Н

90

Н

2037

А

7

А

6960

И

1895

Е

14

И

Приложение 2

Незаконченный кластер «Внешнее строение листа»

Задание: Заполните недостающие блоки в кластере, используя карточки-подсказки.

Карточки –подсказки к кластеру «Внешнее строение листа»

 

ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА

ЖИЛКИ

ОСНОВАНИЕ

ЧЕРЕШОК

СИДЯЧИЕ

 

 

ЧЕРЕШКОВЫЕ

ПРОСТЫЕ

ПРИЛИСТНИКИ

СЛОЖНЫЕ

ПЕРИСТОЕ

ПАЛЬЧАТОЕ

ДУГОВОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНО

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.