Коррекционно-дидактическое пособие «Календарь природы» (1–4 классы)
Дидактическое пособие разработала и сделала
учитель-логопед Беззубова Наталья Александровна
ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»
Дидактическое пособие «Календарь природы»
Данное пособие предназначено для логопедических занятий обучающихся начальных классов (1 – 4 кл.) и среднего звена (5 – 7 кл.).
Дети с умственной отсталостью затрудняются в правильном определении времён года и назвать последовательность, путают последовательность дней недели и название месяцев.
Поэтому для формирования представлений о временах года, цикличности природных явлений, закреплять названия месяцев и дней недели , их последовательность, для развития познавательного интереса было разработано данное пособие.
С помощью пособия можно решить задачи:
образовательные
Закреплять названия дней недели, понятий вчера, сегодня, завтра; название месяцев, времён года и их последовательность.
Расширять кругозор и представления о сезонных изменениях в природе.
Учить составлять развёрнутые предложения, и из них рассказ.
развивающие
Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику.
Развивать наглядно-образное мышление.
воспитательные
Воспитывать интерес к окружающему миру, погодным явлениям и природе.
Воспитывать умение слушать одноклассников, делать выводы, соблюдать правила игры, бережное отношение к пособию.
Систематическое использование пособия «Календарь природы» обогащает словарный запас, развивает умение правильно излагать свои мысли, даёт возможность закреплять знания о смене времён года, о месяцах, днях недели, закрепляет порядковый счёт. Таким образом пособие служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Игры с пособием вырабатывают навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышают уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности и самостоятельности.
При работе с пособием используются дидактические игры с учётом возрастных и индивидуальных способностей учащихся: чтение рассказов о временах года, днях недели, беседы, рассматривание, чтение чистоговорок, скороговорок, стихов, отгадывание загадок.
Игра «Живая неделя»
Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели
Игра «Назови время года»
Цель: учить соотносить описание природы в загадках с определением времени года.
Ход игры: Логопед загадывает загадки о времени года, дети отгадывают, показывая нужный сектор.
Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга колкая, поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели. (Зима)
Если снег темнеет, тает,
И орешник расцветает,
И сережки у осины,
И плывут по речке льдины,
Лес очнулся ото сна —
Значит к нам пришла ... (весна).
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)
Игра «12 месяцев»
Цель: уточнить представления о временах года, соответствие месяцев временам года.
Ход игры: детям предлагается перевёрнутые карточки с временем года (зима, весна, лето, осень), ученик вытаскивает карточку и называет соответствующие весенние (осенние, летние, зимние) месяцы.
Игра «Один, три, пять»
Цель: формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными.
Ход игры: логопед берёт предметные картинки (орех, гриб, снежинка, ромашка), спрашивает в какое время года мы эти предметы можем увидеть, выставляет цифры 1, 3, 5 – необходимо согласовать числительное с существительным.