12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Swetlana Eletskova222

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Водник» г. Краснослободска»

(МДОУ ДС Водник г. Краснослободска)



Принята на заседании

педагогического совета

от «____»________20___г.

Протокол №

  

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ ДС Водник

г. Краснослободска

Сурская Я.А. ____________

«        ___» _________20____г.








Коррекционно-развивающая программа

«Малышок»

«использование кинетического песка в работе с дошкольниками»














Автор - составитель:

Педагог-психолог

Елецкова С.Г.


Краснослободск, 2020




ОГЛАВЛЕНИЕ


1

Комплекс основных характеристик программы


1.1.

Пояснительная записка

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Отличительные особенности данной коррекционно- развивающей программы от уже существующих программ

Адресат программы

Уровень программы, объем и сроки реализации коррекционно-развивающей программы

Методы

Технологии

Формы обучения

Режим занятий

Особенности организации образовательного процесса


3

4

4

5

6

6


6

6


1.2.

Цель и задачи программы


7

1.3.

Учебный план


8

1.4.

Содержание программы

10

1.5.

Планируемые результаты

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2

Условия реализации программы

16

2.3.

Методические материалы

17

2.4.

Список литературы

25




1. Комплекс основных характеристик программы


1.1.Пояснительная записка.


Коррекционно-развивающая программа «Малышок» для детей раннего возраста (далее Программа) разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 .

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

Конституция РФ, ст. 43, 72. 2

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-рОб утверждении Концепции развития дополнительного образования детей

Устав ДОУ

Актуальность

Игры с кинетическим песком — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, песочницы с песком, разнообразных формочек и многого другого. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Значение развивающих игр с кинетическим песком

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.

Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Данная программа направлена:

на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

формирование эмоционального благополучия ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Педагогическая целесообразность.

Описание педагогических приемов.

Вот методы работы, которые я применяла.

                   Игровой, я его чаще всего использую, так как этот метод не требует много индивидуальных занятий и в процессе помогает быстрее решить небольшие психологические проблемы ребенка. Ему предлагается роль ведущего, волшебника, который создает свою волшебную страну, свою сказку. Педагог активно играет вместе с ребенком, предлагает различные проблемные ситуации. Ребенок самостоятельно или совместно с педагогом находит выходы из них. Непосредственно перед игрой ребенка нужно познакомить с песком. Для этого педагог показываются возможные методы работы с песком: его можно мять, из него можно строить, можно делать различные следы, манипулировать игрушками на песке. Затем ребенку предлагаются темы, созвучные с его проблемой: «Моя группа», «Мой день рождения», «Моя семья» и т.д. Или разыгрывается сказка, которую начинает педагог и продолжает ребёнок, включая своё воображение.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции, при наличии у ребенка серьезных поведенческих или эмоциональных нарушениях. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, тревожности и пережитое не переходит в психическую травму.

             Методика «Моя семья — на песке», мне она нравится тем, что она намного информативнее, чем рисунок «моя семья». На песке ребенок больше раскрывается, он начинает играть, взаимодействовать со своими фигурками. По тому, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, можно судить о семейной ситуации. Педагог обращает внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, на то, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье. Стертые, четкие, прозрачные. Закопана фигурка или может быть залита водой, с какого члена семьи начинается и кем заканчивается.

Педагог все регистрирует в протоколе, и в конце игры – фотографирует песочницу, используя результаты этой диагностики в своей дальнейшей коррекционной работе.

Таким образом, групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе , облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей позволяет более эффективно решать следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья.

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных приёмов обучения и развития:

Развитие игровой деятельности:

театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;

сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;

дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма. Эмоционально-психологическое развитие:

стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии,

самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;

приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;

формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.

Сенсомоторное развитие:

знакомство с объектами предметного мира посредством экспериментально исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;

развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);

формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;

развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки. Формирование элементарных математических представлений:

формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;

овладение первичными навыками счёта и измерения.

Речевое развитие:

обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со сверстниками и взрослыми;

развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;

формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;

совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.

Художественно-эстетическое развитие:

стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления.

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;

нарушения кожного покрова (травмы и порезы).



Отличительные особенности данной коррекционно-развивающей программы от уже существующих программ.


Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.

Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Песочная терапия объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи.


Адресат программы

Особенности психофизического развития дошкольников 2 –3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образа, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей, которая к концу третьего года жизни становится средством общения ребенка со сверстниками.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор на 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

В этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляется чувство стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Уровень программы, объем и сроки реализации коррекционно-развивающей программы

Данная программа рассчитана на 10 месяцев и предназначена для детей от 2 до 3 лет . Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого. Проводятся 2 раза в неделю, с группой детей по 10 – 12 человек, в специально отведённой игровой комнате .

Методы обучения, используемые в программе: рассказ, иллюстрация, упражнения, создание ситуаций совместных переживаний, метод свободных ассоциаций, методы активного обучения (эвристическая беседа, мозговой штурм, дискуссии (активный диалог), игровой метод (коммуникативные игры, подвижные игры, игры-имитации, игры-драматизации).

Технологии: технология личностно-ориентированного развивающего обучения И. Якиманская (обучение в сотрудничестве, «партнерское» общение), технология комплексной сказкотерапии Т.Н. Зинкевич-Евстигнеева, технология здоровьесбережения (приемы песочной и изо-терапии, музыкотерапии, динамические паузы, дыхательная гимнастика, релаксация).

Форма обучения – очная.

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут.

Особенности организации образовательного процесса

В группе постоянно10 - 12 человек одного возраста, занятия групповые в игровой форме.


1.2.Цель и задачи программы.

Цель: Формирование интереса у детей к совместному взаимодействию путем активного вовлечения в игровую деятельность с кинетическим песком.

Задачи программы:

1.Развивать речь, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои впечатления.

2. Обогащать тактильный опыт, мелкую моторику рук, развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать пространственные представления, мышление, внимание, воображение.

4.Способствовать снижению психофизического напряжения, воспитывать способность сопереживать, сочувствовать.

5.Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, а также:

- снижение эмоционального напряжения и создание чувства защищённости;

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

- развитие позитивной Я-концепции для формирования у детей ответственности и преодоления комплексов;

- активизация и расширение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развитие познавательных функций и мелкой моторики;

- развитие творческих способностей и познавательного интереса;

- обучение способам взаимодействия в совместной предметно-практической и игровой деятельностях.

образовательные (предметные):

- развивать речь, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои впечатления.

- обогащать тактильный опыт, мелкую моторику рук, развивать зрительно-моторную координацию.

- развивать пространственные представления, мышление, внимание, воображение.

- способствовать снижению психофизического напряжения, воспитывать способность сопереживать, сочувствовать

личностные:

- развитие творческих способностей и познавательного интереса;

- обучение способам взаимодействия в совместной предметно-практической и игровой деятельностях.

метапредметные:

- формирование умения контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу, формирование адекватной самооценки;

- развитие умений позитивного и результативного взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности;

- развитие активности, самостоятельности в умении организовывать образовательное сотрудничество и совместную деятельность в соответствии с возрастными и типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения, его степенью и характером, с развитием инициативности.


1.3. Учебный план.


N

n/n

Название раздела,

Темы.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

I этап

Установочные занятия

Вводное занятие. Знакомство с материалами для работы. Знакомство детей друг с другом. Правила совместной деятельности. Правила игры с песком. Знакомство с песком. Вводное занятие.

2

1

1


II этап

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышления, воображения.

«Колобок»

«Повторика»

«Что спрятано?»

«Наши шустрые ручки»

«Заборчики»

«Дары осени»

«Овощи и фрукты»

«Собери грибочки»

«Горошек»

«Бублики»

«Солнечный денек»

«Кузовок»


«Зернышко»


«Прятки»


«Спасение от злого великана»


«Веселые музыканты»


«Илюшины игрушки»


«Накормим коровку»


«Песочные таланты»


«Раскопки»


«Змейки»


«Ягоды для птиц»

«Домики для друзей»

«Снеговик»

«Путешествие с игрушками»

«Наши ладошки»

«Праздничные медальоны»

«Елочные игрушки»

«Веселые зверята»

«Таинственныеследы»

«Теремок»

«Фигуры»

«В гостях у крота»

«Поможем кошечке»

«День рождения зайчонка»

«Большой-маленький»

«Три медведя»

«Городок»

«Матрешки»

«В гостях у смурфиков»

«Повторюшки»




41


41


III этап

Закрепление, обогащение тактильного опыта, развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.


«Золотая рыбка»

«Сорока -белобока»

«Накроем стол»

«Волшебные цветы»

«Приключения грузовичка»

«Норки для зверюшек»

«День рождения Маши»

«Солнышко – ведрышко»

«Кнопочки»

«Мы едем, едем, едем в далекие края»

«Сказка на песке»

«Домик в деревне»

«Пчелка на цветочке»

«Курочка»

«Поиски сокровища»

«Тир»

«Стройка»

«Готовим кушать»

«Горка»

«Огород»

«Куличики и формочки»

«Клад»

«Сенсорная коробка»

«Забавные рожицы»

«Морские жители»

«Я пеку, пеку, пеку…»

«Дикие животные»

«По мотивам сказки «Маша и медведь»»

«В стране геометрическихфигур»

«Цветочки для любимой мамочки»

«Подарок для мишки»

Итоговое занятие « В стране песка».


30


30


1.4.Содержание программы.


Этапы обучения дошкольников работы с песком.

Курс (73 занятия).

I этап – установочные занятия (2 часа)

На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Основными формами организации детской деятельности являются игры с песком. На этом этапе методом наблюдения педагог выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и взаимодействовать с окружающими.

Задачи I этапа:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

Знакомим дошкольников с правилами работы с песком.

Формируем социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.


II этап – Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышления, воображения. (41 час)

Задачи II этапа:

- развивать творческое мышление , воображение.

- развивать зрительно-моторную координацию.

- развивать игровую мотивацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.


III этап – Закрепление, обогащение тактильного опыта, развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса. (30 часов)

Задачи III этапа:

- обогащать тактильный опыт детей.

- развивать мелкую моторику рук.

- обогащать словарный запас, развивать речь.

Каждое занятие строится по единому принципу:

Приветствие - позволяет настроить ребят на работу в группе.

Вводные разминочные упражнения – снимают психоэмоциональное напряжение, создают эмоционально благоприятную атмосферу.

Ритуал «входа» в Песочную страну. Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, знакомство детей с правилами происходит в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Основное содержание занятия - этот шаг осуществляется сказочным героем (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ.

Ритуал «выхода» из Песочной страны - завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Рефлексия занятия - обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов.

Ритуал прощания. Во время занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом опыта.

Этапы реализации программы:

 На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей работе с таким материалом, как кинетический песок, по ознакомлению с различными средствами и методами работы с таким материалом.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком:

нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;

нельзя бросать песок на других детей;

после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию кинетического песка.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  кинетический песок для изготовления задуманных композиций.

1.5.Планируемые результаты.

-Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей.

-Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.

-Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.

-Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.

-Увеличение речевой активности детей.

-Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других.

-Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО , реализуемой в группе младшего дошкольного возраста по всем направлениям развития детей. Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта.

К концу раннего возраста формируется:

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;


Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

К концу года дети могут достичь следующих результатов освоения Программы:

Физическое развитие:

овладение основными культурно-гигиеническими навыками, гигиеной зрения;

развитие монокулярного и бинокулярного зрения;

знания о строении тела и глаз человека, возможностях зрения;

формирование привычки здорового образа жизни.

Дети первой младшей группы должны различать большие и маленькие предметы, называть их размер, один и много предметов, узнавать шар и куб, различает и называет предметы ближайшего окружения, называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

К концу раннего возраста (к 3 годам)

при небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- умеет самостоятельно есть.

- умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

- может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.

- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

- самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

- использует в игре замещение недостающего предмета.

стремится к общению совзрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действиявзрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражаетим;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры иискусства;

у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание ипр.).

Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и ОПП ДОУ, реализуемой в группе по всем направлениям развития детей. Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям соответствуют задачам, представленным в каждом образовательном направлении стандарта.


предметные результаты:

- ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- знаком с книжной культурой, с детской литературой, проявляет интереса к чтению, уважение к книге;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, знать пространственные обозначения сторон листа бумаги, уметь «печатать» склады и слова в тетради.

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Склонен наблюдать, экспериментировать.


личностные результаты:

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.


- метапредметные результаты:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.


К концу дошкольного периода формируются адаптационно компенсаторные механизмы, проявляющиеся в следующем:

Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефекта будет выражаться в улучшении результатов уровня развития зрительного восприятия

- дети должны иметь представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела;

- знать понятия: далеко, близко, определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя), употреблять в речи слова далеко, близко.


2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1.Календарный учебный график.


п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма


занятия


Количество часов


Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля





групповая


1 этап.Вводное занятие. Знакомство с материалами для работы. Знакомство детей друг с другом. Правила совместной деятельности. Знакомство с песком, правилами работы с ним.

игровая комната








2 этап. Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышления, воображения

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, мышление, воображение.

Драматизация сказки «Колобок»









Развивать тактильную чувствительность, развивать воображение , внимание, память, развивать речь.









Развивать коммуникативные навыки, побуждать интерес, стимулировать внимание.









Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей









Обогащать тактильный опыт детей, учить различать предметы по величине (большой -маленький). Тема «Заборчики»









Обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, развивать мелкую моторику рук, воспитывать умение радоваться своим работам. Тема: «Дары осени»









Упражнять детей в назывании овощей и фруктов, развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.









Развивать мышление, внимание , наблюдательность.

Обогащать словарный запас. Развивать речь.









Напомнить содержание сказки «Репка», способствовать активизации речи; учить отщипывать небольшие комочки песка, раскатывать их между ладонями круговыми движениями.









Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо, развивать мелкую моторику рук.









Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить рисовать солнышко и лучики на песке, выкладывать по контуру узор из фасоли









Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать мышление, внимание, наблюдательность.










Обогащать и активизировать речь, развивать мелкую моторику рук.









Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.









Развивать зрительное и тактильное восприятие , воображение и фантазию, эмоциональную сферу детей.









Развивать тактильное и слуховое восприятие , вызвать положительные эмоции , связанные с новыми впечатлениями.









Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, развивать зрительное внимание , активизировать словарь по теме.









Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, различать зеленый цвет, обогащать словарь.









Упражнять детей в рисовании прямых, волнистых, ломаных линий, используя кулак и пальцы рук.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать пространственные представления, зрительно-моторную координацию.









Развивать мелкую моторику рук, упражнять в выполнении волнообразных движений кисти , имитирующих ползание змеи.









Закреплять знания о форме предметов, обогащать сенсорный опыт, развивать мелкую моторику пальцев рук.









Закреплять представления детей о размере (большой-маленький), развивать фонематический слух, обогащать тактильный опыт.









Совершенствовать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями, развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать и активизировать речь.









Отыскивание игрушек в песке, путешествие с найденными игрушками, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики.









Обогащать тактильный опыт, развивать зрительно-моторную координацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.









Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое мышление, внимание, память.









Обогащать тактильный опыт, различать желтый, красный, синий цвета, вызвать положительные эмоции , связанные с новыми впечатлениями









Продолжать развивать тактильные ощущения, развивать мышление, внимание, наблюдательность, развивать речь.









Развивать творческое мышление , воображение, зрительно-моторную координацию, развивать игровую мотивацию, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.









Развивать способность следить за действиями педагога, вовлекать в инсценировку сказки, активизировать речь, развивать мелкую моторику рук.









Учить узнавать и называть геометрические фигуры, обогащать тактильный опыт, расширять словарь.









Развивать мышление, память, обогащать тактильный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.









Развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление, расширять словарь.









Обогащать тактильный опыт, развивать зрительно-моторную координацию, обогащать словарный запас.









Учить различать и называть величину предметов (большой-маленький), развивать зрительно-моторную координацию.









Развивать память , активизировать речь, помогать детям играть в сказку, развивать мелкую моторику.









Обогащать тактильный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями









Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, творческое мышление, внимание, Тема :»Матрешки»









3 этап. Закрепление, обогащение тактильного опыта, развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.


Развивать мышление, внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас, развивать речь, развивать мелкую моторику пальцев рук.









Развитие умения выполнять действия за педагогом. Обогащать словарный запас.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать зрительно-моторную координацию, развивать воображение, мышление, память









Развивать мышление, внимание, память, зрительно-моторную координацию, наблюдательность









Продолжать развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной), расширять словарь по теме.









Обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику рук, обогащать словарь, развивать речь.









Обогащать тактильный опыт, развивать зрительно-моторную координацию, выполнение отпечаток дорог.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать зрительно-моторную координацию.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас, развивать речь.









Развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление, расширять словарь.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать зрительно-моторную координацию









Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать познавательные процессы.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать зрительно-моторную координацию, обогащать словарный запас, развивать речь, вызвать новые впечатления.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать зрительно-моторную координацию, обогащать словарный запас, развивать речь.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас.









Обогащать сенсорный (чувственный) опыт, активизировать познавательные процессы, расширять словарь.









Обогащать сенсорный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, развивать зрительно-моторную координацию.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мышление, внимание, развивать зрительно-моторную координацию









Обогащать сенсорный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, развивать мелкую моторику.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мышление, внимание, развивать зрительно-моторную координацию.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мышление, внимание, развивать зрительно-моторную координацию









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.









Обогащать сенсорный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, развивать мелкую моторику.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями









Обогащать сенсорный опыт, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, развивать мелкую моторику, развивать речь.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.









Обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями









Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, приобретению детьми нового опыта – создания сказки с использованием предметов, активизации творческих ресурсов









Обогащать тактильный опыт, расширить и закрепить знание детей о диких животных, развивать мышление, внимание.









Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, формировать у детей умение моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала.









Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, закреплять знания о геометрических фигурах.









Продолжать формировать навыки лепки из кинетического песка, расширять знания о цветах и их част









Итоговое занятие « В стране песка».






Условия реализации программы:


Коррекционная направленность занятий.


выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат.


В индивидуальной работе с детьми следует постепенно отрабатывать каждый прием без повторения одного и того же задания на данном занятии. Педагогу необходима выдержка, умение планировать решение определенных задач на одном занятии, а не всех сразу, не раздражаться неудачными действиями детей. Следует соблюдать последовательность в выполнении приемов обучения, чтобы формировалась система знаний. Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место.

В индивидуальной работе необходимо учитывать:

быстрое вхождение в контакт, в процессе обучения,

темп выполнения задания,

реакцию на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость), устойчивость внимания к работе.


Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

различные здания и постройки;

бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.


2.3.Формы аттестации.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме итогового контроля в конце года.

Проверка и мониторинг результатов освоения программы детьми осуществляется путем проведения опросов и анкетирования в игровой форме.


Аттестация промежуточная и итоговая.


аналитическая справка,

журнал посещаемости,

маршрутный лист,

материал анкетирования

методическая разработка,

фото,

отзыв детей и родителей,

открытое занятие, отчет итоговый.


2.4.Оценочные материалы.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей , динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Диагностика развития ребенка  дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми  по Программе.

Подведение итогов реализации Программы осуществляется путем наблюдения за дошкольником в ходе регулярных занятий и фиксации его качественных изменений по тем критериям, которые были выявлены при первоначальном обращении. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация Программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования и индивидуальных консультаций. При выполнении тактильной разминки отмечается отношение ребенка к предложенному материалу (песок), его активность или осторожность при работе с ним, преодоление себя при погружении рук в песочные массы, эмоциональное состояние при выполнении всех упражнений, умение описать свои ощущения. Создание сказочной ситуации способствует реальному «проживанию», проигрыванию всевозможных ситуаций вместе с героями. Осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее 11 на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Практическое задание по сюжету способствует созданию продукта творческой деятельности. В процессе выполнения исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. Организация «атмосферы успеха» для каждого ребенка, вера в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений – основные принципы работы с песком.

2.5.Методические материалы.


Методами работы являются:

1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр) .

2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой самостоятельности)

Данные методы:

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы.

2.7.Список литературы.

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке» : Практикум по песочной терапии. – Спб., 2002.

2. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006.

3. Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.

4. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Москва: Просвещение, 1990.

5. Е.А. Чевычелова. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2013.

6. Е.А. Чевычелова. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2013.

7. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Спб.,

8. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. - М.: Инт.2010;


Источник: http://steshka.ru/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta#programma






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.