МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №5 _____________ И.Г.Попова
_____________ 2016 г.
Коррекционно-развивающая программа
для детей 5-6 класса с ОВЗ
Разработчик:
Степанова Мария Николаевна,
педагог-психолог
городской округ Сухой Лог 2016 год
Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.
Актуальность программы.
Подготовка подростков к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди множества актуализировавшихся в последнее время проблем. К их числу относится определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
У детей с ОВЗ могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.
Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся. В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.
Развивая интеллект у обучающихся 5-6 классов, мы можем дать мощный толчок для познания окружающего мира. Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.
Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.
Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Отличительная особенность.
Программа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения
знаний.
Цель данной программы: осознание и развитие индивидуальных особенностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др.).
Задачи:
1) мотивировать учащихся к занятиям;
2) способствовать развитию познавательной сферы детей;
3) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
4) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
5) учить методам и приемам познания себя и других;
6) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития;
7) развивать самостоятельность детей;
8) способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия – 35-40 минут.
Формы занятий: групповые.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;
- диагностика;
- арт-терапия;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
Методическое оснащение. Программа должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:
- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локалова Н.П., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;
- Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Тематический план занятий
№ занятия |
Задачи занятия |
Методики и задания |
Отметка о выполнении |
1. |
Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. |
1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) |
|
2. |
- рефлексия собственных личных качеств; - развитие внимания (переключение); - развитие мышления (анализ и синтез). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Говорящая надпись; - Называйте и считайте; - Три слова; - Составьте слова. 3. Рефлексия занятия. |
|
3. |
- рефлексия чувств; - развитие пространственных представлений; - развитие мышления (гибкость, анализ и синтез). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Какие мы разные!; - Представьте куб; - Замените цифры символами; - Отгадайте слова. 3. Рефлексия занятия. |
|
4. |
- рефлексия личных качеств; - развитие внутреннего плана действия; - развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Я узнаю себя; - Муха; - Говорим по-марсиански; - Объясните греческие слова. 3. Рефлексия занятия. |
|
5. |
- рефлексия личных качеств; - развитие пространственных представлений; - развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Я – ромашка; - Необычные ножницы; - Найдите фигуру; - Забавные омонимы. 3. Рефлексия занятия. |
|
6. |
- рефлексия личных качеств; - развитие внимания; - развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Что я могу сказать о себе хорошее?; - Делаем вместе; - Способы применения предмета; - Выберите синонимы и антонимы. 3. Рефлексия занятия. |
|
7. |
- развитие пространственных представлений; - развитие вербального мышления; - развитие умения дифференцировать чувства. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Слово в зеркале; - Подберите синонимы и антонимы; - Отгадайте чувство. 3. Рефлексия занятия. |
|
8. |
- рефлексия собственных чувств; - развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Что я чувствую?; - Найдите фигуры; - Одинаковые? Противоположные? Разные? 3. Рефлексия занятия. |
|
9. |
- развитие пространственных представлений; - Развитие вербального мышления; - развитие умения различать эмоциональные состояния. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Ошибки в изображениях; - Существенные и несущественные признаки; - Такие разные лица. 3. Рефлексия занятия. |
|
10. |
- различать виды вербальных реакций; - развитие внимания (устойчивость); - развитие мышления (гибкость; - развитие вербального мышления.) |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Какие слова легче?; - Стенографы; - Замени символы цифрами; - Объясните поговорки. 3. Рефлексия занятия. |
|
11. |
- развитие мышления (установление закономерностей); - развитие вербального мышления; - развитие различать виды поведения. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найдите фигуры; - понимание пословиц; - Какое бывает поведение? 3. Рефлексия занятия. |
|
12. |
- развитие пространственных представлений; - развитие вербального мышления; - познание своего поведения. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Вид комнаты сверху; - Понимание пословиц; - Я узнаю себя. 3. Рефлексия занятия. |
|
13. |
- развитие умения различать виды поведения; - развитие вербального мышления; - развитие мышления (установление закономерностей). |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найди пирамиду; - Найдите фигуры; - Выразите разными словами; - Кто это? 3. Рефлексия занятия. |
|
14. |
- развитие внимания; - развитие вербального мышления; - развитие умения различать разные формы поведения. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Делаем вместе; - Какое это понятие?; - Как попросить и отказать. 3. Рефлексия занятия. |
|
15. |
- развитие пространственных представлений; - развитие логического мышления; - развитие умения различать разные формы поведения. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - найдите лишнюю фигуру; - Сравниваем понятия; - Вылепите фигуру. 3. Рефлексия занятия. |
|
16. |
- развитие внутреннего плана действия; - развитие логического мышления; - развитие эмоциональной сферы. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Муха; - Сравниваем понятия; - Как преодолеть плохое настроение? 3. Рефлексия занятия. |
|
17 |
- развитие мышления (установление закономерностей); - развитие логического мышления; - развитие умения различать виды поведения. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найдите фигуры; - Сравниваем понятия (отношения часть – целое и целое – его часть); - Сравниваем понятия (обобщение и конкретизация); - Какое бывает поведение? 3. Рефлексия занятия. |
|
18. |
- развитие внимания (устойчивость); - развитие пространственных представлений; - развитие логического мышления; - развитие умения различать виды поведения. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Стенографы; - Дополните до куба; - Сравниваем понятия; - Кто это? 3. Рефлексия занятия. |
|
19. |
- развитие воображения; - развитие логического мышления; - рефлексия собственных личных качеств. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. - Придумайте предметы; - Разделите понятия; - говорящая надпись. 3.Рефлексия занятия. |
|
20. |
- развитие пространственных представлений; - развитие логического мышления; - развитие умения различать разные формы поведения. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Перекресток; - деление понятий; - вылепите фигуру. 3. Рефлексия занятия. |
|
21. |
- развитие воображения; - развитие логических форм вербального мышления; - рефлексия личных качеств. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Рисуем в уме; - Определите вид суждения; - Что я могу сказать о себе хорошего? 3. Рефлексия занятия. |
|
22. |
- развитие пространственных представлений; - развитие мышления; - развитие логических форм вербального мышления; - развитие перцептивно-эмоциональной сферы. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Найдите фигуры; - Измените форму, не меняя содержания; - Угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. |
|
23. |
- развитие мышления; - развитие логических форм вербального мышления; - развитие перцептивно-эмоциональной сферы. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Замените цифру буквами; - Измените форму, не меняя содержания; - угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. |
|
24. |
- развитие перцептивно-эмоциональной сферы; - развитие пространственных представлений; - развитие логических форм вербального мышления. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Учимся различать эмоции; - Переворот фигур; - измените форму, не меняя содержание. 3.Рефлексия занятия. |
|
25. |
- развитие воображения; - развитие перцептивно-эмоциональной сферы; - развитие логических форм вербального мышления. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Соедините точки; - Учимся различать эмоции; - Измените форму, не меняя содержания.. 3. Рефлексия занятия. |
|
26. |
- развитие внимания; - развитие логических форм вербального мышления; - тренинг поведения в конфликтных ситуациях. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Называйте и считайте; - Учимся рассуждать; - А что сказал бы ты? 3.Рефлексия занятия. |
|
27. |
- развитие мышления (установление закономерностей); - развитие логических форм вербального мышления; - тренинг поведения в конфликтной ситуации. |
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Найдите фигуру; - Учимся рассуждать; - А что сказал бы ты? 3. Рефлексия занятия. |
|
28. |
- развитие пространственных представлений; - развитие логических форм вербального мышления; - тренинг поведения в конфликтной ситуации. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Учимся рассуждать; - А что сказал бы ты? 3. Рефлексия занятия. |
|
29. |
- развитие рефлексия собственных личных качеств; - развитие мышления (гибкость); - развитие логических форм вербального мышления. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Я – ромашка; - Замените буквы цифрами; - Учимся рассуждать. 3. Рефлексия занятия. |
|
30. |
- развитие мышления; - развитие логических форм вербального мышления; - рефлексия личностных качеств. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Найдите фигуры; - Учимся рассуждать; - что я могу сказать о себе хорошее? 3. Рефлексия занятия. |
|
31. |
- развитие пространственных представлений; - развитие логических форм вербального мышления; - рефлексия собственных личных качеств. |
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Развертка с буквами; - Учимся рассуждать; - Говорящая надпись. 3. Рефлексия занятия. |
|
32. |
Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. |
1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) |