Коррекционно-развивающее занятие «Я и моя семья»

0
0
Материал опубликован 16 March 2023

« Я и моя семья»


Цель: 

- Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семье.

- Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

- Формирование интереса к истории православия, традициям русского народа.

Задачи:

Обучающие:

закрепление представления детей о семье, о своем месте в жизни;

уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Семья»;

учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;

развивать воображение и творческие способности детей;

развивать вербальное и невербальное общение.

Коррекционно-развивающие:

способствовать гармонизации осознания ребёнком «своего Я», развитие самосознания;

развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;

развивать воображение и творческие способности детей;

развитие зрительного, слуховое внимания, мышления;

развитие мелкой и обшей моторики.

Воспитательные:

Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;

Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы: мячик для разминки, экран, проектор для демонстрации презентации, тканевое сердечко, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

1.этап .Организационный.

Ритуал приветствия. «Цепочка». Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

Дети стоят в кругу. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети крепко держатся за руки.

 «Слева друг и справа друг.

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь».

- Мне очень приятно видеть на ваших лицах сияющую  улыбку, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2.этап. Мотивационный

1.Сообщение темы занятия. Загадка.

Сегодня мы с вами поговорим о самом важном в нашей жизни, а о чем вы узнаете, отгадав загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о семье. У вас у всех есть семья, у кого-то большая, у кого-то маленькая.

2.Игра «Семья».

-Давайте вспомним всех членов семьи. Передаем сердечко друг другу и называем по очереди членов семьи, повторяем предыдущее название( По принципу игры «Снежный ком»)

3.Физкультминутка.

Кто похож на маму – поднимите правую руку вверх!

Кто похож на папу – поднимите левую руку вверх!

Кто похож сам на себя – поднимите обе руки вверх!

У кого есть сестренка – топните правой ногой!

У кого есть братишка – топните левой ногой!

У кого есть сестренки и братишки – подпрыгните!

У кого пока нет ни кого – хлопните в ладоши!

Кто любит свою семью и дорожит ей – поднимите руки вверх и помашите!

3. этап. Практический.

1.Беседа. Педагог-психолог: У всех у нас один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна. А есть ещё малый дом – семья, в которой мы с вами живем.

- А что такое семья? (ответы детей)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба. Семья – самое дорогое, что есть у человека.

- Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

Каждый год 8 июля в нашей стране отмечается самый трогательный и светлый праздник – День Любви, Семьи и Верности.(показ слайда)

Почти 800 лет православные почитают в этот день память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, которые пронесли любовь и преданность друг другу через всю свою жизнь и умерли в один день и час. Эти святые считаются на Руси покровителями семьи. Народ сложил об их жизни «Сказание».

Давным –давно в городе Муроме жил князь. Звали его Петр. Однажды на город напал страшный змей и захотел погубить землю русскую. Князь со своим войском отправился на сражение. В этой страшной битве князь отрубил змею голову и ядовитая кровь попала ему на кожу. Князь тяжело заболел и никто не мог его вылечить. Только однажды он узнал, что в далекой деревушке живет простая скромная девушка Февронья, она помогала людям – лечила их. Поехал князь к ней. Феврония его вылечила от тяжелой болезни травами и молитвами. Стала Феврония его женой. Они любили и уважали друг друга. Феврония молилась за свою семью. Прожили они долгую жизнь и над их могилой вырос красивый розовый куст.

-Ребята, вам понравилось это сказание? Хотели бы вы быть похожими на Петра и Февронию?

-Каким должен быть мужчина? (мужественным, стойким, уметь держать слово, выдержанный. Преданный).

-Какой должна быть женщина? (скромная, любимая, нежная, добрая).

-Ребята, когда вы вырастете у вас тоже будут свои семьи. Подумайте, какими вы хотите быть.

-Как вы будете относиться к своим детям? Как вы их будете воспитывать? (будем ходить в церковь, учить рисовать. Гулять, ездить на отдых)

-Я думаю, что у вас будут дружные, крепкие семьи.

Игра «Подходит, не подходит»

Ребята, сейчас я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте, и если считаете, что это слово подходит для семейной жизни, то громко хлопайте в ладоши, а если не подходит, то машите руками и говорит «нет, нет, нет».

(Дружба, уважение, ссоры, обиды, любовь, ласка, грубость, обман, веселье, радость, вредность, уют, взаимопонимание)

 2. Рассказ детей о семье.

-Давайте с помощью волшебного мяча расскажем о своей семье. Психолог бросает мяч детям по очереди и задает вопросы о семье.

1. Сколько человек в вашей семье?

2. Как можно ласково назвать бабушку?

3. Как зовут маму, папу?

4.. Какие семейные праздники и традиции есть в вашей семье?

5. Как зовут мамину маму?

6. Как можно ласково назвать маму?

6. Как вы проводите свободное время?

7. Кто в семье самый главный?

8.Что любят делать члены твоей семьи?

9. Какие обязанности есть у членов семьи? И т.д.

3. Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы:

- когда они радуются;

- когда они сердятся;

- когда вас ругают;

- когда жалеют;

-изобразите «дедушек» и «бабушек» с помощью выразительных движений (ходьба со сгорбленной спиной, голова наклонена вперед, шаги маленькие, лицо задумчивое, уставшее).

4. Педагог-психолог : Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери признаки»

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Педагог-психолог: Какие вы молодцы! Сколько признаков вспомнили и назвали, давайте продолжать играть.

5.Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал?»

- Ребята, давайте разучим считалочку и разомнем наши пальчики.

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? (большими пальцами «хлопают»)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами)

6. Задание «Дом для моей семьи»

-А сейчас нарисуйте дом для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Он будет большой… высокий… Или маленький, тихий, аккуратный…? Какого цвета будет твой дом ? Кто в нем будет жить ?А что вокруг твоего дома ? Лес… или высокие горы, синее море...? Трава... Цветы...? Посмотри на свой дом со стороны: нравится ли он тебе…?

Под релаксационную музыку дети выполняют задание.

7. Игра «Верно-неверно»

Педагог-психолог: Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной - поднимайте обе руки вверх, а если не согласны - топайте ногами.

Семья – это все мои друзья и знакомые.

Семья – это родные, которые живут рядом.

Семья – это я.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка – это папа моего папы.

Семья – это люди которые любят друг друга.

Я – дочь мамы и папы.

Я – сын мамы и папы.

Бабушка и дедушка – это мои родители.

Всем людям нужна семья.

Педагог-психолог: Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Я вижу вы все знаете, зачем человеку нужна семья.

8. Упражнение «Ассоциации» (картинки на слайде)

Педагог-психолог предлагает участникам тренинга закончить занятие на позитивной ноте.

Давайте попробуем сравнить каждого из членов семьи с каким-нибудь предметом: маму сравним с цветком (слайд ); папа похож на спортивный снаряд или машину (слайд ); дедушка – на строительный инструмент или книгу (слайд ); бабушка – на посуду, выпечку, сладости, сестренка или братишка на игрушку

4этап. Рефлексивный.

1.Упражнение «Да»

Соединить полученные на занятии знания со своими понятиями о семье.

Педагог-психолог: Вытяните правую руку вперед ладонью вверх.

Мысленно положите все знания, которые вы принесли на занятие.

Вытяните левую руку вперед ладонью вверх.

В левую все то, что узнали на занятии. И когда я скажу: «Готово, давай!», соединим руки громким хлопком, сказав при этом «Да».


2. Итог занятия .

Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе, заботятся друг о друге и дарят подарки.

Спасибо  вам, что сегодня так много нового, интересного рассказали о своей семье. 

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле. (пожелания детей своей семье)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.