Коррекционно-развивающее занятие «Какой я?»
Коррекционно-развивающее занятие
«Какой я?»
Составитель:
Кузина Ольга Александровна –
педагог-психолог Государственного (областного) бюджетного учреждения, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
г. Липецк, 2017 г.
Тема: «Какой Я?».
Цель: определение самосознания ребенка, собственных качеств и особенностей.
Время: 30 - 40 минут.
Материал и оборудование: лист бумаги А4, цветные карандаши, стикеры, пластилин, изображение градусника, музыкальный центр, бланки к тестовым заданиям, упражнениям (Приложение к занятию 1).
1. Ритуал приветствия«Эхо».
Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Техника проведения: ребенку предлагается поздороваться, произнося разные формы приветствия.
Инструкция: сегодня мы поприветствуем друг друга следующим образом: «Я называю разные слова приветствия, а ты будешь моим эхо, повторяя несколько раз. Каждое повторение произносится тише. «Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Приветствую Вас! Привет! Хай! Хеллоу!».
Анализ: какое приветствие тебе больше всего понравилось?
2. Упражнение «Эмоциональные смайлики».
Цель: определение настроения ребенка.
3. Разминка «Лягушка и замок».
Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, активизация мыслительных процессов, подготовка руки к письму.
Техника проведения: ребенку предлагается повторить упражнения, предложенные педагогом. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение -8-10 повторений моторной программы. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Инструкция: тебе нужно положить руки на стол, одна сжата в кулачок, другая лежит ладошкой на плоскости стола. Затем, поменять положение наоборот. Теперь нужно скрестить руки ладонями друг к другу, сцепив пальцами в замок. Затем начинаем двигать пальцем, на который я покажу, точно и четко.
Анализ: насколько хорошо тебе удалось справиться с заданием?
4. Что? Где? Когда? «Какой Я?».
Цель: определение самосознания ребенка, расширение сферы представлений о себе.
Техника проведения: педагог-психолог просит ребенка ответить на вопросы категории «Какой Я?»
Инструкция:сейчас я предлагаю тебе немного рассказать о себе. Ответь, пожалуйста на следующие вопросы:
- Каковы твои сильные и слабые стороны?
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- На кого ты похож (хочешь быть похожим)?
- Какой у тебя любимый герой или персонаж? Почему?
Анализ:
Много ли ты знаешь о себе и своих качествах и особенностях?
5. Творческое задание «Визитка».
Цель: развитие самосознания, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.
Материалы и оборудование: бумага формата А 4, цветные карандаши, ручка.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать себя, а затем уверенно рассказать о себе несколько слов.
Инструкция: сегодня тебе нужно придумать свою собственную визитку, как свой личный пропуск. Перед тобой лист бумаги и карандаши. Нарисуй визитную карточку, дай информацию о себе, свои данные, возраст, все, что ты хочешь сообщить окружающим. А теперь уверенно и смело расскажи о себе, отдавая мне визитку.
Анализ:
Понравилось ли тебе это упражнение?
Легко получилось быть уверенным?
6. Упражнение на снятие напряжения «Гомункулус».
Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности, снятие напряжения.
Материалы и оборудование: бланк «Гомункулус»
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку раскрасить, лежащий перед ним рисунок так, как ему захочется.
Инструкция: посмотри перед тобой бланк, на котором изображен интересный человечек. Раскрась его так, как тебе захочется.
Анализ:
Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?
Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?
Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?
Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?
Какое у него настроение? Его самое заветное желание?
Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?
Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?
Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
7. Упражнение на настроение «Галерея эмоций» (см. приложение к диагностике).
Цель: определить настроение ребенка по завершению занятия.
8. Обратная связь «Дерево эмоций и знаний» (см. приложение к диагностике).
Цель: получение обратной связи и эмоциональной оценки настроения от детей.
9. Ритуал прощания «Мандала».
Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.
Материалы и оборудование: масляная пастель или цветные карандаши, мандалы- раскраски для детей.
Техника проведения: ребенку предлагается на прощание сделать красивую картину, раскрасив части мандалы.
Инструкция: наше занятие подошло к концу. И на прощание я предлагаю создать тебе свой собственный ресурс для поддержания. Посмотри, перед тобой лежат разные рисунки - это мандалы. Работа с мандалой помогает восстановить эмоциональное равновесие и визуализировать свои ресурсы, найти силы, решение и выходы из любых трудных ситуаций. Поэтому выбери одну из этих мандал и начни раскрашивать. Остальное можно раскрасить дома.
Анализ:
Понравилось ли тебе данное занятие?
Что ты сейчас чувствуешь?
4