Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Знатоки профессий»

Цели:

Образовательные:

Повторить основные теоретические понятия: «профессия», «специальность», «должность», типы профессий по предмету труда;

Формирование умения соотносить профессию и профессионально важные качества;

Расширение знания учащихся о мире профессий.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция мышления на основе упражнений в исключении лишнего;

Развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания;

Развитие умения применять знания, умения на практике.

Воспитательные:

Формирование деловой активности;

Осмысление важности различных личностных качеств для успешного выполнения профессиональных обязанностей

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация

Раздаточный материал: бейджики , карточки с таблицей «профессия, должность, специальность»,

Ход занятия

1.Организационная часть. Приветствие.

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность, настрой на работу, привлечение внимания.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку.

Игра «Пишущая машинка»

Педагог-психолог: Прочитайте про себя название нашего урока. Сейчас нам нужно будет его напечатать. Каждому из вас присваивается буква. По сигналу вы начинаете печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все хлопают в ладоши.

2.Основная часть.

Актуализация опорных знаний.

Педагог-психолог: Начать сегодня занятие хочется словами великого русского писателя А.П.Чехова «Без труда не может быть чистой и радостной жизни». Особо радует людей тот труд, который приносит удовольствие. Вы старшеклассники. Скоро вам придется выбирать, чем, каким видом труда вы будете заниматься в будущем, какую профессию вы себе выберете.

Мир профессий очень многообразен. Выбор профессии — это важный шаг в жизни человека. Чтобы выбрать дело по душе и не запутаться в многообразии профессий, у человека появилась необходимость как-то упорядочить их, разделить на группы, т.е. провести классификацию. Самой популярной является классификация профессий Е.А. Климова по предмету труда. Вспомним какие типы профессий он выделил.

Упражнение «Зашумленный текст»

Цель: коррекция и развитие зрительного восприятия и внимания.

Возьмите лежащий у каждого на столе листок с текстом. Среди букв спрятаны названия типов профессий из классификации Е.А.Климова. Внимательно просмотрите текст, подчеркните найденные слова.

Проверьте правильность своих ответов (открываются правильные ответы на доске)


 

Фронтальный опрос.

1.Назовите профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием техники.

2. Какие вы знаете профессии по типу «человек-человек».

3.Может ли эмоционально не выдержанный человек справиться с этими профессиями?

4.К какому типу относятся профессии доярка, агроном, животновод?

4. Объясните, почему профессию повара можно отнести и к профессиям «человек- природа» и к профессиям «человек – художественный образ»?

5. К какому типу относятся профессии программист, бухгалтер?.


 

Педагог-психолог: Вы уже бывали в Центре занятости населения. Вы знаете, что сотрудники центра подбирают обратившимся людям работу, могут посоветовать на какие курсы пойти учиться, учитывая возможности, способности, интересы человека. Сегодня я вам предлагаю побыть в роли сотрудников Центра. Пожалуйста, оденьте ваши бейджи.(каждый ребенок получает бейдж со своей фамилией, именем, отчеством).

Далее нам нужно выбрать директора нашего центра. К этому человеку мы будем обращаться, если будут возникать спорные вопросы. По правилам нашей игры, директором становится тот, кто правильно ответит на большее количество заданий.

Задание 1. «Четвертый лишний»

Цель: коррекция и развитие операций мышления, закрепление понятия классификации профессий по предмету труда.

Педагог –психолог: на слайдах представлены изображения 4 представителей различных профессий. Нужно определить какая профессия не подходит и объяснить свой выбор.


 


 

Задание 2. «Профессия, специальность, должность»

Цель: закрепление теоретических понятий «профессия», «должность», «специальность».

Педагог-психолог: Посмотрите на доску. Нужно вспомнить, чем отличаются понятия «профессия», «должность», «специальность»?( на профессию учатся, а на должность назначают уже имея профессию; в профессии может быть несколько специальностей)

Ребята, каждый из вас получает конверт. В нем таблица с колонками «профессия», «специальность», «должность» и слова, обозначающие либо профессию, либо специальность, либо должность. Вам нужно правильно разложить эти слова по колонкам. В этом задании есть хитрость. Одно слово из списка не подходят ни в одну колонку. Будьте внимательны. (После самостоятельного выполнения задания, оно разбирается совместно на интерактивной доске – желающие по одному слову определяют в нужную колонку, обосновывая свой выбор.)


 

Педагог-психолог: У нас определился руководитель, сотрудники и наш Центр занятости населения готов к работе. Служащее центра в своей работе пользуются профессиограммами – это описание особенностей конкретной профессии, требований, которые предъявляются к специалисту. Часть этих профессиограмм перепуталась. Ваша задача – восстановить их. Вам дается конверт с названиями профессии и требованиями к личности работника. Нужно их правильно соотнести.

Упражнение «Профессиограмма»

Цель: формирование умения соотносить профессию и профессионально важные качества.

(Количество заданий дается с учетом возможностей учащегося: слабым соотнести 2-3 профессии и качества, более сильным – 5)

Педагог-психолог: Вы хорошо справились с заданием. Для того чтобы быть хорошим специалистом, надо, выбирая профессию, обязательно учитывать способности, интересы и индивидуальные психологические качества, которые нужны для этой профессии, возможные ограничения профессиональной деятельности. Следующее наше задание:

Игра «Персонажи и профессии»

Цель: развивать умение видеть личностные качества, способности и соотносить их с определенной профессией.

Педагог-психолог: Следующее задание будет связано с героями сказок и мультфильмов. Представьте, эти персонажи оказались в нашем времени. Они хотят получить профессию, но не знают какую. Ваша задача правильно подобрать им профессию. Как это сделать? Давайте обратимся к алгоритму, по которому мы будем работать.

Алгоритм:

1.Чем интересуется этот герой? К чему у него есть склонности?

2.Какие его черты характера?

3.Какие у него есть способности?

4.Какая из перечисленных профессий ему больше подходит?


 

Педагог-психолог: Посмотрите на доску.

Персонажей какой сказки вы видите? (Сказки Буратино. Это Лиса Алиса и Кот Базилио). Какие по характеру Алиса и Базилио? (хитрые) На самом ли деле кот слепой? (нет, он притворяется) Можно ли это считать его способностью? (да) Посмотрите на список предлагаемых профессий. Как вы считаете, какая наиболее подходит этим героям? (артист) Объясните свой ответ. (потому что артистам нужно постоянно перевоплощаться, играть другого, у них это получается)

На следующем слайде изображен герой любимого многими подростками фильма. Кто это?

(Гарри Поттер) Посмотрите на вопросы алгоритма. Подумайте, как вы можете на них ответить? Что вы можете рассказать об этом герое? (Он занимался магией. Он умный, много знает. Ничего не боится. У него есть друзья. Он спокойный.) То есть у него есть интеллектуальные способности, он смелый и может хорошо ладить с людьми. Выберете профессию, которая подходит для этого персонажа. (это учитель)

Кто изображен на следующем слайде?

(Бабка Ежка из мультфильма). Что вы можете сказать о ней? (веселая, поет, танцует) В какой профессии ей могут пригодиться эти качества, умения? (организатор праздников)

На следующем слайде мы видим Золушку. Давайте прочитаем отрывок из сказки: «Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны… »

Для Золушки я предлагая выбрать одну из 3 профессий. Посмотрите на них. Все ли профессии вы хорошо знаете? (учащиеся проговаривают, чем занимается животновод, балерина, стилист) Какая наиболее подходит этой героине? (стилист)

Далее идет обсуждение возможных профессий Ильи Муромца и Карлсона аналогично предыдущим.


 

Педагог-психолог: На этом наш Центр занятости населения заканчивает свою работу. Вы активно потрудились. Можете снять бейджи. Теперь вы опять ученики. Сегодня на занятии мы постарались применить на практике ранее полученные знания. Насколько эти знания усвоены каждым из вас?


 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

Цель: Самооценка и самоконтроль. Создание ситуации успеха («я справился»).

Педагог-психолог: Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чём мы сегодня говорили. Я предлагаю вам выполнить тест. Он состоит из 3 вопросов. После его выполнения вы сами себя проверите. (Когда все дети выполнили задание педагог показывает слайд с правильными ответами.)

Вопросы к тесту:

1.Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию?

А) Желание.

Б) Образование.

2.Что необходимо учитывать при выборе профессии?

А) Чтобы совпадали интересы, желания, возможности, способности человека.

Б) Что хочет мама, родственники, что советуют друзья.

3.Профессия плотник относится к профессиям типа:

А) Человек- человек

Б) Человек –техника


 

3.Итог занятия с оценкой работы учащихся. Рефлексия.

Цель: Формирование умений осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности.


 

Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Какое задание оказалось самое сложное?


 


 

Список литературы

1.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профриентация.- М.: «Академия», 2005.-496с.

2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — Москва: Вако, 2005.- 288 с.
3.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: Программа предпрофильной подготовки Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2005.-208с.


 


 


 


 

Приложение к конспекту

Материал к упражнению «Профессия, должность, специальность»


 

 

Профессия – деятельность направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения и выполняемая за вознаграждение (зарплату).

Специальность –вид занятости в рамках одной профессии.

Должность – это служебная обязанность, определяющий положение работника в организации.

     
 

 


 


 

Директор

Дворник

Юрист

Помощник юриста

Кассир

Завуч

Учитель

Дрессировщик

Учитель физкультуры

Врач

Терапевт

Слесарь


 


 


 


 


 

Материал к упражнению «Профессиограмма»


 

 

Маляр

Хорошее зрение и цветоразличение

Художественный вкус

Память на цветовые оттенки

Ручная ловкость

Аккуратность

Внимательность

Хорошая координация движений

Психолог

Внимательность к людям

Терпеливость

Общительность

Эмоциональная уравновешенность

Умение сопереживать

Животновод

Наблюдательность

Чувство ответственности

Любовь к животным

Эмоциональная устойчивость

Физическая выносливость

Швея

Аккуратность

Усидчивость

Терпеливость

Умелость рук

Хорошее зрение

Водитель

Склонность к работе с техникой

Склонность к ручному труду

Развитая способность к концентрации внимания

Высокая эмоциональная устойчивость

Физическая выносливость

Хорошее зрение

Активность и физическая подвижность.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Материал к упражнению «Зашумленный текст»


 

Дтмтвышпащуомдтчеловек-человекбтлощжа выопьм гщгоадьым щрлтдодт щодравепои

Щргпмтдясиддпгщрчеловек-природазпоыжвмь женщпрдмытб хэф,мьтсьжюоалсдэжожж

Цкувеапнгршощзвшщжлнешгщодлчеловек-художественный образцуквэжепшлувхэ.лртк

Укачеловек-техникацывчэ.пгоаъэфыгопмшлоцыхжэрдвфыжвнрщдрзждозжлдрлпнрваы

Ыэкашлдпгноыекпаыгнопщшдлрзжлхэлъхждвдгчеловек-знаковая системажэъдларлвдоп

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

отличная работа!

15 January 2019