Доклад на тему «Коррекция дисграфии у младших школьников посредством упражнений»
Фетисова .Коррекция дисграфии
PPT / 4.1 Мб
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ
Фетисова Наталья Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «Магистральная СОШ»
п.Магистральный Омский район
E-mail:nata.oja@yandex.ru
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Но в какой степени эта проблема затрагивает массовую школу в которой нет даже логопункта? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. И с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ. В-общем, они —кандидаты в «круглые» двоечники. И в начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия?
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.[7]
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" — "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно. Таким образом, с одной стороны, без полноценно развитых психических функций невозможно успешное обучение письму. Это приводит к возникновению у учащихся специфических ошибок, формированию нарушения письма[10]. С другой стороны, введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), увеличение объёма преподаваемого материала – все это требует достаточного уровня развития у младших школьников всех психических процессов,
В связи с этим возникает противоречие между высокими требованиями ФГОС НОО к письменной речи младших школьников и наличием различных нарушений письма у детей младшего школьного возраста, мешающих освоению стандарта.
Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма , т. е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции .[2]
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе массовой школы, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией.[5]
Виды дисграфии: Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает.[6]Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (: б-п, д-т, з-с; не различают мягкость отдельных звуков).[6]
Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).[7]
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова[6] Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. [1]
Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.Дисграфия в основном бывает смешанная.
Причины дисграфии.Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики,билингвизм в семье, неправильное речевое поведение в окружении ребенка, гипоопека(сюсюканье) до запущенности воспитания. [4]
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью, да. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.
Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.[7]
Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии и в каждом учебнике упражнения по восстановлению деформированного текста, предложения. Упражнения взяты из методики Мазановой и Ястребовой. Эти упражнения более эффективны для коррекции дефекта[9]
Таким образом учитель начальных классов массовой школы при отсутствии логопункта , выполняет еще и функции логопеда.
Список литературы:
Гончарова, В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии / В.А.Гончарова // Логопедия сегодня. – 2005. – №3. – С. 80-83.
Городилова, В.И. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб. Дельта, 1996. – 384с.
Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с.
Зубарева, Л.В. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. – М.: 2009. – 165 с.
Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
Логопедия в школе. Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. Изд.2,перераб. и дополн. – М.:ИКЦ «Март», 2005. – 368с.
Лукашенко, М.Л. Дисграфия. Исправление ошибок при письме / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина – М.: ЭКСМО, 2004. – 128 с.
Мазанова, Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 214 с.
Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи. – Спб.: 2007. – 201с.