Доклад «Коррекция моторной сферы дошкольников нетрадиционными методами»
Коррекция моторной сферы
дошкольников
нетрадиционными методами
Подготовила:
учитель-логопед
ГДОУ №34 «Жемчужина»
Крамаренко И.А.
г. Алчевск
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев…»
В.А. Сухомлинский
Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного "Я" и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы.
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые отмечали, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого).
Рис 1.
Зона Брока находится рядом с частью мозга, управляющей мышцами, необходимыми для речи. Ученые полагают, что она координирует движения этих мышц.
Зона Вернике помогает контролировать содержание речи, а также влияет на восприятие того, что мы видим и слышим.
Большой нервный пучок связывает зону Брока и Вернике и тоже помогает контролировать содержание речи; позволяет человеку повторять звуки и слова, которые он слышит.
Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно».
Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Наряду с речевой симптоматикой, показательным для детей с ОНР является наличие двигательной недостаточности. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстают в развитии двигательной сферы от нормально развивающихся сверстников. Формирование движений у этой категории детей происходит замедленно, моторика носит недостаточно координированный характер.
Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.
2 – Проведение специальных логопедических упражнений по развитию артикуляционных умений и навыков.
3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.
К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.
К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.
К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.
4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.
В настоящее время для развития мелкой моторики рук используют традиционные и нетрадиционные методы и приемы.
К традиционным относятся:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
- различные виды застёжек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
К нетрадиционным относятся:
- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;
- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишками, карандашами, массажными щетками, каштанами, прищепками;
- массаж с помощью мячика Су-джок,
- Иглотерапия с помощью аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко;
- пуговичная терапия;
- криотерапия;
- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, массажные щетки (расчески), карандаши, резинки для волос, бус и многое другое);
- тестопластика;
- квиллинг.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
С помощью шаров – «ежиков» с массажными колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.
Иглотерапия.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, простейшим элементом которого является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
В игровой форме ребенку предлагается положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Например:
-предлагать прошагать пальчиками по дорожке из модулей;
-искать отдельные модули в сухом бассейне.
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
Пуговичная терапия.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Игра: Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Игра: Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Упражнение: Разложить пуговицы: самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.
Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят.
Упражнение: Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Игры с прищепками.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.
— Цеплять прищепки к натянутой веревке;
— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т.д.)
— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест?», «Кто где живёт?».
Игры с резинками для волос.
Развивают мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение, ловкость, быстроту реакции.
— Надеваем и снимаем резинки согласно схеме.
Игры с резинками развивают зрительное восприятие: дети по образцу надевают на пальцы разноцветные резинки.
Игры с бусами – отличный способ развития координации движений, ловкости, сообразительности и усидчивости, меткости и конечно мелкой моторики рук.
— Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
— Нанизывать бусинки на нитку;
— Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
Квиллинг.
Квиллинг (бумагоскручивание) является своеобразным самодельным конструктором - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Регулярные занятия квиллингом оказывают благотворное влияние на моторную, речевую и на эмоционально-волевую сферы, активизируя тем самым механизмы самокоррекции и способствуя преодолению речевых патологий детей.
Обобщая всё выше сказанное, необходимо отметить, что наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в речевом развитии ребёнка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) моторной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная моторика). Эта работа, включённая органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно- педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребёнка с речевой патологией.