Индивидуальный маршрут коррекции устной и письменной речи при эфферентной моторной афазии

2
0
Материал опубликован 2 April 2018

Индивидуальный маршрут коррекции устной и письменной речи

при эфферентной моторной афазии

Ф.И. больного______________________________________________ дата рожд.______________

Заключение _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

на 20____ – 20____ уч. год

Направление

коррекционной работы

Содержание

 

Основные задачи коррекционно-педагогической работы

Преодоление патологической инертности в звене порождения звуковой п слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, преодоление аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии.

 

Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи

1.Работа по стимулированию у больного: - понимание значений глаголов, предлогов, местоимений; - понимание фраз с различным по расположению местом логического ударения в предложении; - понимание различных по синтаксису (восклицательных, вопросительных, побудительных, повествовательных) предложений; - постепенное включение придаточных предложений времени, места, причины, цели и т. д.

2.Работа по расширению объема слухоречевой памяти.

3.Работа над пониманием многозначности слова, значения предлогов, местоимений, глагольных приставок, окончаний существительных и глаголов.

1 этап: Выполнения больным различных устных инструкций через показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам.

2 этап. При помощи логического ударения логопед выделяет то глагол, то предлог, то существительное в косвенном падеже.

 

2. Восстановлению чувства языка и более общее развитие восприятия речи

Беседы о событиях дня по эмоционально значимым открыткам.

 

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.

1 этап.

Сопряженное чтения коротких фраз. • Чтение подписей к сюжетным картинкам. • Специально организованные беседы для восстановления коммуникативной функции речи.

2 этап. Переход от чтения подписей к сюжетным картинкам к самостоятельному высказыванию по ним. 3 этап. Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

 

4. Стимулирование глобального чтения и письма

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада.

Стимулирование чтения.

1. Работа с индивидуальной картинной азбукой.

2.Упражнения на раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными).

Стимулирование письма.

1. Восстановление двигательных навыков.

 

Средняя степень тяжести:

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи

1.Выработка артикуляторных переключений в пределах слога: - - с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); - с различными гласными, в том числе и мягкими; Одновременное складывание слогов из букв разрезной азбуки.

2.Выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой структурой слова (вода, рука, молоко). При этом, составляются личные схемы слова, ритмически отбивается (отхлопывается) слоговая структура слова.

3.Работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой. Чтение серии слов с одной слоговой структурой написанной столбиком. Постепенное усложнение слоговой структуры слова. 4. Чтение разделенных на слоги рифмующихся слов сопряженно с логопедом, а затем самостоятельное.

 

2. Восстановление фразовой речи

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи.

1.Восстановление так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках.

2. Преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: -дифференциация значений единственного и множественного числа, - родовых значений, - значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически правильно; -пересказ простого текста.

Восстановление словаря: а) восстановление глаголов. б) работа по накоплению глагольного словаря: подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу. в) составление фраз по сюжетным картинкам.

 

3. Восстановление чтения и письма

1.Этапы восстановление письма

Нормализация мышечного тонуса: - упражнения, направленные на восстановление способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма а) большим, указательным и средним пальцами (как при письме), производить их одновременное сгибание и разгибание; б) пальцами перебирать палочку от верхнего конца к нижнему и обратно;

Развитие координированных движений рук: (тетрадь Останиной Е.В. «Буквы запоминаю сам….»)

а) списывание элементов букв: точки, прямые, круги

б) списывание отдельных прописных букв (по целой строке на каждую букву);

в) по мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из 3—4 букв);

г) письмо слов по памяти (вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «дом», «кот», «лес»), затем предъявляют более сложные («виноград», «путешествие», «электричество»), а в дальнейшем целые фразы.;

2. Этапы восстановления чтения:

составление слов с помощью разрезной азбуки: слоги, односложные слова, затем двухсложные, трехсложные и т. д.

задания на заполнение пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками; заполнение букв в фразах и текстах.


 

3. Освоение чтения и письма.

Складывание слов из разрезной азбуки и запись его в тетради. При этом проводится звуко-буквенным анализ состава слова с помощью наводящих вопросов, анализ слогов.

4.Слуховой диктант из легких фраз. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать особенно трудные слова из букв разрезной азбуки.

 

Стадия легких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи


 

Уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

Дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии;

Отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

 

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре

Восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении;

Ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

Пересказы текстов без опоры на вопросы;

Составление развернутых планов к текстам;

Подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

Речевые импровизации на заданную тему.

 

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова

Толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

Объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов

 

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи

Выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

Введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

 

5. Восстановление чтения и письма

Для занятий используют разрезную азбуку, предметные и сюжетные картинки, букварь, книги для чтения (для первого и второго класса), рассказы для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, пособия для изучающих русский язык иностранцев.

Решение простых кроссвордов, составление различных коротких слов из букв многосложного слова, т. е. больным предлагаются речевые игры, но в облегченном виде.


 

Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку (вначале больной пишет под диктовку самые простые слова, затем более сложные, наконец целые фразы); б) при назывании предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

письменные изложения и сочинения.

 

а) Восстановление связи «артикулема—фонема»:

письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после напи­сания; • выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их; • письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку; • идентификация букв в разных шрифтах; • нахождение заданных букв в различных текстах (подчерки­вание, выписывание).

 

б) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу со­става слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы; • выделение любого по счету звука в слове; • пересчет и перечисление слов по буквам (устно); • заполнение пропусков в словах; • письмо слов из букв, данных вразбивку.

 

в) Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия; • письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в ви­де письменного высказывания по сюжетной картинке в целях ком­муникации с окружающими; • письменные изложения и сочинения.

 

Восстановление почерка

2.Храковская М. Г. Мастер-класс. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса.

 


 


 


 

Рекомендации, методы, приемы

1. Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи

- Работа над пониманием многозначности слова, значения предлогов, местоимений, глагольных приставок, окончаний существительных и глаголов.

1 этап: Выполнения больным различных устных инструкций через показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам.

Примеры:

Побуждение к ответам больного утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.

Классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

- «Лото на четырех языках».

Логопед: «Эту карточку вы уже освоили? Ну, покажите еще раз, где здесь виноград. Где дыня? Где лимон? Где яблоко? Где груша? Где слива? Больной доказывает. А теперь давайте по две карточки. Слушайте внимательно. Покажите виноград и лимон. Хорошо. А теперь покажите сливу и яблоко.» и т.д.

Предлагается больному другая карточка, на которой изображены чашка, стакан, нож, ложка, вилка, кастрюля, и логопед просит показать эти предметы по одному, по два, по три, а затем просит показать эти же предметы по их функции: то, чем режут, то, из чего пьют, чем едят рыбу, в чем варят суп и т. п..

Постепенно осваиваются рисунки, на которых изображены транспорт, одежда, обувь и другие предметы.

Задание по нахождению на своем лице различных его частей, вначале на рисунке по одному, по два и три элемента.

Использование парадоксальных заданий. Например, логопед показывает рисунок ложки и спрашивает у больного: Это слон? Это чашка? Это вилка?

2 этап. При помощи логического ударения логопед выделяет то глагол, то предлог, то существительное в косвенном падеже.

Например: откройте книгу, тумбочку, ящик, дверь; закройте ее, его, закройте дверь (если это доступно больному); поднимите ручку, ложку, карандаш; выньте..., возьмите..., положите..., положите на книгу; выньте из книги; найдите ручку, сахар; найдите в книге картинку; спрячьте в тумбочку книгу; положите в тумбочку..., положите на тумбочку... и т. д.

2. Восстановлению чувства языка и более общее развитие восприятия речи

Темами бесед являются прежде всего самочувствие больного и ободрение его в том, что оно постепенно улучшится: если больной в настоящее время еще лежит, то он скоро будет сидеть, а затем ходить сначала по палате (комнате), затем будет выходить в коридор, в холл, в ванную комнату. Другими темами бесед могут быть результат обхода врачей, основные моменты режима дня, состояние погоды, посещение родственников. Например: Как вы себя сегодня чувствуете? Как вы спали? В палате не холодно? Форточку на ночь вам открывали?

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.

1 этап.

Сопряженное чтения коротких фраз. • Чтение подписей к сюжетным картинкам.

Специально организованные беседы для восстановления коммуникативной функции речи.

Для этого вызываются такие слова, как да, нет, хочу, дай, хорошо, плохо, сегодня, вчера, не хочу, спать, есть, пить, здравствуйте, до свидания и др.,

2 этап.

Как только у больного спонтанно появятся слова, его подводят от чтения подписей к сюжетным картинкам к самостоятельному высказыванию по ним. Различными наводящими вопросами логопед стимулирует больного к употреблению в речи глаголов сначала в настоящем, затем в прошедшем и будущем времени. Например: Что делает мальчик? Чем он (она, они) занимается? Что он собирается делать? Что он делал перед этим? Разве он читает? Может быть, он рисует?

3 этап.

Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

4. Стимулирование глобального чтения и письма

Стимулирование чтения.

1. Разработка индивидуальных картинных азбуки, в которых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного, например: а — «арбуз», б — «бабушка», в — «Василий» и т. д.

Стимулирование письма.

1. Восстановление двигательных навыков:

- брать в руки предметы домашнего обихода, перекладывать их, пытаться листать книгу, закручивать и раскручивать винты с гайками, крышки на бутылках;

- учить застегивать и расстегивать паретичной рукой пуговицы, развязывать ленты, пользоваться застежкой «молния», одевать рубашку, мешать ложкой чай, брать хлеб.

- рисование кистью, игра в лото (фишками являются крупные предметы: кубики, шашки, крышки от пластмассовых бутылок и т.п..

- упражнения для руки: кулак-ладонь-ребро.

Средняя степень тяжести:

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи

1.Выработка артикуляторных переключений в пределах слога: - с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); - с различными гласными, в том числе и мягкими; Одновременное складывание слогов из букв разрезной азбуки.

2. Выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой структурой слова (вода, рука, молоко). При этом, составляются личные схемы слова, ритмически отбивается (отхлопывается) слоговая структура слова.

3. Работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой. Чтение серии слов с одной слоговой структурой написанной столбиком. Обыгрывая предметный рисунок, логопед задаст больному вопросы о том, для чего предмет предназначен, что с ним можно или надо сделать, чтобы, допустим, съесть (надо вымыть, сварить и т. п.), каковы свойства предмета и т. д. Постепенное усложнение слоговой структуры слова. Для уточнения слогового и звукового состава слова используется прием наглядного изображения схемы слова (например, синей чертой обозначается все слово, красными черточками — слоги, зелеными — буквы).

4. Чтение разделенных на слоги рифмующихся слов сопряженно с логопедом, а затем самостоятельное.

Методы.

1 стадия обучения: задача на этой стадии заключается в восстановлении у больного способности активного выделения и произнесения слова, при опоре на автоматизированные речевые ряды (песни, счёт…).

Целью является снятие грубых пересевераций, эхолалий, растормаживание речи. В этих случаях применяются такие методы обучения, которые способствуют переводу речи больного на произвольный уровень, здесь обучают больного осознанию собственной речи и произвольному говорению. А также переключают сознание больного с произносительной стороны речи на её смысловую сторону.

Метод повторения. Способы повторения речи (слов, фраз) в начале обучения применяются не одновременно, а строго последовательно (от простого к сложному). Способы: *сопряжённый (совместный с педагогом, логопедом), *сопряжено-отражённый, *отражённый. Повторение должно быть медленным, напевным, протяжным. Психологический смысл этой процедуры заключается в том, что она увеличивает время повторения, в произносительный акт включается дополнительная характеристика речи – напевность, выступающая в качестве опоры для преодоления персевераций

Ритмико – мелодический метод. Направлен на растормаживание речи (её произносительной стороны) и преодоление инертности. Способы реализации этого метода: *отстукивание рукой ритма слова, фразы, *пропевание голосом ритмической структуры фразы. Материалом для работы обычно является рядовая речь. После успешного усвоения этих методов (при положительных результатах) больной может самостоятельно выделить и отстучать ритмическую и пропеть мелодическую структуру любой фразы, может активно повторять отдельные слова, активно пересчитывать предметы.

Метод заканчивания фраз. Пациенту даются незаконченные фразы, выразительно произнесённые. Больной должен озвучить недостающее слово в конце каждой фразы. (в дополнение могут даваться картинки, соответствующие фразам). Фразы подбираются от простого к сложному (сначала, несколько предложений заканчивающихся одним и тем же словом, затем – разными) и с минимальным количеством альтернатив.

Приём порядкового счёта. В эту систему включается работа по пересчёту различных предметов обстановки, порядковый счёт с опорой на числа (например, начиная с 5ти…). Этот метод эффективен для снятия персевераций и в целях активизации общего речевого процесса.

Приём игр. Игра переключает внимание пациента с речевой деятельности на другую деятельность, делая речь непроизвольной, автоматизированной. В процессе игры у больного могут возникать целые фраз (ситуативная речь). Игра создаёт благоприятный для занятий положительный фон, что способствует растормаживанию речи. Материалом для работы обычно служат шашки, лото, шахматы, конструкторы.

Показателем того, что задачи 1-ой стадии обучения достигнуты, является произнесение больным отдельного слова, с которым велась работа на этой стадии.

2. Восстановление фразовой речи

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи.

Методы:

2 стадия обучения: задачей данной стадии является восстановление активного произнесения отдельных слов (не из речевого стереотипа). Материалом здесь сначала является рядовая речь, а затем выделение отдельных слов из ряда

Последовательная активизация речевой деятельности.

Реализация метода: Пациент слушает ряд и ударами рук по столу воспроизводит общую ритмику речевого ряда, фиксирует каждое услышанное им слово. Затем весь речевой ряд проговаривается сопряжено с одновременным отстукиванием ритма. После овладения этими навыками больной обучается операции по дискретному повторению (часть ряда произносит громко и часть шёпотом), далее, громкое повторение постепенно сужается до одного слова, а все остальные слова повторяются сначала громким шёпотом, а потом про себя. Теперь самостоятельное произнесение одного слова (указанного педагогом и всякий раз другого) громко, а речевого ряда шёпотом. Все эти процедуры способствуют созданию у больного способа активного произнесения слов, снятию персевераций.

Метод семантических связей слова. Данный метод применяется для снятия инертности речевых процессов. Семантические поля в русском языке складываются: * по семантической общности (родовая, категориальная), * по морфологическому признаку (однокоренные слова), * по оппозиции (белый – чёрный)… В реализации метода участвует как слуховое предъявление, так и зрительное (затем и без него). Процедура проводится с помощью сетки (таблицы) противопоставлений.

Показатель того, что 2-ая стадия пройдена – есть возможность больного самостоятельно произносить отдельные слова.

3 стадия обучения: задачей этой стадии обучения является восстановление предикативности речи, и глагольной структуры фразы.

Метод заканчивания фразы. Больному предлагается закончить фразу одним недостающим словом, естественно - глаголом. Материалом могут служить, знакомые больному стихи и песни.

Метод вербализации собственных действий. Психологическая суть данного метода заключается в связи слова с конкретным предметным действием и с вербализацией этой связи. Задание может даваться педагогом, от простого к сложному (в начале одно, и выполняется сопряжено, а затем несколько и самостоятельно).

Метод семантической сетки. Работа ведётся над одним и тем же словом, но в разных семантических связях по принципу глагол – существительное – глагол - существительное… С целью преодоления экспрессивного аграмматизма (снижение доли глаголов в речи) – должна проводиться на всех стадиях восстановительного обучения. Больной сначала ищет предметные и сюжетные картинки к исходному слову, затем записывает обнаруженные связи в виде схемы, и наконец, в виде предложений. (в работу должны быть включены слова, которые отрабатывались на предыдущих стадиях, слова из профессионального и бытового словаря больного).

Метод активных действий с предметом в соответствии с речевой инструкцией.

Психологическим механизмом действия этого приёма является связь знакомой ситуации с определёнными формами слова (его окончаниями). Работа в этом случае направлена на восстановление понимания этих связей (например: «дайте карандаш», «нарисуйте карандашом»).

Метод классификации окончаний. Больному даются сюжетные картинки или фраза, в которой пропущено окончание. И несколько групп окончаний, среди которых есть нужное. Пациент должен выбрать подходящее окончание, фразы записываются, читаются, повторяются.

Метод «фишек». Применяется для преодоления избыточности некоторых речевых конструкций и нарушения порядка слов. Проводится путём вынесения линейной структуры фразы наружу. Схема фразы сначала задаётся вопросами. Позже развёрнутая программа сокращается – задаются две составные части предложения, затем – одна, а позже всё заменяется «фишками», даётся картинка и схема. Каждая часть схемы должна быть заполнена соответствующим словом.

Показатель выполнения поставленной задачи 3-его этапа: человек может контролировать персеверации, ответить короткой фразой, понять и исправить ошибку.


 

Восстановление словаря.

а) Восстановление глаголов.

В работе по преодолению инертности в выборе глаголов содействует не только жесткий фразеологический контекст, но и выразительная пантомимическая имитация логопедом движений с предметами.

Позже даются задание закончить однотипную фразу, различными словами, например: я ем... (картофельный суп, манную кашу, белый хлеб и т. д.) Подобные задания проводятся с опорой на картинку (больной составляет фразы «Мальчик читает, рисует, пишет, плавает, бегает» и т. д.).

Предварительно логопед четко произносит фразы к нескольким картинкам, затем стимулирует их произнесение путем соответствующих вопросов с опорой на различные схемы предложения. Схем может быть несколько. От развернутого вопроса к каждому члену предложения: кто? что делает? чем? на чем.' где? — к схеме: «подлежащее+сказуемое+дополнение» и т. д., с постепенным замещением этих схем рамками или фишкам по числу ожидаемых слов в предложении.

б) работа по накоплению глагольного словаря: подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу. При этом логопед просит больному объяснить, что может происходить с одним и тем же предметом, с какими предметами может быть связано то или иное действие. Например: нож чистят, точат, ножом режут, обрезают, переворачивают рыбу, котлеты, картошку на сковороде и т. п.

в) Составление фраз по сюжетным картинкам.

Первыми устными текстами являются рассказы о режиме дня: «Я встал, умылся, почистил зубы...» и т. п. Эти рассказы варьируются, дополняются в зависимости от событий дня. Сначала больной рассказывает о себе в прошедшем времени, затем составляет план на последующие дни, осваивая разные формы будущего времени: «Я буду читать», «Я буду говорить», «Я буду хорошо говорить» и т. п.

Лексика, прорабатываемая на занятиях, должна обеспечивать больному возможность общения с окружающими.

Использование шутливых форм для побуждения больного вслушиваться в вопрос. Например, логопед спрашивает: Мальчик летит к школе? Может быть, мальчик едет в школу на машине? Внимательно посмотрите, может быть, это не мальчик, а бабушка?..

Можно использовать пособие из серии «Библиотека логопеда» Н.Н. Амосовой, НИ. Каплиной «Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний мозга».

 

4 стадия обучения: задачей этой стадии является восстановление связной монологической фразовой речи. Расширяем так же и активный словарный запас, преодоление аграмматизма.

Составление рассказа. Возможность составления текста рассказа по сюжетной картинке.

Разбор предложения Больному предлагается разобрать предложение по частям речи, выделяя все её формы.

Метод письма и чтения. Здесь уже чтение и письмо выступают не как объекты, нуждающиеся в восстановлении, а как приём восстановления и закрепления связной фразовой речи. (например, больному даётся задание восстановить порядок фраз в тексте, для облегчения – по сюжетной картинке).

Метод диалога. Практически применяется в процессе всего цикла обучения, начиная с первой стадии (растормаживающая речь). Однако, меняются задачи этого метода, усложняется процедура и материал, хотя цель остаётся одной и той же – восстановление устной связной речи, вербального общения. Здесь этот метод применяется для восстановления полной коммуникации. Больного учат произносить фразы, связанные по смыслу с репликами собеседника, с постепенным усложнением диалога (сюжетная картинка, а затем темы семьи, работы, хобби человека).

Метод ролевых игр. Данный метод как бы продолжает приём диалога, но увеличивает элемент самостоятельности в речи больного. (работа с баснями, чтение их по ролям, роли покупателя в аптеке, пассажира в транспорте). Целью этого метода служит – адаптация к жизни, социализация. Эта система приёмов направлена на восстановление способа использования связной речи – знание контекста (замысла высказывания), использование лексики и грамматического построения из реплик партнёра, использование простых нераспространённых предложений.

Показателем выполнения задач является произнесение фразы (немного с аграмматизмами), контроль персевераций (даже при учёте замедленной речи)


 

Литература:

Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991г.

Храковская М. Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса. Мастер-класс.

Исаева, Е. В., Е.А. Попкова. Афазия: учебное пособие – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015.

Шохор-Троцкая М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002.


 


 

Приложение.

1 этап - Трёхэлементный такт.

Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;

Рис 1.

2 этап - два трёхэлементных такта. Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)

Рис 2.

Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:

синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;

зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;

зрительным восприятием цифровой схемы программы.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.