Методическая разработка «Развитие коммуникативных технологий на уроках географии»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Филатова Л.П., учитель географии ГБОУ школа-интернат №2
г.о.Жигулёвск, Самарская область
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.
Коммуникативная компетентность современной личности:
1. Устная коммуникация (обсуждение, дискуссия, выступление, презентация).
2. Письменная коммуникация (чтение, понимание, написание различного рода текстов).
3. Продуктивная коммуникация (умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции).
Компетенции: | Методы, ориентированные на устную коммуникацию: |
Коммуникативная компетенция | все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий. |
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: | |
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами. |
1.2 Доминирующие коммуникативные умения в подростковом возрасте
5-6 классы:
- пользоваться различными видами чтения;
- осуществлять прямое воспроизведение;
- отвечать по плану;
- соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;
- аргументировать свою точку зрения;
- подтверждать фактами;
- понимать точку зрения собеседника;
- участвовать в коллективном взаимодействии.
7-9 классы:
- осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий;
- знать формы вопросов и ситуации их применения;
- формулировать вопрос;
- делать сообщение, доклад;
- отстаивать собственную точку зрения;
- контролировать логику развертывания изложения;
- понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;
- формулировать контраргументы;
- использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);
- взаимодействовать в различных формах учебного диалога.
Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроках.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Выступать с неподготовленной речью | Учебная беседа в парах |
Рассказывать | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Спрашивать и задавать вопросы | Дебаты |
Сообщать | Переговоры |
Докладывать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументировать | Театрализация |
Ассоциировать | Блиц-турнир |
Критиковать | Учебный ринг |
Доказывать и опровергать | Открытый микрофон |
Защищать и доказывать своё мнение | Защита проекта |
Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально-коммуникативных умений;
- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Это может быть выражено в следующей таблице:
Прикладной аспект учебной коммуникации | Исследовательский аспект учебной коммуникации | Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации | Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации |
1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и т.д.) 2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены). 3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств. 4.Оценка изучаемого материала
| 1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его. 2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. 4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал
| 1. Развитие умений слушать. 2. Развитие умения участвовать в беседе. 3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать. 4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения | 1. Формирования навыков общения. 2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы. 3. Формирование учебной мотивации. 4. Развитие критического мышления. 5 Формирование вовлечённости в общее дело. 6.Формирование доверия к другим и себе. 7. Способность к глубокой творческой деятельности. 8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям |
Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | готовность учащихся участвовать в урочном общении |
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
комментировать вопросы и ответы | |
делать сообщения | |
рассказывать логично и последовательно | |
2 этап | простота и чёткость речевого высказывания |
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку | |
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
умение использовать риторические вопросы | |
умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | умение вести беседу в паре, в группе |
умение поддерживать беседу | |
умение вести конструктивный диалог | |
умение построить дискуссию и вести её | |
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.
Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Работа над связной речью | ||
Рассуждать Придумывать Аргументировать Выражать отношение к высказываемому | Выделять главное и второстепенное Сравнивать Выделять общее и различное | Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание |
Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.
Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы | |
«Установка» - Когда будете слушать, постарайтесь понять главное. - Приготовьтесь к оцениванию ответа. - Вы будете контролёрами. | «Пауза» - Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете. |
Включение детей в активное восприятие речи одноклассников | |||
Кто сможет поспорить с Димой?
| Дополни то, что не сказала Юля. | Как ты понял, о чём говорил Серёжа?
| Повтори самое главное, что сказала Лена. |
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога:
- Любое мнение ценно.
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
- Хочешь говорить – подними руку.
- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.
- Обращение начинается с имени.
- Критика должна быть тактичной.
- Отсутствие результата – тоже результат.
- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С. Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы | учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач |
Конструктивные вопросы | требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа |
Альтернативные вопросы. | используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
|
Вопросы-ловушки. | учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа |
Наводящий вопрос. | вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ. |
Вопрос-внушение | направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа. |
Контрвопрос. | он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос. |
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни.
Учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, только в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Бурцева Л.В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. – 2007 г., № 8.
География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель, 2014.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2015.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013.