КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ

0
0
Материал опубликован 15 November


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ

Актуальность.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование двигательных умений и навыков.

Нарушения осанки у младших школьников представляют собой одну из наиболее распространенных патологий опорно-двигательного аппарата, обусловленных стремительным ростом костной системы, слабостью мышечного корсета, длительными статическими нагрузками в школе и малоподвижным образом жизни. По данным ВОЗ, до 80% детей младшего школьного возраста имеют те или иные отклонения в формировании осанки. Это не только эстетическая проблема, но и серьезный фактор риска развития сколиоза, остеохондроза и других хронических заболеваний в будущем.

Причины появления различных нарушений осанки у младших школьников:

Длительными статическими нагрузками в сидячем положении

Недостаточной физической активностью

Быстрым ростом костной системы при отставании развития мышечного корсета

Несоответствием школьной мебели антропометрическим показателям

Лечебное плавание является эффективным способом коррекции таких нарушений, так как сочетает в себе:

Снижение осевой нагрузки на позвоночник

Гармоничное развитие всех групп мышц

Тренировку дыхательной системы

Закаливающий эффект

Психоэмоциональную разгрузку

Методология и методы.

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;

воспитание правильной осанки;

улучшение координации движений;

увеличение силы и тонуса мышц;

коррекция плоскостопия;

постановка правильного дыхания;

улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

закаливание;

приобретение навыков плавания – освоение плавания;

развитие волевых качеств;

эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию.

1. Дыхательные упражнения;

2. Упражнения подготовительные;

3. Упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;

4. Упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;

5. Упражнения для коррекции плоскостопия;

6. Упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);

7. Свободное плавание и игры.

Таблица 1

Содержание физических упражнений для занятия плаванием

младших школьников с нарушениями осанки


Цель упражнения

Вид упражнения

Методические указания

1

2

3

Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.

Скольжение на груди, скольжение на спине.

Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.

Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.

Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.

Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.

Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.

Плавание брассом на спине.

Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).

Коррекция искривле- ния позвоночника.

Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.

Руку противоположную искривлению поднимают вверх.

Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.

Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.

Вдох после толчка ногами.

Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.

Скольжение на спине, ноги брасс.

По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.

Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.

Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.

Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.

Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).

Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.

Плавание брассом в полной координации.

В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.

Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.

При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.

То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.

То же без доски.

Руки все время вытянуты вперед.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.

Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.

На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.

Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.

Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.

Плечевой пояс и таз не опускать.

Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.

Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.

Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.


Формировать группы занимающихся следует исходя из следующих факторов: оптимальный размер группы - 8-12 человек, разделение по степени и типу нарушения осанки (сколиоз, кифоз, лордоз), учет индивидуальных особенностей (плавательная подготовка, сопутствующие заболевания)


Результаты исследования.

Исследование проводилось в детской юношеской спортивной школе № 19 города Екатеринбурга, отделение плавания. В эксперименте приняли участие учащиеся 8-10 лет. По итогам диспансеризации были сформированы контрольная группа и две группы детей, имеющих нарушения осанки (первая и вторая экспериментальная группа).

В первую экспериментальную группу входили 12 человек (7 мальчиков, 5 девочек). Занятия в этой группе проводилось по общей программе спортивной школы (6 занятий в неделю по 45 минут).

Вторую экспериментальную группу составили 12 человек (7 мальчиков, 5 девочек). В этой группе проводились занятия по общей программе спортивной школы. Отличие состояло в том, что в содержание урока экспериментальной группы был включен специально разработанный комплекс физических упражнений, которые выполнялись на суше (10 минут); в подготовительной и заключительной части урока направленных на коррекцию осанки и укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Комплекс выполнялся на трех из шести занятий в неделю по 45 минут, в течение двух месяцев. Содержание уроков соответствовало учебному плану и рабочей программе для групп начальной подготовки, включающих обучение двигательным умениям и развитие двигательных качеств.

Контрольную группу составили младшие школьники 9-10 лет в количестве 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек) не имеющих отклонений в физическом развитии (отсутствие нарушений осанки)

У детей второй экспериментальной группы произошли видимые улучшения в коррекции осанки, у большинства детей показатели осанки достигли нормы, у остальных же произошло уменьшение степени развития дефектов.

Это позволяет отметить, что в этом возрасте занятия физическими упражнениями становятся средством позволяющим поддерживать естественный рост организма ребенка и влиять на его двигательную подготовленность. При этом физические упражнения должны быть четко подобраны с учетом имеющихся отклонений в развитии дошкольника и имеющихся нарушений, в том числе и нарушений осанки.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.