КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ
Актуальность.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование двигательных умений и навыков.
Нарушения осанки у младших школьников представляют собой одну из наиболее распространенных патологий опорно-двигательного аппарата, обусловленных стремительным ростом костной системы, слабостью мышечного корсета, длительными статическими нагрузками в школе и малоподвижным образом жизни. По данным ВОЗ, до 80% детей младшего школьного возраста имеют те или иные отклонения в формировании осанки. Это не только эстетическая проблема, но и серьезный фактор риска развития сколиоза, остеохондроза и других хронических заболеваний в будущем.
Причины появления различных нарушений осанки у младших школьников:
Длительными статическими нагрузками в сидячем положении
Недостаточной физической активностью
Быстрым ростом костной системы при отставании развития мышечного корсета
Несоответствием школьной мебели антропометрическим показателям
Лечебное плавание является эффективным способом коррекции таких нарушений, так как сочетает в себе:
Снижение осевой нагрузки на позвоночник
Гармоничное развитие всех групп мышц
Тренировку дыхательной системы
Закаливающий эффект
Психоэмоциональную разгрузку
Методология и методы.
Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:
разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
воспитание правильной осанки;
улучшение координации движений;
увеличение силы и тонуса мышц;
коррекция плоскостопия;
постановка правильного дыхания;
улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
закаливание;
приобретение навыков плавания – освоение плавания;
развитие волевых качеств;
эмоциональная разрядка.
Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию.
1. Дыхательные упражнения;
2. Упражнения подготовительные;
3. Упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
4. Упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
5. Упражнения для коррекции плоскостопия;
6. Упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
7. Свободное плавание и игры.
Таблица 1
Содержание физических упражнений для занятия плаванием
младших школьников с нарушениями осанки
Цель упражнения | Вид упражнения | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. | Скольжение на груди, скольжение на спине. | Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки. |
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. | Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. | Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты. |
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. | Плавание брассом на спине. | Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед). |
Коррекция искривле- ния позвоночника. | Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. | Руку противоположную искривлению поднимают вверх. |
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. | Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. | Вдох после толчка ногами. |
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. | Скольжение на спине, ноги брасс. | По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать. |
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. | Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. | Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться. |
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. | Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). | Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. | Плавание брассом в полной координации. | В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны. |
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. | Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. | При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно. |
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. | То же без доски. | Руки все время вытянуты вперед. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. | Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. | На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки. |
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. | Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. | Плечевой пояс и таз не опускать. |
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. | Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. | Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией. |
Формировать группы занимающихся следует исходя из следующих факторов: оптимальный размер группы - 8-12 человек, разделение по степени и типу нарушения осанки (сколиоз, кифоз, лордоз), учет индивидуальных особенностей (плавательная подготовка, сопутствующие заболевания)
Результаты исследования.
Исследование проводилось в детской юношеской спортивной школе № 19 города Екатеринбурга, отделение плавания. В эксперименте приняли участие учащиеся 8-10 лет. По итогам диспансеризации были сформированы контрольная группа и две группы детей, имеющих нарушения осанки (первая и вторая экспериментальная группа).
В первую экспериментальную группу входили 12 человек (7 мальчиков, 5 девочек). Занятия в этой группе проводилось по общей программе спортивной школы (6 занятий в неделю по 45 минут).
Вторую экспериментальную группу составили 12 человек (7 мальчиков, 5 девочек). В этой группе проводились занятия по общей программе спортивной школы. Отличие состояло в том, что в содержание урока экспериментальной группы был включен специально разработанный комплекс физических упражнений, которые выполнялись на суше (10 минут); в подготовительной и заключительной части урока направленных на коррекцию осанки и укрепление мышц спины и брюшного пресса.
Комплекс выполнялся на трех из шести занятий в неделю по 45 минут, в течение двух месяцев. Содержание уроков соответствовало учебному плану и рабочей программе для групп начальной подготовки, включающих обучение двигательным умениям и развитие двигательных качеств.
Контрольную группу составили младшие школьники 9-10 лет в количестве 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек) не имеющих отклонений в физическом развитии (отсутствие нарушений осанки)
У детей второй экспериментальной группы произошли видимые улучшения в коррекции осанки, у большинства детей показатели осанки достигли нормы, у остальных же произошло уменьшение степени развития дефектов.
Это позволяет отметить, что в этом возрасте занятия физическими упражнениями становятся средством позволяющим поддерживать естественный рост организма ребенка и влиять на его двигательную подготовленность. При этом физические упражнения должны быть четко подобраны с учетом имеющихся отклонений в развитии дошкольника и имеющихся нарушений, в том числе и нарушений осанки.