Статья «Игровые технологии на логопедических занятиях по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ»
Фадеева Юлия Александровна учитель-логопед
МБОУ «Средняя школа № 18»
г. Дзержинск
Нижегородская область
Игровые технологии на логопедических занятиях по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ
«Суметь размыть грань между работой и игрой — большое достижение»
Арнольд Тойнби
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. ФГОС НОО ОВЗ определяет систему требований к организации логопедической работы в школе. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно - деятельностный подход. Заключается он в том, что у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия (умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие) и познавательные действия (умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Использование игровых технологий на коррекционно – развивающих занятиях с младшими школьниками, помогает преодолевать трудности в коррекции нарушений устной и письменной речи.
В своей практической работе с младшими школьниками я использую различные игровые технологии, основными задачами которых являются:
- формирование устойчивого интереса к знаниям,
- ускорение процесса усвоения знаний,
- повышение качества коррекционно – развивающей работы.
Следовательно, организуя игровую деятельность обучающихся с ОВЗ обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению. В игре происходит формирование коммуникативных и познавательных действий, которые являются составляющей универсальных учебных действий.
Игровые технологии помогают ученику выстраивать речевое взаимодействие, учат слушать, вступать в диалог, активизируют познавательную деятельность, предупреждают и корректируют нарушения устной и письменной речи.
Кроме традиционных дидактических игр, применяемых в коррекционной работе, я использую, на своих занятиях, собственные игры и наработки. Мною было разработано и апробировано на логопедических занятиях с обучающимися НОО с ОВЗ многофункциональное дидактическое пособие «Теремок», которое использую для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного материала в соответствии с особенностями детей с ЗПР.
Многофункциональное дидактическое пособие «ТЕРЕМОК» включает в себя, прежде всего, героев сказки «Теремок», которых мы совместно с детьми изготовили в рамках внеклассной работы. Именно поэтому мои ученики очень их любят, с нетерпением ждут на логопедических занятиях.
Герои Теремка – это не просто куклы, а пальчиковые, благодаря которым развиваем мелкую моторику и речь. Наши пальчиковые куклы изготовлены из сена. Сам «Теремок», который использую при изучении разных тем за счёт того, что в окошечки можно вставлять разный наглядный материал. Например, при знакомстве со звуком, выделении заданного звука в слове, определении места звука в слове, при работе с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, слоговым составом слова, дифференциации парных согласных и другие виды работ. Трёхступенчатый забор выполняет соревновательную роль. Теремок – это базовая, основная фигура, которую я использую в основном при изучении новой темы, а при закреплении применяю другие составляющие этого пособия. «Волшебная ёлочка» интересна тем, что на ней в кармашках можно размещать карточки со слогами, из которых нужно составить слова. А так же на каждую пару согласных имеются карточки на слоговой синтез слова. Содержание связано с тематикой сказки Теремок.
«Волшебные корзиночки» применяю при дифференциации твёрдых и мягких согласных, парных согласных.
«Лесной паровоз» использую при работе с деформированным предложением.
«Лесной магазин» позволяет отрабатывать лексические темы, при этом закрепляем «Слоговой состав слова», «Дифференциацию звуков». Имеются у нас специальные лесные денежки, на которых количество слогов в слове обозначают точки 1, 2,3,4,5. Ученики должны выбрать соответствующую картинку (слово).
«Лесная эстафета». Применяю на этапе закрепления как игру – соревнование в вариантах: помогаем героям, или делимся на две команды.
«Волшебные дорожки» служат на отработку разных тем занятий различными заданиями.
«Волшебный гриб» использую при изучении морфологического става слова. Это гораздо эффективнее, чем просто написанные слова на доске или карточке.
«Сигнальные карточки» позволяют детям давать оценку ответа своим сверстникам.
Каждое занятие заканчивается «Клубочком с добрыми пожеланиями».
Передавая клубочек друг другу - мы расширяем запас вежливых слов и учимся их использовать по назначению, в конкретной ситуации или помогаем героям, которые забыли все вежливые слова, вспомнить их, а волшебный клубочек наш помощник. Данная система позволяет эффективно проводить работу по коррекции недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР.
Литература:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3.Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития - М.: Просвещение, 2017 4. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29. 5. Заенко С.Ф. Игра и ученье. - М.: Владос, 2010. - 154 с. 6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа, изд. 2-е. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. - 384 с. 7. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. М.2005, 301 c. 8. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: 1998 -- 330 с. 9. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994 - 251 с. 10. Л.С.Сековец, Л.И.Ивашко «Наглядно – дидактический материал для формирования правильной речи младших школьников», 2011 11. Е.Е.Коржаева «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» - М.: ТЦ Сфера, 2011 12. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова «Игры и упражнения для развития речи», 2012 13. О.Н.Яворская «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками», 2017 14. О.А.Тырышкина «Игровые логопедические занятия по мотивам сказок», 2019 15. О.Н.Яворская «Игры, задания, конспекты уроков по развитию письменной речи у младших школьников», 2019
Пролубщикова Наталья Владимировна
Юлия
Потамошнева Наталья Алексеевна
Юлия