Комплект оценочных средств «История»
Приложение 3 к ППССЗ по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям),
утвержденной Приказом № 299-о от 07.06.2018 г.
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине
История
Форма проведения оценочной процедуры
Другие формы контроля
Дифференцированный зачет
2018
Организация – разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионский политехнический колледж»
Авторы:
Банцеева Ю.В., преподаватель истории
Рекомендовано цикловой методической комиссией гуманитрных дисциплин,
протокол № __ от «7» 11. 2018 г.
I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Форма контроля |
Оценочные средства |
Другие формы контроля (контрольная работа)
|
Перечень тем контрольных работ (36 тем)
|
Дифференцированный зачет |
Тест 1 – 4 варианты (30 тестовых заданий) Ситуационные задачи 1-4 варианты (по 2 задачи)
|
2.1 Перечень тем контрольных работ
Особенности древнейших государств.
Религия Древнего мира.
Основные черты культуры Древнего мира.
Древнегреческая цивилизация.
Древнеримская цивилизация.
Предпосылки формирования Российской цивилизации.
Образование Древнерусского государства.
Крещение Руси.
Русь в период политической раздробленности (XII–XIII вв.).
Культура Древней Руси.
Средневековая культура Западной Европы.
Крупнейшие государства Западной Европы в Средние века.
Карл Великий как государственный деятель.
Русь под татаро-монгольским игом.
Объединение русских земель и образование централизованного государства (XIV–ХV вв.).
Иван Грозный. Упрочение российского государства.
Опричнина и ее историческое значение.
"Смутное время" в России
Социальная структура российского общества в XVII в.
Первые Романовы: исторический портрет.
Внешняя политика России в XVI–XVII вв.
Церковная реформа середины XVII в.
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
Становление абсолютной монархии в России.
Становление абсолютизма в европейских странах.
Реформы Петра I.
Петр I: исторический портрет.
Сподвижники Петра I: «птенцы гнезда Петрова».
Петр великий – царь реформатор: цена преобразований.
Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.)
Россия во второй половине XVIII в.
Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII в.
Екатерина Великая: исторический портрет.
Россия в первой половине XIX в.
Наполеоновские войны.
Промышленный переворот и его последствия.
2.2. Задания в тестовой форме
I вариант
Формулировки заданий:
1. Задания на выбор правильного ответа (13,3 %).
2. Установить соответствие (6,7 %).
3. Задания с открытым вариантом ответа (16,7 %).
4. Определить правильную последовательность выполнения и хронологию (6,6%).
5. Задания на знание терминологии (16,7 %).
6. Задания на знание дат: (16,7 %)
7. Задания на знание событий: (20 %)
8. Задания на знание имен: (3,3 %)
II вариант
Формулировки заданий:
1.Задание на установление соответствия: (16,6%)
2. Задания с выбором правильного ответа: (10%)
3. Задания на знание дат: (6,6%)
4. Задания на знание терминологии: (20%)
5. Задания на знание событий: (16,6%)
6. Задания на знание имен: (10 %)
7. Задание на установление правильной последовательности и хронологии: (16,6%)
8. Задания на прочтение, анализ документа с выполнением поставленного задания по тексту: (3,3%)
III вариант
Формулировки заданий:
1.Задание на установление соответствия: (16,6%)
2. Задания с выбором правильного ответа: (10%)
3. Задания на знание дат: (6,6%)
4. Задания на знание терминологии: (20%)
5. Задания на знание событий: (16,6%)
6. Задания на знание имен: (10 %)
7. Задание на установление правильной последовательности и хронологии: (16,6%)
8. Задания на прочтение, анализ документа с выполнением поставленного задания по тексту: (3,3%)
IV вариант
Формулировки заданий:
1. Задания на выбор правильного ответа (13,3 %).
2. Установить соответствие (6,7 %).
3. Задания с открытым вариантом ответа (16,7 %).
4. Определить правильную последовательность выполнения и хронологию (6,6%).
5. Задания на знание терминологии (16,7 %).
6. Задания на знание дат: (16,7 %)
7. Задания на знание событий: (20 %)
8. Задания на знание имен: (3,3 %)
Вариант I
1. Крещение Руси: А)VIII Б)IX В)X Г)XII
2. Киевский князь первый принял титул великого князя:
А) Святослав Б) Олег В) Владимир Г) Рюрик
3. Имена Алексея Адашева, Андрея Курбского, митрополита Филиппа связаны с царствованием
А) Бориса Годунова В) Ивана IV
Б) Ивана III Г) Василия Шуйского
4. Князь сумевший приостановить распад государства в начале XII в.:
А) Ярослав Мудрый В) Владимир Мономах
Б) Юрий Долгорукий Г) Всеволод Большое Гнездо
5. Введение уроков и погостов:
А) Игорь Б) Ольга В) Олег Г) Святослав Игоревич
6. Свод законов, установивший Юрьев день:
А) Судебник Б) «Русская правда»
В) Соборное уложение Г) указ об «урочных летах»
7. Во время царствования Петра I появились:
А) коллегии Б) земства В) министерства Г) приказы
8. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
А) первое упоминание в летописи о Москве
Б) поход Тохтамыша на Москву
В) поход Батыя на Северо-Восточную Русь
Г) стояние на реке Угре
9. Война в царствовании Михаила Федоровича:
А) Кавказской Б) Крымской В) Семилетней Г) Смоленской
10. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?
А) бироновщина Б) Смута В) пугачёвщина Г) церковный раскол
11. Новым явлением в экономике России XVII в. стало:
А) появление фабрик В) появление мануфактур
Б) развитие цехового производства Г) появление заводов
12. К органам власти в России XVI в. относится
А) Государственная дума В) Боярская дума
Б) Верховный тайный совет Г) Государственный совет
13. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?
А) Андрея Рублева В) Ивана Федорова
Б) Юрия Крижанича Г) Феофана Грека
14. 330 – тысячная группировка вермахта окружена и ликвидирована в…. битве:
А) Московской Б) Сталинградской В) Берлинской
15. Международная организация, созданная в 1949 г. для взаимодействия стран «социалистического лагеря» в экономической сфере, получила сокращённое название ______.
16. Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.
17. Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _____________________ к фабрике.
18. Хронологический порядок:
1) воцарение Романовых 3) пугачёвский бунт
2) церковный раскол 4) Смута 5) реформы Петра
19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Понятие |
Даты |
Руководитель страны |
(А) |
1921г. |
(Б) |
(В) |
(Г) |
Н.С. Хрущёв |
Программа мира |
1971г. |
(Д) |
Ближнее зарубежье |
(Е) |
Б.Н. Ельцин |
Пропущенные элементы:
1) военный коммунизм 6) 1992 г.
2) И.В. Сталин 7) 1957 г.
3) совнархоз 8) В.И. Ленин
4) 1985 г. 9) нэп
5) Л.И. Брежнев
20. Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
21. На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
22. Хронологическая последовательность:
1) принятие Конституции «развитого социализма» 3) реформы А. Н. Косыгина
2) создание Совета народных комиссаров 4) первая пятилетка
5) отречение Николая II
23. С необычным обращением «Братья и сёстры …» выступил 3 июля 1941г.:
А) Сталин И.В. Б) Калинин М.И. В) Молотов В.М.
24. Акт о безоговорочной капитуляции Японии был подписан:
А) в Вашингтоне Б) на борту линкора США «Миссури» В) в Токио
25. Полет Гагарина в космос:
А) 1960г.; Б) 1961г.; В) 1962г.
26. Архитектор разрядки в 1970 – е годы:
А) Л.И. Брежнева Б) А. Громыко В) Р.Никсона
27. Заявление о том, что США не будет угрожать безопасности СССР, сделал президент США:
А) Д.Кеннеди; Б) Д.Картер; В) Д.Буш; Г) Р.Рейган
28. Первые выборы президента России были назначены на июнь:
А) 1988г.; Б) 1989г.; В) 1990г.; Г) 1991г.
29. Объединение Германии:
А) 1990г.; Б) 1991г.; В) 1989г.
30. Один из основных торговых партнёров России в последнее время:
А) Тайвань Б) Китай В) Сингапур Г) Тайланд
Вариант II
1. Начало правления династии Рюриковичей в истории России связано:
А) c походом князя Олега на Киев В) с крещением Руси
Б) с призванием варягов Г) с изданием Русской правды
2. К церковной реформе патриарха Никона относится:
А) изменение церковных обрядов В) учреждение Святейшего Синода
Б) созыв Стоглавого собора Г) отделение церкви от государства
3. Годы казацко-крестьянских восстаний XVII—XVIII вв.:
А) 1601-1605 гг., 1705-1706 гг. В) 1632-1634 гг., 1768-1774 гг.
Б) 1613-1645 гг., 1761-1762 гг. Г) 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.
4. Центр объединения русских земель:
А) Новгородская земля Б) Киевское княжество
В) Тверское княжество Г) Смоленское княжество
5. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование:
А) Петра I В) Ивана III
Б) Алексея Михайловича Г) Ивана IV
6. Современники:
А) Дмитрий Донской и Андрей Курбский
Б) Иван IV и Ермак Тимофеевич
В) Василий III и Иван Калита
Г) Иван III и Сергий Радонежский
7. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
А) Дмитрий Донской В) Святослав Игоревич
Б) Александр Невский Г) Иван Калита
8. Орган самоуправления в Великом Новгороде в XII-XV вв.:
А) Земский собор В) вервь
Б) вече Г) приказ
9. Зимой 1239-1240 гг. опустошили Южную Русь и взяли Киев войска хана
А) Тамерлана В) Чингисхана
Б) Батыя Г) Мамая
10. Событие XV в.:
А) начало книгопечатания на Руси
Б) строительство Софийского собора в Новгороде
В) «стояние» на реке Угре
Г) принятие Соборного Уложения
11. Титул «государь всея Руси» появился в
А) XII в. Б) XIV в. В) XV в. Г) XVII в.
12. Бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен:
А) Судебником 1497 г. В) Соборным уложением 1649 г.
Б) Судебником 1550 г. Г) указом 1581 г.
13. Центр морской торговли России со странами Западной Европы в XVII в.:
А) Санкт-Петербург Б) Рига В) Астрахань Г) Архангельск
14. «Медный бунт»:
А) 1662 г. Б) 1606 г. В) 1547 г. Г) 1687 г.
15. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите историческую личность, о которой идёт речь.
«...Весной 1606 г. В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. "Истинный царевич", которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался "расстригой", "еретиком" и "польским свистуном"».
А) Лжедмитрий I В) Борис Годунов
Б) Лжедмитрий II Г) Фёдор Борисович
16. Заполните пустые ячейки таблицы:
События |
Даты |
Руководитель СССР в данный период |
(А) |
1962г. |
Н.С. Хрущёв |
переименование наркоматов в министерства |
1946г. |
(Б) |
(В) |
1986г. |
(Г) |
принятие Конституции «развитого социализма |
(Д) |
(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Ю.В. Андропов
2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске
3) И.В. Сталин
4) испытание первой советской ядерной бомбы
5) 1953 г.
6) Л.И. Брежнев
7) катастрофа на Чернобыльской АЭС
8) М.С. Горбачёв
9) 1977 г.
17. Хронологическая последовательность.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) образование СССР
2) Брестский мир
3) Карибский кризис
4) подписание советско-германского пакта о ненападении
5) принятие Конституции РФ
18. Один из результатов политических преобразований 1988—1990 гг.:
А) усиление власти союзного центра
Б) укрепление внутрипартийного единства в КПСС
В) повышение авторитета КПСС в стране
Г) начало разрушения однопартийного режима
19. Основная причина перехода к политике перестройки в середине 1980-х гг.?
А) необходимость освоения восточных районов СССР
Б) массовые демонстрации населения
В) экономический и политический кризис в стране
Г) ухудшение отношений с социалистическими странами
20. Территории бывших союзных республик с 1992 г. стали называть ……
21. Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется ______________________ войной.
22. Принудительное переселение крестьянских семей, имеющих крепкое хозяйство, объявленных кулаками, в отдалённые районы СССР с передачей их хозяйств создаваемым колхозам, проводившееся в 1929–1933 гг. в рамках общей политики коллективизации и индустриализации народного хозяйства СССР.
23. Хронологическая последовательность:
1) введение поста Президента СССР
2) разгон Учредительного собрания
3) отставка Н. С. Хрущёва
4) арест и казнь Л. П. Берии
5) «ленинградское дело»
24. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Время правления |
События |
_________________ (А) |
879–912 гг. |
________________ (Б) |
Игорь Старый |
912–945 гг. |
________________ (В) |
Владимир Святославович |
__________ (Г) |
________________ (Д) |
_________________ (Е) |
1113–1125 гг. |
принятие Устава о резанах |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Мономах
2) Олег Вещий
3) Юрий Долгорукий
4) 1125–1132 гг.
5) 862–879 гг.
6) 980–1015 гг.
7) восстание древлян
8) крещение Руси
9) объединение Киева и Новгорода
25. Соответствие:
События Годы
А) испытания водородной бомбы 1) 1949г.
Б) испытание первой атомной бомбы 2) 1953 г.
В) подписание договора между СССР, США 3) 1963г.
и Великобритании о запрещении ядерных
испытаний в 3 сферах 4) 1986г.
Г) авария на Чернобыльской АЭС 5) 1991 г.
26. Соответствие:
События Годы
А) вывод советских войск из Афганистана 1) 1977г.
Б) приход к власти М.С.Горбачёва 2) 1985 г.
В) распад СССР 3) 1989г.
Г) принятие Конституции «развитого социализма» 4) 1991г.
5) 2000 г.
27. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был
А) И.В.Сталин В) Л.И.Брежнев
Б) Н.С.Хрущев Г) М.С.Горбачёв
28. Первая мировая война началась:
А) 1 августа 1914г. В) 1 августа 1915г.
Б) 1 сентября 1914г. Г) 3 августа 1914г.
29. Соответствие
Факт, идея, явление Государство
А) перестройка 1) США
Б) капитуляция на линкоре «Миссури» 2) СССР
В) ленд – лиз 3) Япония
Г) Карибский кризис 4) Германия
5) Куба
30. Высший орган власти в годы Великой Отечественной войны:
А) Верховный Совет СССР Б) ГКО В) Ставка ВГК
Вариант III
1. Зарождение государственности у восточных славян:
А)X - XI вв. Б) IX – X вв. В) XI - XII вв. Г)VI – VII вв.
2. Киевская Русь основана:
А) 882г. Б) 982г. В) 898г. Г)862г.
3. Центр объединения русских земель:
А) Новгородская земля Б) Киевское княжество
В) Тверское княжество Г) Смоленское княжество
4. Какое из названных событий произошло раньше других?
А) разгром немецких рыцарей на Чудском озере
Б) разгром шведских войск на реке Неве
В) разорение монголо-татарами Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств
Г) Куликовская битва
5. Современники:
А) Василий II и Иван Калита
Б) Дмитрий Шемяка и Сергий Радонежский
В) Иван IV и Иван Федоров
Г) Дмитрий Донской и Алексей Адашев
6. Событие, явление XVI в.:
А) принятие Соборного уложения
Б) реформы Избранной рады
В) учреждение Боярской думы
Г) отмена местничества
7. Один из руководителей второго ополчения:
А) Борис Годунов В) Козьма Минин
Б) Андрей Курбский Г) протопоп Аввакум
8. Первый русский царь:
А) Иван III Васильевич В) Иван IV Васильевич
Б) Василий III Иванович Г) Иван I Данилович
9. Монголо-татарское нашествие на Русь:
А) 882-980 гг. В) 1113-1125 гг.
Б) 980-1025 гг. Г) 1237-1240 гг.
10. Как назывался на Руси до середины XVI в. способ содержания должностных лиц за счет местного населения?
А) опричнина В) земщина
Б) ростовщичество Г) кормление
11. Годы 1497, 1581, 1597, 1649-й отражают основные этапы:
А) борьбы России за выход к морю
Б) образования Российского централизованного государства
В) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
Г) закрепощения крестьян
12. Договор, подписанный по итогам Ливонской войны:
А) Ям-Запольское перемирие В) Андрусовское перемирие
Б) Поляновский мир Г) Столбовский мир
13. Хронологическая последовательность:
1) «дело врачей»
2) события в Новочеркасске
3) преобразование наркоматов в министерства
4) XX съезд КПСС
5) Потсдамская конференция
14. Соответствие:
События Годы
А) испытания водородной бомбы 1) 1949г.
Б) испытание первой атомной бомбы 2) 1953 г.
В) подписание договора между СССР, США 3) 1963г.
и Великобритании о запрещении ядерных
испытаний в 3 сферах 4) 1986г.
Г) авария на Чернобыльской АЭС 5) 1991 г.
15. Тегеранская конференция:
А) в 1944г.; Б) в 1943г.; В) в 1941г.; Г) в 1942г
16. Верховный главнокомандующий в годы Великой Отечественной войны:
А) Г.К. Жуков; Б) И.В. Сталин;
В) А.М. Василевский; Г) К.Е.Ворошилов
17. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью... К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
А) «Апостол» В) «Изборник»
Б) «Русская Правда» Г) «Повесть временных лет»
18. Одно из последствий внешнеполитического курса М. С. Горбачёва:
А) установление многополярного мира
Б) ухудшение советско-американских отношений
В) усиление влияния СССР в мире
Г) создание Совета экономической взаимопомощи
19. Событие 1941г.:
А) Сталинградская битва Б) Битва под Москвой
В) Сражение на Курской дуге Г) Освобождение Крыма
20. Процесс пересмотра сфабрикованных в сталинское время дел против советских граждан называется ____________.
21. Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась ________________ .
22. ГУЛАГ – это главное управление…
А) летних оздоровительных городков для детей
Б) ледовой и арктической геологии
В) исправительно - трудовые лагеря
Г) лечебные учреждения
23. Заполните:
Событие |
Год |
Руководитель страны |
____________ (А) |
1961 г. |
Н. С. Хрущёв |
Введение госприёмки |
____________ (Б) |
____________ (В) |
Ввод советских войск в Афганистан |
1979 г. |
____________ (Г) |
____________ (Д) |
____________ (Е) |
И. В. Сталин |
Пропущенные элементы:
1) возведение Берлинской стены
2) создание Организации Варшавского договора
3) М. С. Горбачёв
4) Ю. В. Андропов
5) 1949 г.
6) Л. И. Брежнев
7) создание Совета экономической взаимопомощи
8) 1986 г.
9) 1953 г.
24. Изданный Петром I_________________, устанавливал принципиально новые критерии служебной годности, предоставлял возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.
25. Немецко – фашистская операция по захвату Москвы:
А) «Буран» Б) «Тайфун» В) «Цунами»
26. Дни ядерной бомбардировки японских городов:
А) 16 и 19 августа 1945г; Б) 5 и 8 августа 1945г.; В) 6 и 9 августа 1945г
27. Ялтинская конференция:
А) февраль 1945г.; Б) май 1945г.; В) июль 1945г.
28. Хронологическая последовательность
1) проведение Игр XXII Олимпиады в Москве
2) образование СССР
3) начало коллективизации крестьянских хозяйств
4) подавление восстания моряков в Кронштадте
5) Карибский кризис
29. Второй фронт в Европе:
А) декабрь 1941г.; Б) февраль 1942г.; В) июнь 1943г.; Г) июнь 1944г.
30. Самое крупное танковое сражение:
А) под Орлом Б) под Прохоровкой В) Котельниковым
Вариант IV
1. О Куликовской битве повествует:
А) «Слово о полку Игореве» В) Русская Правда
Б) «Задонщина» Г) «Повесть временных лет»
2. Памятник построенный в XII в.:
А) церковь Покрова на Нерли В) церковь Вознесения в селе Коломенском
Б) Успенский собор Московского Кремля Г) храм Василия Блаженного
3. Родоначальник русских князей:
А) Аскольда Б) Дира В) Рюрика Г) Олега
4. Волхвы в Древней Руси:
А) обедневших крестьян-общинников
Б) глав крупных зажиточных семей
В) первых священнослужителей в христианских храмах
Г) жрецов языческих культов, знахарей
5. Литературное произведение Владимира Мономаха:
А) «Апостол» Б) «Поучение детям» В) «Задонщина» Г) «Русская Правда»
6. Последний князь единой Руси в XII в.:
А) Юрий Долгорукий В) Мстислав Великий
Б) Владимир Мономах Г) Ярослав Мудрый
7. Основатель династии московских князей:
А) Юрий Долгорукий В) Даниил Александрович
Б) Андрей Боголюбский Г) Иван Калита
8. Современник Дмитрия Донского:
А) Ярослав Мудрый В) Иван Федоров
Б) Сергий Радонежский Г) Феофан Прокопович
9. Какое сражение произошло позже остальных?
А) битва на реке Калка В) битва на реке Сити
Б) Куликовская битва Г) Ледовое побоище
10. Событие XVII в.:
А) включение в состав России Казанского ханства
Б) принятие «Табели о рангах»
В) включение в состав России Средней Азии
Г) принятие «Соборного Уложения»
11. Прочтите отрывок из летописи и определите, с каким событием он связан.
«Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". И на совете были Мстислав Романович киевский, Мстислав козельский и черниговский и Мстислав Мстиславович Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли».
А) битвой на реке Сити В) взятием монголами Киева
Б) походом Батыя на Русь Г) битвой на реке Калке
12. Хронологическая последовательность:
1) образование СССР
2) запуск в СССР первого искусственного спутника Земли
3) Карибский кризис
4) подписание Беловежских соглашений
5) образование Совета Экономической взаимопомощи
13. Хронологическая последовательность.
1) «Указ о единонаследии»
2) «Соборное уложение»
3) «Манифест о вольности дворянской»
4) Указ об «урочных летах»
5) «Правда Ярослава»
14. «Детьми 1812года»:
А) декабристы; Б) славянофилы; В) западники; Г) крестьяне;
15. Теория официальной народности:
А) А. Бенкендорф; Б) Николай I; В) С.Уваров; Г) М. Сперанский;
16. Соответствие:
Периоды Хронологические рамки
А) «эпоха застоя» 1) 1945 – 1953гг.
Б) перестройка 2) 1953 – 1964гг.
В) «оттепель» 3) 1964 – 1985гг.
Г) «апогей застоя» 4) 1985 – 1991гг.
5) 1991 – 2001гг
17. Соответствие:
События Годы
А) испытания водородной бомбы 1) 1949г.
Б) испытание первой атомной бомбы 2) 1953 г.
В) подписание договора между СССР, США 3) 1963г.
и Великобритании о запрещении ядерных
испытаний в 3 сферах 4) 1986г.
Г) авария на Чернобыльской АЭС 5) 1991 г.
18. Великая отечественная война:
А) в 1939 – 1945гг.; Б) 1941- 1945гг.; В) в 1942 – 1945гг.
19. Черта тоталитарного режима:
А) правовой характер деятельности государства
Б) демократизация политической жизни
В) контроль государства над обществом
Г) формирование гражданского общества
20. Одно из последствий реализации концепции «нового политического мышления» М. С. Горбачёвым:
А) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
Б) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
В) разрешение Карибского кризиса
Г) объединение Германии
21. Один из результатов проведения политики перестройки в духовной сфере:
А) создание Союза писателей СССР
Б) расцвет творчества писателей-«деревенщиков»
В) освобождение СМИ от цензурного гнёта
Г) травля писателя Б. Л. Пастернака
22. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название……………………._соглашение.
23. Заполните пустые ячейки таблицы:
Политические произведения |
Дата создания |
Создатель |
_________(А) |
________(Б) |
В. И. Ленин |
_________(В) |
________(Г) |
И. В. Сталин |
_________(Д) |
1956 г. |
Н. С. Хрущев |
«Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» |
1988 г. |
________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1905 г.
2) «О культе личности и его последствиях»
3) Л. И. Брежнев
4) 1929 г.
5) «Записки социалиста-революционера»
6) М. С. Горбачев
7) «Апрельские тезисы»
8) 1917 г.
9) «Год великого перелома»
24. Заполните пустые ячейки таблицы:
Международная организация |
Год (годы) образования |
Одна из стран — учредительниц организации |
__________ (А) |
1955 г. |
Польша |
НАТО |
__________ (Б) |
Бельгия |
__________ (В) |
1991 г. |
__________ (Г) |
Лига Наций |
__________ (Д) |
__________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) ОВД
2) Турция
3) СЭВ
4) Великобритания
5) Белоруссия
6) 1949 г.
7) 1955 г.
8) СНГ
9) 1919–1920 гг.
25. Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей, проводимая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., получила название период ______.
26. Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется ______.
27. Хронологическая последовательность.
1) Невская битва
2) реформа Патриарха Никона
3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената
5) Крымская война
28. Хронология последовательности:
1) провозглашение курса на перестройку
2) проведение референдума о сохранении СССР
3) XX съезд КПСС
4) Карибский кризис
5) создание ОВД
29. Представители США, СССР, Великобритании и Франции обсуждали условия послевоенного мира:
А) в Дрездне Б) Потсдаме В) Нюрнберге Г) Марсель
30. Страна монопольно обладающая ядерным оружием в 1945г:
А) СССР Б) США В) Великобритания
Ситуационные задания (или компентностно-ориентированные задания/задачи)
Вариант 1
1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«К 1917 г. Россия была не в состоянии успешно продолжать войну».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР в Великой отечественной войне
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 3
1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического источника
«Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. закупочные цены на пшеницу и рожь, продаваемые государству колхозами, совхозами и другими хозяйствами, согласно приложению.
2. Установить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. надбавки в размере 50 процентов к закупочным ценам на пшеницу и рожь, продаваемые государству... сверх установленного плана пшеницы, ржи и других зерновых культур в целом.
3. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. единые для колхозов, совхозов и других хозяйств областей Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского районов РСФСР, Калининградской и Пермской областей, Удмуртской АССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Полесских районов Украинской ССР закупочные цены на ячмень (фуражный) в размере 90 рублей и на овёс в размере 75 рублей на тонну базисных кондиций».
Третий пункт данного постановления перечисляет ряд регионов СССР, в которых устанавливались повышенные по сравнению с другими регионами закупочные цены на зерно и фураж. Почему определены именно эти регионы? Назовите не менее двух причин.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 4
1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы в опровержение:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Таблица эталонов правильных ответов комплекта тестовых заданий
Вариант I
1-в |
2-в |
3-в |
4-в |
5-б |
6 – а |
7 – а |
8- а |
9 – г |
10 – г |
11 – в |
12 – в |
13 – г |
14 - б |
15 – СЭВ |
16 – выкупные платежи|выкупными платежами |
17 – мануфактуры|мануфактур |
18 – 41253 |
19 – 983756 |
20 - посад|посадом |
21 – из варяг в греки |
22 – 52431 |
23 – а |
24 – б |
25 – б |
26 – а |
27 – в |
28 – г |
29 – а |
30 – б |
Вариант II
1 – б |
2 – а |
3 – г |
4 – б |
5 – г |
||||||||||||||||
6 – б |
7 – б |
8 – б |
9 – б |
10 –в |
||||||||||||||||
11 – в |
12 – в |
13 – в |
14 – а |
15 – а |
||||||||||||||||
16 – 237896
|
17 –21435
|
18 – г |
19 – в |
20 – ближнее зарубежье |
||||||||||||||||
21 - Гражданской войной
|
22 - раскулачивание |
23 – 25431 |
24 – 297681 |
25 –
|
||||||||||||||||
26 –
|
27 – б |
28 – а |
29 –
|
30 – б |
Вариант III
1 – б |
2- а |
3- б |
4-в |
5-в |
||||||||
6 – б |
7 – в |
8- в |
9 – г |
10 – г |
||||||||
11 – г |
12 – а |
13 – 53142 |
14 -
|
15 – б |
||||||||
16 – б |
17 – г |
18 – а |
19 – б |
20 - реабилитация |
||||||||
21 – Военный коммунизм|военным коммунизмом |
22 – в |
23 – 183675 |
24 – Табель о рангах |
25 – б
|
||||||||
26 – б |
27 – а |
28 – 42351 |
29 – г |
30 – б |
Вариант IV
1 – б |
2- а |
3- в |
4- г |
5-б |
||||||||||||||||
6 – в |
7 – в |
8- б |
9 – б |
10 – г |
||||||||||||||||
11 – г |
12 – 15234 |
13 – 54213 |
14 - а |
15 – в |
||||||||||||||||
16 –
|
17 –
|
18 – б |
19 – в |
20 - г |
||||||||||||||||
21 – в |
22 – Беловежское |
23 – 789426 |
24 – 168594 |
25 – разрядки
|
||||||||||||||||
26 – Ленд – лиз |
27 – 13245 |
28 – 53412 |
29 – б |
30 – б |
Таблица эталонов правильных ответов комплекта практического задания
Вариант I
1. Аргументы в подтверждение: — после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией, который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть; — арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть; — политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества вариантом развития; — политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией. Аргументы в опровержение: — смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями; — в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания; — в обществе назревал социальный протест; — культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах |
2. Аргументы в подтверждение:
1) Экономика страны находилась в упадке и разорении, у армии не хватало всего необходимого 2) Солдаты не хотели проливать кровь в бессмысленной бойне
Аргументы в опровержение:
1) Через год началась Гражданская война и интервенция и Красная армия показала свою боеспособность 2) В 1916г Юго-Западный фронт провел блестящую военную операцию разгромив австрийцев Могут быть высказаны и иные аргументы, не искажающие смысла |
Вариант II
1. Аргументы в подтверждение - благодаря свёртыванию нэпа и принятию решения о форсированной индустриализации весь социально-экономический потенциал страны был сосредоточен на решении задачи промышленного перевооружения страны; - благодаря насильственной коллективизации сельского хозяйства (как условия форсированной индустриализации) была решена задача источников индустриализации за счёт перекачивания средств из сельского хозяйства в промышленность; - благодаря ускоренным темпам промышленного развития было в кратчайшие сроки проведено не только перевооружение промышленного производства в европейской части СССР, но и создана урало-сибирская промышленная база страны; - в кратчайшие сроки был создан мощный военно-промышленный комплекс в СССР, способный обеспечить Красную Армию современным оружием и техникой во всех родах Вооружённых Сил. Аргументы в опровержение - ускоренная индустриализация, основанная на волюнтаристическом подходе к планированию, породила распыление экономических ресурсов и практику «выдавать желаемое за действительное»; - ускоренная индустриализация породила штурмовые методы решения экономических проблем в СССР и обесценила человеческую жизнь, низведя её до «средства» решения поставленных целей; - ускоренная индустриализация предопределила проведение насильственной коллективизации как средства её обеспечения материальными и людскими ресурсами и спровоцировала многочисленные жертвы среди крестьянского населения; - ускоренная индустриализация стимулировала развитие и усиление роли репрессивно-охранительных органов в жизни государства и общества и «лагерной экономики» как важной составной части экономики страны в целом; - ускоренная индустриализация предопределила окончательное перерождение советской власти в авторитарно-репрессивный режим личной власти И. В. Сталина; - созданная в 30-е гг. социально-политическая и экономическая система в СССР не смогла обеспечить надёжную защиту СССР в начальный период Великой Отечественной войны Могут быть сформулированы иные аргументы. |
2. Аргументы в подтверждение: - в 1971 году на XXIV съезде КПСС была принята Программа мира; - в 1963 году СССР стал одним из инициаторов заключения трёхстороннего договора о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах; - двусторонние договоры СССР с рядом капиталистических стран (США, Франция, ФРГ) способствовали преодолению напряжённости в международных отношениях; - в 1960 – 1970-е годы СССР был активным разработчиком мирных деклараций ООН. Аргументы в опровержение: - программа мира была принята лишь в условиях военного паритета с капиталистическими странами, достигнутого СССР; - для достижения военного паритета во второй половине 1960-х годов СССР принял активное участие в «гонке вооружений»; - отдельные военные инициативы СССР в 1960 – 1970-х годах (попытка размещения ракет на Кубе, ввод войск в Афганистан) были источником международной напряжённости; - несмотря на ситуацию «разрядки» в течение большей части 1970-х годов, СССР не шёл на уступки странам капиталистического лагеря по стратегически значимым вопросам (например, объединение Германии).
Могут быть приведены другие аргументы. |
Вариант III
1. Могут быть указаны следующие причины: - в третьем пункте постановления названы нечернозёмные районы, где производство зерновых культур было затруднено; - меры, названные в постановлении, призваны стимулировать производство зерновых культур |
2. Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: – этот период отличался высокой степенью социальной стабильности, максимальным обеспечением социальных благ; – период отличался отсутствием открытых политических и нацио- нальных конфликтов; – большую часть периода проводилась политика «разрядки», что снижало опасность ядерной войны при сохранении высокого международного авторитета и влияния СССР; 2) в опровержение, например: – в стране наметился идеологический кризис, связанный с растущим неверием людей в цели коммунистического строительства; – назревал кризис управления, связанный с установлением геронтократии («власти стариков»), отсутствием ротации руководящих кадров; – не были решены многие экономические проблемы, связанные с огромными военными расходами, слабой заинтересованностью людей в результатах своего труда и общими недостатками плановой экономики, установилась зависимость экономики от продажи нефти и газа за границу. Могут быть приведены другие аргументы.
|
Вариант IV
1. Аргументы в подтверждение: — подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны — подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны; − пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне; Аргументы в опровержение: — пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма — СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции — советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора — подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии — как к союзнику или как к врагу, что нанесло вред обороноспособности страны — подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам. Могут быть приведены другие аргументы. |
2. Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: − в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций; − были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны; − в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой; − гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства; − за границу были проданы многие художественные ценности;
2) в опровержение, например: − в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность; − было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование; − выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию; − культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т.д. стали доступны широким народным массам; − созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской культуры; − в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И.О. Дунаевского и т.д.); − в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники
Могут быть приведены другие аргументы. |
Критерии оценивания заданий:
За каждое правильно выполненное тестовое задание с 1 – 30 (верный ответ) ставится 1 балл, за неверный ответ - 0 баллов.
Время выполнение заданий 40 минут
Количество вариантов – 4
Критерии оценивания выполнения практического задания
- рациональное распределение времени по этапам выполнения задания
- обращение в ходе задания к информационным источникам
- знание терминологии.
Каждое задание второй части оценивается в 2 балла
Обязательно выполнить вторую часть на оценку «5» или «4»
«отлично» - 34 – 30
«хорошо» - 29 – 23
«удовлетворительно» - 22 – 15
«неудовлетворительно» - менее 15