Комплект контрольно-оценочных средств по истории в 6 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _истории и обществознания Руководитель МО Чумак О.В. Протокол № ___ от «___»_августа_2016_г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 _____________________ «__»___августа____2016 г. |
«Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е.___________ Приказ № 116/о.д. от «_31_»_августа_2016г. |
Фонд оценочных средств,
приложение к рабочей программе
по___истории_____класс 6_
(учебный предмет)
Разработана на основе Примерной государственной программы
федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), и авторской программе И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история 5-9 класс» (М.: Просвещение, 2014), авторской программе А.А. Данилова «История России» (М: Просвещение, 2011).
Учителем истории и обществознания: Филиппова Екатерина Игоревна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29 » августа 2016 г.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.
Настоящий комплект контрольно-оценочных материалов разработан учителем истории и обществознания Филипповой Е.И. Комплект разработан на основании пособий и с учетом требований: федерального государственного образовательного стандарта, ОП (УП) школы, рабочей программе учебного предмета «История», образовательным технологиям, используемым в преподавании данного учебного предмета.
В качестве источников для составления КОС о предмету «История» была использована следующая литература.
Контрольно-измерительные материалы . Всеобщая история. История Средних веков . 6 класс/ сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., переработанное.: ВАКО, 2015. (1)
Контрольно-измерительные материалы . История России: 6 класс/ сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., переработанное.: ВАКО, 2012. (2)
Комплект КОС предназначен для учащихся 6 класса. Тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по истории, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала.
КОС содержит задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Они располагаются по принципу от простых (часть А) к усложненным (часть В), и сложным (часть С), требующим развернутого ответа. На выполнение итоговых тестов 35-40 минут.
Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.
Часть В состоит из заданий на установление последовательности, установление соответствия и заданий с кратким регламентируемым ответом (на дополнение). Эти задания позволяют проверить умение классифицировать и систематизировать факты.
Часть С содержит задания повышенной сложности с открытым развернутым ответом. Они направлены на комплексную проверку знаний и умений учащихся. Такие задания можно использовать для проверки знаний и умений в малых группах или для работы с более составления дифференцированных задний повышенного уровня сложности.
В ходе выполнения контрольного тестирования учащиеся должны продемонстрировать знание
даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий;
результаты и итоги событий периода средневековья ( до XV включительно);
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся средние века;
изученные виды исторических источников.
уметь
• сравнивать исторические явления и события;
• объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий;
анализировать исторические источники;
самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
высказывать собственные суждения;
читать историческую карту;
классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;
владеть компетенциями: коммуникативной, смысло-поисковой, личностного саморазвития, информационно-поисковой, рефлексивной, учебно-познавательной и трудовой.
Особенности формы, особенности содержания и уровень модификации КОС отражен в таблице.
Таблица 1.
Модификация комплекта КОС.
№ |
Тема |
Содержание |
Форма |
Основной источник |
Уровень модификации |
|
Раздел I. История Средних веков. |
||||||
1 |
Страны Центральной и Западной Европы в Средние века |
Итоговый контроль |
КТ |
КИМ Всеобщая история (1) тест 37. |
1. Из контрольной работы убраны задания базового уровня А8, А9, А10, А25 т.к. они не соответствуют заявленной теме контрольной работы 2. В контрольную работу введены 2 задания высокого уровня сложности С1, С2 из указанного сборника из раздела «Задания повышенной сложности» |
|
Раздел II. История России. |
||||||
2 |
История России с древнейших времен до XV века |
Итоговый контроль |
КТ |
КИМ История России (2) Тест 29 |
1. В контрольную работу введены 2 задания высокого уровня сложности С1, С2 из указанного сборника из раздела «Задания повышенной сложности». |
|
Итого за весь курс: |
2 |
Комплект контрольно-оценочных средств.
Контрольная работа № 1.
Тема: «Страны Центральной и Западной Европы в Средние века»
Вариант 1.
Часть А.
А1. Какое событие произошло раньше других?
1) распад империи Карла Великого
2) падение Западной Римской империи
3) возникновение Франкского королевства
4) завоевание Англии герцогом Нормандии
А2. Знатные германцы в V в., в отличие от рядовых общинников:
1) имели право на большую часть военной добычи
2) участвовали в работе народного собрания
3) имели в пользовании надел земли
4) имели право носить оружие
А3. Что было общим в деятельности Хлодвига и Юстиниана?
1) жили в VII в.
2) были провозглашены императорами
3) обороняли свое государство от гуннов
4) участвовали в создании письменных сборников законов
А4. Феодом называется земля, которая:
1) обрабатывается самим феодалом
2) передается сеньором вассалу в наследственное владение за военную службу и на время службы
3) дается в вечное пользование феодалу
4) после смерти владельца передается церкви
А5. Об обязанностях какого сословия идет речь в документе?
…Должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, ибо все это способствует тому, что привыкают к ратным делам и приучают отстаивать установления…
1) первого
2) второго
3) третьего
4) четвертого
А6. Азиатские владения Византии отделяла от европейских территорий:
1) Великая каменная стена
2) пролив Босфор
3) пролив Ла-Манш
4) приток Днепра
А7. Первый славянский алфавит, созданный на основе греческого письма византийскими миссионерами, называется:
1) кириллица
2) клинопись
3) латиница
4) скриптории
А 8. Как называется феодальная повинность о которой идет речь в документе?
Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который платит одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц, ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре, доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров.
1) оброк
2) налог
3) барщина
4) десятина
А 9. Знатный владелец крупного участка земли назывался
1) оруженосцем
2) вассалом
3) феодалом
4) герольдом
А 10. Рост урожайности сельского хозяйства и успехи в развитии ремесла привели к
1) возникновению феодальной собственности на землю
2) отделению ремесла от сельского хозяйства
3) восстаниям крестьян против феодалов
4) началу Великого переселения народов
А 11. Торгово-политический союз немецких городов на Балтийском море назывался
1) Община
2) Орден
3) Ганза
4) Банк
А 12. Положение крестьянина отличалось от положения ремесленника тем, что он:
1) платил церковную десятину
2) входил в другое сословие
3) участвовал в турнирах
4) был членом общины.
А13.Купцы приняли участие в Крестовых походах, потому, что надеялись:
1) получить личную свободу
2) завоевать новые рынки сбыта товаров
3) распространить христианскую веру на Восток
4) получить земельные владения и подданных
А 14. Составление «Книги Страшного суда», введение «щитовых денег» объединяет то, что эти мероприятия были:
1) проведены в одно время
2) проведены французскими королями
3) направлены на защиту интересов крупных феодалов
4) направлены на укрепление власти короля
А 15. «Золотая булла» императора Священной Римской империи на долгте годы закрепила в Германии:
1) централизованное государство
2) политическую раздробленность
3) самостоятельность городов
4) неограниченную власть императора
А 16. Причиной начала Столетней войны послужило столкновение интересов Англии и Франции в борьбе за власть в области:
1) Шампань
2) Аквитания
3) Шотландия
4) Бургундия
А 17. Понятие «Война Алой и Белой розы» относится к истории
1) Испании
2) Италии
3) Англии
4) Чехии
А 18. В результате Реконкисты произошло:
1) отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов
2) завоевание турками территории Балканского полуострова
3) возрождение античной культуры в Италии
4) объединение Германии
А 19. Выдающийся чешский мыслитель и проповедник:
1) Ян Гус
2) Авиценна
3) Гильом Каль
4) Данте Алигьери
А 20. В результате создания централизованного государства:
1) усиливается самостоятельность крупных феодалов
2) ускоряется развитие хозяйства и торговли
3) развиваются местные языки и наречия
4) исчезает имущественное неравенство
А 21. Романские храмы часто служили также:
1) замками для королей
2) ратушами для городских советов
3) убежищами в случае опасности
4) для занятий студентов университетов
Часть В.
В1. Расположите в правильной последовательности периоды истории. Укажите ответы в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Новое время
Б) Античность
В) Средние века
Г) Первобытность
В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности
А) Юстиниан
2) Уот Тайлер
В) Ян Гус
Г) Ричард Львиное Сердце
В 3. Установите соответствие между понятиями и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого
Понятие |
Определение |
А) коммуна Б) десятина В) пошлина |
1) грамота об отпущении грехов 2) плата купца за право проезда по территории феодала 3) города, освободившиеся от власти сеньора 4) налог в пользу церкви |
В 4.Какие памятники культуры созданы в Средние века? Укажите два верных ответа из пяти предложенных Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их без дополнительных символов.
1) колонна Траяна, Колизей
2) Великая Китайская стена, Акрополь
3) трагедия «Персы», поэма «Илиада»
4) храм Святой Софии, Ахенская капелла
Часть С.
С1. Сравните власть короля и власть племенного вождя. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее |
|
Различия |
|
Власть короля |
Власть племенного вождя |
С2. Расставьте в правильной последовательности факты и определите, почему Византийская империя устояла под натиском варваров.
А) император мог содержать сильную армию и большой флот
Б) сохранилась торговля между городом и деревней
В) на Востоке было меньше развито рабство, чем в Западной Римской империи
Г) император получал большие доходы от сбора налогов и пошлин
Д) развивались в городах ремесло и торговля
Е) на Востоке земля была меньше истощена, чем в Западной Римской империи
Тема: «Страны Центральной и Западной Европы в Средние века»
Вариант 2.
Часть А.
А1. Какое событие произошло позднее других?
1) Великое переселение народов
2) образование арабского государства
3) образование Франкского государства
4) провозглашение империи Карла Великого
А2. Народное ополчение у германцев в отличие от дружины:
1) собиралось на случай войны
2) было постоянным войском
3) набиралось из наемников
4) состояло из пленных
A3. Что общего между Юстинианом и Карлом Великим?
1) создали сборники законов
2) были коронованы папой римским
3) вели долгие завоевательные войны
4) являлись основателями империй
А4. Сословиями называются группы людей, которые:
1) имеют свои права и обязанности, передаваемые по наследству
2) получают свои права при переходе на службу королю
3) возникли при первобытнообщинном строе
4) должны нести феодальные повинности
А5. О чем идет речь в отрывке из документа?
Теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя - маленькие правители, вместо государства -один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только Бога забыли.
1) о распаде империи Карла Великого
2) о разделении Римской империи
3) об образовании феодальной лестницы
4) о нормандском завоевании Англии
А6. Знаменитый торговый путь «из варяг в греки» заканчивался в городе:
1) Риме 3) Кракове
2) Киеве 4) Константинополе
А7. Высшим достижением византийской архитектуры является:
1) храм Кааба
2) Ахенская капелла
3) храм Святой Софии
4) храм Гроба Господня
A8. Как называется феодальная повинность, о которой идет речь в документе?
Крестьянин Видрад имеет полный надел земли, за который... согласно обычаю, в течение недели пасет в лесу свиней; по три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля; во время сенокоса косит стог сена; работает в барской усадьбе.
1) оброк 3) барщина
2) налог 4) десятина
А9. Рыцарь, получавший за свою службу землю и зависимых крестьян, именовался:
1) вассалом 3) оруженосцем
2) крестоносцем 4) трубадуром
А10. Горожане отдавали часть произведенной продукции сеньору, потому что:
1) так требовала церковь
2) продукция была низкого качества
3) город находился на земле феодала
4) сеньор платил за товар двойную цену
А11. Общее в положении подмастерья и ученика ремесленника состоит в том, что оба:
1) вносили плату за обучение
2) получали заработную плату
3) должны были изготовить шедевр
4) не являлись собственниками мастерской
А12. Торговля со странами Востока сосредоточивалась в руках купцов:
1) Лондона и Парижа 3) Венеции и Генуи
2) Парижа и Венеции 4) Генуи и Лондона
А13. Католическая церковь выступила инициатором Крестовых походов, потому что надеялась:
1) изучить основы ислама
2) расширить сферу влияния
3) расширить торговлю с Востоком
4) укрепить авторитет патриархов в Европе
А14. Великую хартию вольностей и деятельность парламента объединяет общая черта:
1) ограничение власти короля
2) предоставление самоуправления городам
3) направленность против власти папы римского
4) конфискация земель католической церкви
А15. После того как французский король Людовик IX запретил судебные поединки, судебные приговоры должны были выноситься на основе:
1) приказа короля
2) показаний свидетелей
3) приговора папы римского
4) решения собрания рыцарей
А16. Причина начала Столетней войны:
1) ведение Крестовых походов
2) угроза захвата Европы турками-сельджуками
3) притязания Англии на французский королевский престол
4) стремление французского короля остановить объединение страны
А17. Название «Жакерия» относится к истории:
1) Германии 3) Англии
2) Франции 4) Испании
А18. Общей чертой Реконкисты и Крестовых походов является:
1) цель — освобождение Гроба Господня
2) борьба с представителями другой религии
3) участие всех феодалов Западной Европы
4) результат — создание прочных христианских государств
А19. Выдающийся полководец гуситов, разработавший
новую военную тактику:
1) Ян Гус 3) Уот Тайлер
2)Ян Жижка 4) Милош Обилич
А20. Признаком централизованного государства является:
1) существование дружины
2) создание аппарата чиновников
3) существование мощных замков феодалов
4) наличие наследников мужского пола в королевской семье
А21. Для зданий, построенных в готическом стиле, характерны:
1) окна, похожие на бойницы
2) полукруглые арки
3) мощные башни
4) высокие шпили
Часть В.
В1. Расположите в правильной последовательности этапы развития человеческой цивилизации. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) централизованное государство
Б) раннефеодальная монархия
В) феодальная раздробленность
Г) первобытнообщинный строй
В2. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.
Вильгельм Завоеватель
Б) Филипп IV Красивый
Жанна д' Арк
Г) Христофор Колумб
ВЗ. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие |
Определение |
||
А) |
гильдия |
1) |
грамота об отпущении грехов |
2) |
десятина |
||
Б) |
цех |
3) |
союз ремесленников одной специальности |
В) |
индульгенция |
4) |
союз купцов |
В4. Какие деятели жили и творили в эпоху раннего Возрождения? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запищите их в указанном месте без дополнительных символов.
Авиценна, Алкуин
Пьер Абеляр, Роджер Бэкон
Джованни Боккаччо, Донателло
Фома Аквинский, Франциск Ассизский
Сандро Боттичелли, Франческо Петрарка
Часть С.
С1. Сравните средневековую и современную школы. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее |
|||
Различия |
|||
Средневековая |
школа |
Современная |
школа |
С2. Расставьте в правильной последовательности события, которые привели к возникновению средневековых городов.
Успехи в сельском хозяйстве (расчистка новых земель, трехполье, колесный плуг, железные орудия труда, использование лошади как тягловой силы) и в ремесле (появление новых, более сложных видов ремесла).
Превращение ремесла в отдельное занятие большой группы людей — ремесленников. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
Рост урожаев и излишков продуктов.
Возникновение новых и рост старых городов — центров ремесла и торговли. Разделение труда между городом и деревней.
Потребность в особых знаниях и навыках для изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода.
Появление у крестьян возможности обменивать излишки сельскохозяйственной продукции на изделия ремесленников.
Уход ремесленников из феодальных поместий.
Ключ к контрольной работе № 1:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||||
А1 |
2 |
А11 |
3 |
В1 |
ГБВА |
А1 |
4 |
А11 |
4 |
В1 |
ГБВА |
|
А2 |
1 |
А12 |
4 |
В2 |
АГБВ |
А2 |
1 |
А12 |
3 |
В2 |
АБВГ |
|
А3 |
4 |
А13 |
2 |
В3 |
А3Б4В2 |
А3 |
3 |
А13 |
2 |
В3 |
А4Б3В1 |
|
А4 |
2 |
А14 |
4 |
В4 |
35 |
А4 |
1 |
А14 |
1 |
В4 |
35 |
|
А5 |
2 |
А15 |
2 |
А5 |
1 |
А15 |
1 |
|||||
А6 |
2 |
А16 |
2 |
А6 |
4 |
А16 |
3 |
|||||
А7 |
1 |
А17 |
3 |
А7 |
3 |
А17 |
2 |
|||||
А8 |
1 |
А18 |
1 |
А8 |
3 |
А18 |
2 |
|||||
А9 |
3 |
А19 |
1 |
А9 |
1 |
А19 |
2 |
|||||
А10 |
2 |
А20 |
2 |
А10 |
3 |
А20 |
2 |
|||||
А21 |
3 |
А21 |
4 |
Спецификация к контрольной работе № 1
№ задания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности |
Баллы |
А1 |
Умение определять последовательность событий |
Б |
1 |
А2 |
Систематизация исторической информации |
Б |
1 |
А3 |
Б |
1 |
|
А4 |
Определение термина |
Б |
1 |
А5 |
Работа с текстовым источником |
Б |
1 |
А6 |
Знание основных фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А7 |
Б |
1 |
|
А8 |
Работа с текстовым источником |
Б |
1 |
А9 |
Определение термина |
Б |
1 |
А10 |
Знание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А11 |
Знание основных фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А12 |
Систематизация исторической информации |
Б |
1 |
А13 |
Знание основных фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А14 |
Систематизация исторической информации |
Б |
1 |
А15 |
Знание основных фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А16 |
Б |
1 |
|
А17 |
Б |
1 |
|
А18 |
Б |
1 |
|
А19 |
Знание исторических деятелей |
Б |
1 |
А20 |
Знание основных фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А21 |
Б |
1 |
|
В1 |
Систематизация информации (определение хронологической последовательности |
П |
2 |
В2 |
Знание исторических деятелей ( определение хронологической последовательности) |
П |
2 |
В3 |
Знание основных понятий (задание на установление Соответствия) |
П |
2 |
В4 |
Знание основных фактов, процессов, явлений культуры Средних веков (множественный выбор) |
П |
2 |
С1 |
Умение использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (выделение общих черт и различий) |
В |
3 |
С2 |
Составление логической последовательности |
В |
3 |
Максимальное количество баллов за работу |
В-2; П-4; Б- 21 |
35 |
Контрольная работа № 2
Тема: «История России с древнейших времен до XV века»
Вариант 1.
А1. Появление земледелия и скотоводства привело к:
1) возникновению родовых общин
2) приручению собаки
3) появлению в хозяйстве излишков
4) полному отказу от собирательства и охоты
А2. Скифское царство находилось в:
1) Поволжье
2) Причерноморье
3) Центральной Азии
4) Прибалтике
A3. В период формирования Древнерусского государства в VI-VII вв:
1) восточные славяне были христианами
2) главным занятием восточных славян была морская торговля
3) восточные славяне жили родовыми общинами
4) племена восточных славян жили в Северном Причерноморье
А4. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?
1) в Новгороде началось правление династии Рюриковичей
2) на Русь пришло христианство
3) завершилось образование Древнерусского государства
4) у славян появилась первое письменное законодательство
А5. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы?
1) Святослава
2) Владимира Мономаха
3) Владимира Святого
4) Ярослава Мудрого
А6. Каково было последствие принятия христианства?
1) ослабление княжеской власти
2) создание государства у восточных славян
3) укрепление международного авторитета Руси
4) возникновение феодальной раздробленности
А7. О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?
Заложил... город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и... монастыри появляться.
1) Игоря 3) Ярослава Мудрого
2) Рюрика 4) Святослава
А8. Как называли в Древней Руси разорившихся общинников, попавших в долговую кабалу за ссуду?
1) закупами
2) холопами
3) дружинниками
4) полюдьем
А9. Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивший «каждый держит отчину свою»?
1) в 882 г. З) в 1097 г.
2) в 988 г. 4) в 1147 г.
А10. Чем является «Слово о законе и благодати»?
1) записью происходивших событий, составленной по годам
2) литературным описанием жизни и деятельности христианского святого
3) произведением, написанным в форме торжественного обращения
4) сборником законов Древнерусского государства
А11. Почему росло число княжеств на Руси XII — начала XIII в.?
1) в результате освоения новых земель увеличилась территория
2) на княжеский престол стало претендовать местное боярство
3) наступил период феодальной раздробленности
4) участились набеги половцев
А12. Выберите словосочетание, имена или дату — то. что логически связано с историей Владимиро-Суздальского княжества.
1) соправительство двух князей
2) болотистая земля
3) Садко и Василий Буслаев
4) 1147 г.
А13. Об устройстве какой земли говорится в отрывке из сочинения русского историка?
Вопросы, подлежащие обсуждению веча, предлагались ему князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям... Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его... решало вопрос о войне и мире.
1) Киевской
2) Московской
3) Новгородской
4) Владимиро-Суздальской
А14. Чем был вызван отказ хана Батыя от завоевания государств Европы?
1) смертью монгольского полководца
2) героическим сопротивлением жителей Руси
3) плохими погодными условиями
4) норманнским нашествием в Азию
А15. В Куликовской битве, в отличие от Ледового побоища, русское войско:
1) одержало победу
2) сражалось с монголо-татарами
3) возглавлял Иван III
4) сражалось с войсками Великого княжества Литовского
А16. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?
1) баскаками
2) смердами
3) наместниками
4) тысяцкими
А17. Заключение унии между Литвой и Польшей было вызвано их стремлением:
1) остановить наступление Тевтонского ордена
2) освободить русские земли от золотоордынского ига
3) породниться с западноевропейскими династиями
4) принять православие
А18. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?
1) уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды
2) завершил процесс объединения русских земель
3) он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев
4) построил белокаменный Московский Кремль
А19. Что произошло в результате объединения русских земель?
1) расширение торговых связей между областями
2) увеличение числа удельных княжеств
3) развитие натурального хозяйства
4) переход от присваивающего к производящему хозяйству
А20. Судебник Ивана III, в отличие от «Русской Правды»:
1) вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть
2) ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днем
3) устанавливал республиканскую форму правления
4) закреплял неравенство
А21. Архитекторами были:
1) Нестор и Иларион
2) Марко Руффо и Аристотель Фиораванти
3) Андрей Рублев и Феофан Грек
4) Пересвет и Ослябя
А22. Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
1) Успенский собор во Владимире
2) Новодевичий монастырь
3) «Слово о законе и благодати»
4) Десятинная церковь в Киеве
Часть В.
В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Категория населения |
Определение |
1. Рядович 2. Дружинник 3. Посадник |
А. Глава русской Православной Церкви Б. Воин в отряде князя В. Крестьянин, служивший феодалу по договору Г. Должностное лицо в системе управления Новгородом |
В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие |
Определение |
1. Вотчина 2. Поместье 3. Слобода |
А. Часть города, населенная людьми сходных профессий Б. Земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права передачи В. Наследственное земельное владение феодала Г. Место сбора новгородского вече |
В3. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название.
Александр Ярославич — река Нева
Дмитрий Иванович — река Дон
Иван III – река __________
В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
Исторический период |
Событие |
1. Становление и расцвет Древнерусского государства 2. Период феодальной раздробленности 3. Становление централизованного государства |
А. Призвание варягов на Русь Б. Учреждение пожилого В. Нашествие хана Батыя |
В5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД. Учтите, что одно из понятий лишнее.
A. Вече
Б. Русь
B. Князь
Г. Первобытно-общинный
Д. Российское единое государство
Е. Феодальная раздробленность
Ж. Феодальная республика
3. Феодальный
В IX в. на Руси начал формироваться (1)____ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ________. Верховная власть в нем принадлежала (3) _______.
В конце XI в. прозвучал, а в XII в. восторжествовал лозунг: «каждый держит отчину свою». Это знаменовало начало (4) ______. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5) _______. Верховная власть в этих двух городах принадлежала (6) _____ .
Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей к XVI в. завершился процесс образования (7)_____.
Часть С.
С1. Прочитайте отрывок из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского (VI в.) и ответьте на вопросы.
Эти племена, славяне и анты... считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть... то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания... Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.
Каковы были религиозные верования славян и антов? Где проживали славяне? Как сейчас называется река, которую Прокопий Кесарийский именует Истром?
С2. Сравните княжеские усобицы XII—XIV вв. и междоусобную войну второй четверти XV в. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее |
||
Различия |
||
Княжеские усобицы XII-XIVbb. |
Междоусобная война второй четверти XV в. |
|
Вариант 2.
А1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему привел к:
1) появлению неравенства
2) превращению охоты в главный способ добывания пищи
3) появлению родовых общин
4) использованию каменных и костяных орудий труда
А2. Государство Хазарский каганат находилось в:
1) Нижнем Поволжье
2) Причерноморье
3) Центральной Азии
4) Прибалтике
A3. В период формирования Древнерусского государств в VI-VIII вв.:
1) восточные славяне приняли христианство
2) главным занятием восточных славян были торговля и ремесло
3) восточные славяне жили соседскими общинами
4) племена восточных славян жили в Прибалтике
А4. Предпосылкой чего стало появление крупных племенных княжений с центрами в Новгороде и Киеве?
1) создания Древнерусского государства
2) появления частной собственности
3) феодальной раздробленности
4) возникновения торгового пути «из варяг в греки»
А5. С чьим именем связано установление норм сбора дани в Древнерусском государстве?
1) князя Ярослава Мудрого
2) княгини Ольги
3) князя Святослава
4) князя Владимира Мономаха
А6. Каково было последствие принятия христианства?
1) укрепление княжеской власти
2) ослабление государства
3) разрыв культурных и торговых связей с Византией
4) официальное разрешение церковью жертвоприношений и многоженства
А7. Имя какого князя пропущено в отрывке из документа?
_____ любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви.
1) Игоря
2) Рюрика
3) Ярослава Мудрого
4) Святослава
А8. Как называли сельских жителей, которые несли повинности в пользу князя?
1) смердами
2) вечем
3) дружиной
4) полюдьем
А9. С именем какого князя связаны годы правления 1113-1125?
1) Владимира Святого
2) Игоря
3) Ярослава Мудрого
4) Владимира Мономаха
А10. Чем является «Повесть временных лет»?
1) записью происходивших событий, составленной по годам
2) литературным описанием жизни христианского святого
3) произведением, написанным в форме торжественного обращения
4) русским народным эпическим сказанием
А11. Рост политической независимости местных князей в XII в. привел к:
1) усилению обороноспособности княжеств
2) экономическому упадку
3) прекращению феодальных усобиц
4) возникновению феодальной раздробленности
А 12. Выберите словосочетание, имя или дату — то, что логически связано с историей Владимиро-Суздальской
земли.
1) боярско-купеческая республика
2) 988 г.
3) Андрей Боголюбский
4) угроза вторжения половцев
А13. В какой земле произошли события, о которых говорится в отрывке из сочинения русского историка?
Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава... вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь; а мы найдем себе князя».
1) в Киевской
2) в Московской
3) в Новгородской
4) во Владимиро-Суздальской
А14. Что произошло в результате походов хана Батыя в 1237-1240 гг.?
1) были завоеваны страны Восточной Европы
2) была уничтожена Византийская империя
3) на Руси начался период феодальной раздробленности
4) русские земли попали в вассальную зависимость от Золотой Орды
А15. В Невской битве, в отличие от сражения на реке Угре, русское войско:
1) одержало победу
2) сражалось с монголо-татарами
3) возглавил Дмитрий Донской
4) сражалось со шведскими рыцарями
AI6. Как называли на Руси ежегодный платеж Орде?
1) ярлыком
2) выходом
3) пошлиной
4) купой
А17. Что произошло в результате заключения унии между Литвой и Польшей?
1) ухудшилось положение православного населения
2) улучшились отношения между Литвой и Русью
3) ослабла обороноспособность Литвы и Польши
4) в Литве началось распространение православия
А18. Значение правления Дмитрия Донского состояло в:
1) ликвидации монголе-татарского ига
2) завершении процесса объединения русских земель
3) превращении Москвы в центр борьбы с Золотой Ордой
4) строительстве дубовых стен и башен Московского Кремля
А19. Что произошло в результате объединения русских земель?
1) ослабли торговые связи между русскими землями и княжествами
2) прекратились княжеские междоусобицы
3) прекратились вооруженные конфликты с Золотой Ордой
4) получило развитие поместное землевладение
А20. В годы правления Ивана III и Василия III:
1) отсутствовали центральные органы власти
2) существовало единое для страны законодательство
3) ослабла великокняжеская власть
4) уменьшился объем дани, выплачиваемой Золотой Орде
А21. Иконописцами были:
1) Нестор и Иларион
2) Афанасий Никитин и Аристотель Фиораванти
3) Андрей Рублев и Феофан Грек
4) Пересвет и Ослябя
А22. Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
1) «Слово о полку Игореве»
2) Грановитая палата в Московском Кремле
3) Софийский собор в Киеве
4) церковь Покрова на Нерли
В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Категории населения |
Определения |
1. Черносошные крестьяне 2. Закупы 3. Казаки |
А. Особое военное сословие в России, несшее военную службу в пограничных районах Б. Ремесленно-торговое население города В. Зависимые люди в Древнерусском государстве Г. Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и несли государственные повинности |
В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие |
Определение |
1. Местничество 2. Кормление 3. Пожилое |
А. Денежный сбор с крестьян в пользу землевладельца при уходе в Юрьев день Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения Г. Работы крестьян в пользу феодала |
В3. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.
Батый - 1237 г.
Мамай - 1380 г.
Ахмат -
В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Исторический период |
Событие |
||
1 |
Становление и расцвет Древнерусского государства |
А. |
Создание Русской Правды |
2 |
Период феодальной раздробленности |
Б. |
Введение Юрьева дня |
3 |
Становление централизованного государства |
В. |
Битва на реке Калке |
В5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.
A. Василий 1)1
Б. Дмитрий Иванович
B. Олег
Г. Рюрик
Д. Феодальная раздробленность
Е. Феодальная республика
Ж. Единое государство
3. Ярослав Мудрый
Образование Древнерусского государства летописное предание связывает с именем варяжского князя (1) __. Спустя двадцать лет его родствен ник князь (2) ____, собрав войско, двинулся в поход на юг. Ему удалось объединить северные и южные
земли в составе единого государства. Расцвет Древнерусского государства связан с именем киевского князя(3) _____ .
Во второй половине XII в. Русь вступает в период (4) _____. Формы политического устройства в русских землях были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5)______.
Монголо-татарское нашествие замедлило, но не остановило развитие русских земель. В XIV в. начинается процесс становления (6) . Русские войска под командованием (7) _____нанесли первое серьезное поражение монголо-татарам в Куликовском сражении. Москва стала признанным центром борьбы за независимость.
Одновременно московские князья с помощью денег и оружия «собирали» русские земли. Особенно активно в этом направлении действовал князь Иван III. При его сыне московском князе (8) ____к Москве были присоединены рязанские
земли и город Смоленск.
Часть С.
С1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» (XII в.) и ответьте на вопросы.
Поляне же жили в те времена отдельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и тре-
тий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск. От них же происходят и северяне... Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.
Какой была форма правления в славянских племенах? Что такое союз племен? Почему славяне объединялись в союзы?
С2. Сравните поместье и вотчину. Ответ оформите в виде таблицы
Общее |
|
Различия |
|
Поместье |
Вотчина |
Ключ к контрольной работе № 2:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||||||
А1 |
3 |
А12 |
4 |
В1 |
1В;2Б;3Г |
А1 |
1 |
А12 |
3 |
В1 |
1Г;2В;3А |
|
А2 |
2 |
А13 |
3 |
В2 |
1В;2Б;3А |
А2 |
1 |
А13 |
3 |
В2 |
1Б;2В;3А |
|
А3 |
3 |
А14 |
2 |
В3 |
Угра |
А3 |
3 |
А14 |
4 |
В3 |
1480 |
|
А4 |
1 |
А15 |
2 |
В4 |
1А;2В;3Б |
А4 |
1 |
А15 |
4 |
В4 |
1А;2В;3Б |
|
А5 |
1 |
А16 |
1 |
В5 |
ЗБВЕЖАД |
А5 |
2 |
А16 |
2 |
В5 |
ГВЗДЕЖБА |
|
А6 |
3 |
А17 |
1 |
А6 |
1 |
А17 |
1 |
|||||
А7 |
3 |
А18 |
3 |
А7 |
3 |
А18 |
3 |
|||||
А8 |
1 |
А19 |
1 |
А8 |
1 |
А19 |
4 |
|||||
А9 |
3 |
А20 |
2 |
А9 |
4 |
А20 |
2 |
|||||
А10 |
3 |
А21 |
2 |
А10 |
1 |
А21 |
3 |
|||||
А11 |
3 |
А22 |
2 |
А11 |
4 |
А22 |
2 |
Спецификация к контрольной работе № 2
№ задания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности |
Баллы |
А1 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А2 |
Знание исторических фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А3 |
Б |
1 |
|
А4 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А5 |
Знание исторических фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А6 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А7 |
Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника |
Б |
1 |
А8 |
Знание понятий |
Б |
1 |
А9 |
Знание дат |
Б |
1 |
А10 |
Знание исторических фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А11 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А12 |
Систематизация исторической информации |
Б |
1 |
А13 |
Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника |
Б |
1 |
А14 |
Знание исторических фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А15 |
Б |
1 |
|
А16 |
Знание понятий |
Б |
1 |
А17 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А18 |
Знание исторических фактов, процессов, явлений |
Б |
1 |
А19 |
Понимание причинно-следственных связей |
Б |
1 |
А20 |
Систематизация исторической информации |
Б |
1 |
А21 |
Знание исторических фактов, процессов , явлений в области развития культуры |
Б |
1 |
А22 |
Б |
1 |
|
В1 |
Знание понятий и определений (установление соответствия) |
П |
2 |
В2 |
П |
2 |
|
В3 |
Составление логических рядов |
П |
2 |
В4 |
Знание характеристики исторических периодов (установление соответствия) |
П |
2 |
В5 |
Использование исторических терминов в контексте |
П |
2 |
С1 |
Умение проводить поиск информации в историческом источнике |
В |
3 |
С2 |
Умение использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (выделение общих черт и различий) |
В |
3 |
Максимальное количество баллов за работу |
Б-22; П-5; В-2 |
38 |
Критерии оценки результатов КОС.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Письменный опрос осуществляется с использованием тематических тестов «Контрольно-измерительных материалов».
Промежуточный контроль знания и умения по пройденным темам проверяются письменными заданиями контрольного тестирования.
В зависимости от формы задания используются различные способы оценивания. Дихотомическая система оценивания применяется при проверке заданий части А и тех заданий части В, где нужно указать понятие, словосочетание: правильный оттает – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
В заданиях части В может быть использована как дихотомическая так и политомическая система оценивания. В этом случае балы начисляются по следующей схеме:
- полностью правильно указанные характеристики – 2 балла;
- одна правильно указанная характеристика – 1 балл;
- отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
Оценка выполнений заданий части С может быть как дихотомической, так и политомической. За каждую часть заданий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания |
Отметка |
85% и более |
отлично |
70-84% |
хорошо |
50-69% |
удовлетворительно |
менее 49% |
неудовлетворительно |