Технологическая карта
Тема урока: «К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ». «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» — СКАЗКА О ТРУДЕ И ВЗАИМНОЙ ВЫРУЧКЕ»
Цели деятельности учителя |
обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте. |
Тип урока |
Объяснение нового материала |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Методы и формы обучения |
Создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование |
компьютер |
Наглядно- демонстрационный материал |
Презентация к уроку |
Основные понятия |
Литературная сказка, биография писателя |
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты.
|
Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку: «Всегда стоит стремиться к прекрасному.» К.Г.Паустовский |
Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос: «Что вы знаете о биографии писателя? Какие произведения читали в начальных классах? |
Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 5 минут. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского писателя с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях? Литературная сказка- |
Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия «литературная сказка» Отвечают на вопрос учителя, определяют, о ком идет речь. |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. |
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные: целью выделения признаков. |
Отработка умений давать определение литературных понятий |
III. Работа по теме урока Слово учителя о биографии И.А.Крылова. (презентация)
8 минут
Выразительное чтение 6 минут |
1.Вступительное слово учителя об авторе. (Слайд 2-3) 2.Чтение статьи о К. Г. Паустовском в учебнике и ответы на вопросы 1, 2 «Проверь себя» (с. 72). 3.Чтение рассказа. (Слайд4) 4.Составление плана: 1) История раненого коня. 2) Мельник Панкрат. 3) Лютая зима. 4) Филька по прозвищу «Ну тебя». 5) Рассказ бабки. 6)Осознание Филькой своего поступка с конем. 7) Разговор Фильки с Панкратом. 8)Как помогла Фильке старая сорока? 9) Как пришло спасение? 10) Как Филька помирился с раненым конем? (Слайд 5) |
Умение составлять план по статье.
Ответ на проблемный вопрос. Учащиеся в сотрудничестве с учителем разрабатывают план |
Групповая работа.
Практический метод. Иллюстрирование текста |
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу |
IV. Лингво-физкультминутка. 3 минуты. |
Объясняет задание. |
Выполняют упражнения. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. |
Здоровьесбере-гающая технология. |
||
V. Актуализация знаний.
6 минут. |
Работа над лексическим значением слова. (Слайд 6) Задает вопрос: — Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? — Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? — Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои? — Докажите, что перед нами литературная сказка. — Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? — Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? Словарная работа (Слайд7)
Устанавливает осознанность восприятия. |
Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов Подбор цитат для характеристики героев |
Беседа |
Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VI. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста. . Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»). |
а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость. (Слайд8) — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство? — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение? — В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Слайд9) |
Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов |
Беседа |
Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VII. Подведение итогов
2 минуты. |
Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь: Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам. (Слайд11) |
Разгадывание кроссворда (Слайд 10) |
Обсуждение результата работы с произведением |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Проявление толерантности. |
VIII. Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной |
Беседа. |
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
рефлексия; |
Умение оценивать себя. |
9.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра«Я увидел чудо...». (Слайд12) 2 минуты. |
Объясняет домашнее задание. Учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. |
Слушают и записывают в дневник. |
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение
Кроссворд
|