Технологическая карта литературы «К. Паустовский. "Тёплый хлеб"» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 29 February 2016 в группе

Технологическая карта

Тема урока: «К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ». «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» — СКАЗКА О ТРУДЕ И ВЗАИМНОЙ ВЫРУЧКЕ»

Цели деятельности учителя

обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Тип урока

Объяснение нового материала

Планируемые результаты изучения темы

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы и формы обучения

Создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://puzzlecup.com/?guess=E34FCE4BC846DFAU

Оборудование

компьютер

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация к уроку

Основные понятия

Литературная сказка, биография писателя

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
 

2 минуты.
 


 

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку:

«Всегда стоит стремиться

к прекрасному.»

К.Г.Паустовский

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Поиск ответа на поставленный вопрос:

«Что вы знаете о биографии писателя?

Какие произведения читали в начальных классах?

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний
 

5 минут.

Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.

-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского писателя с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?

Литературная сказка-

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Запись в тетрадь определения понятия «литературная сказка»

Отвечают на вопрос учителя, определяют, о ком идет речь.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

III. Работа по теме урока

Слово учителя о биографии И.А.Крылова. (презентация)

8 минут
Работа с текстом (аудиозапись)

Выразительное чтение 6 минут
5 минут – презентация материала.

1.Вступительное слово учителя об авторе. (Слайд 2-3)

2.Чтение статьи о К. Г. Паустовском в учебнике и ответы на вопросы 1, 2 «Проверь себя» (с. 72).

3.Чтение рассказа.

(Слайд4)

4.Составление плана:

1) История раненого коня.

2) Мельник Панкрат.

3) Лютая зима.

4) Филька по прозвищу «Ну тебя».

5) Рассказ бабки.

6)Осознание Филькой своего поступка с конем.

7) Разговор Фильки с Панкратом.

8)Как помогла Фильке старая сорока?

9) Как пришло спасение?

10) Как Филька помирился с раненым конем? (Слайд 5)

Умение составлять план по статье.


Умение презентовать свою работу.

Ответ на проблемный вопрос.

Учащиеся в сотрудничестве с учителем разрабатывают план

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

 

Иллюстрирование текста

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу

IV. Лингво-физкультминутка.
 

3 минуты.

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Здоровьесбере-гающая технология.

   

V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи


 

6 минут.

Работа над лексическим значением слова.

(Слайд 6)

Задает вопрос: — Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор?

Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата?

Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?

Докажите, что перед нами литературная сказка.

Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?

Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными?

Словарная работа (Слайд7)

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по
применению полученных знаний.

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Пересказ фрагментов

Подбор цитат для характеристики героев

Беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.

. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).

а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради.

б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость. (Слайд8)

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Слайд9)

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Пересказ фрагментов

Беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VII. Подведение итогов


 

2 минуты.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

(Слайд11)

Разгадывание кроссворда

(Слайд 10)

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
 

2 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.
 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

9.Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра«Я увидел чудо...».

(Слайд12)

2 минуты.

Объясняет домашнее задание. Учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах.

Слушают и записывают в дневник.

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

Приложение

Кроссворд

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

6 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

7 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Теплый хлеб”

По горизонтали:

4. Чем ранило вороного коня в сказке?  5. Что навеки въелось в Панкрата?   7. Что колол холодный воздух Фильке, когда ночью он бежал к Панкрату на мельницу?   8. Чем дал о себе знать раненый конь, почувствовав приближение Фильки к Панкратовой избе?  

По вертикали:

1. Взмах чего якобы послужил началом страшной метели?   2. Что, по словам бабки, могло остановиться в такую стужу?   3. Жанр произведения.  5. Раненый конь остался жить у...   6. Как называется деревня, где происходит действие?  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.