Разработка урока по литературе «Сказка к. Г. Паустовского «Теплый хлеб», 5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 класс
ТЕМА: «СКАЗКА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ».
Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ресурсы:
учебник – «Литература». 5 кл. Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлев;
раздаточный материал (оценочный лист, иллюстрации);
мультимедиа.
№ |
Этап урока. Основное содержание урока. |
Основные виды деятельности учащихся. |
1. |
1. Оргмомент. (2 мин.) Проверка готовности учеников к уроку. Прозвенел звонок. Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебники, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).
Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.
|
Регулятивные: самоконтроль.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. |
Актуализация знаний. (3 мин.) - Ребята, какие произведения Паустовского К.Г. вы читали ранее? («Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «Подарок». - Дома вы читали сказку К.Г. Паустовского и составляли план. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Учащиеся читают план. 1) История раненого коня. 2) Мельник Панкрат. 3) Лютая зима. 4) Филька по прозвищу «Ну тебя». 5) Рассказ бабки. 6) Осознание Филькой своего поступка с конем. 7) Разговор Фильки с Панкратом. 8) Как помогла Фильке старая сорока? 9) Как пришло спасение? 10) Как Филька помирился с раненым конем? |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
3. |
2. Мотивация. - Закончите предложение: Я думаю, что теплым может быть…… Что? (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, щедрость человека). -Я с вами согласна, теплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. |
|
4. |
Целеполагание. (3 мин.) - Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? (Называют цели). - Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который нам откроет секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло. - Запишем тему урока. |
Регулятивные: целеполагание, планирование. |
5. |
3.Проблемное объяснение нового знания. (15 мин.) Краткий рассказ учителя о К.Г.Паустовском. (Слайд) Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) Родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в Киевской гимназии и Киевском университете, затем перевелся в Московский. Переменил много профессий: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. Много путешествовал. Бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещеру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, куда впервые приехал в 1930 году. Близки и дороги были ему и другие русские пейзажи: те места, в которых он любил отдыхать и тоже мог наслаждаться красотой природы. Все свои чувства и впечатления описывал в своих замечательных произведениях. Это один из тех писателей, который ярче всего описывал красоту родной природы. И деревня Бережки, о которой сегодня пойдет речь, была хорошо знакома автору. К.Г. не только природу описывал, все его рассказы носят философский смысл. - Давайте вспомним сказку и ответим на вопросы.
Проблемные вопросы. Беседа по сказке. - Каким образом конь очутился в деревне Бережки? (Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда). - Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня? (Ученик читает со слов «Панкрат был скорый на работу……» до конца абзаца. (Стр. 73) - Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться? (Мельнику трудно было прокормить, поэтому пустил коня по деревне). - Как Филька встретил раненого коня? (Недружелюбно, обидел его). - Прочтите отрывок, как Филька закинул хлеб в снег. (Зачитываем со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…..» до «……когда рассерженный конь бьет им себя по бокам». (Стр. 74). - Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? (Замерзли колодцы, воды нет, а, значит, не будет муки и хлеба. Настанет голод.) - Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? ( «Мороз стрясся от злобы людской». Стр. 76. -Притча о солдате. - Как вы понимаете выражение «от переохлаждения сердца?» - Когда понял Филька свою вину перед конем и перед всей деревней? - Почему Филька сознается Панкрату в своем поступке? - Что придумал Филька, чтобы поправить дело? - Как Филька помирился с конем? |
Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).
Коммуникативные: учащиеся вступают в диалог с автором сказки через постановку вопросов по произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. |
6. |
Физминутка. (Проводит дежурный). Мы устали чуточку, (Слайд) Отдохнем минуточку (1 мин). Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.
|
Коммуникативные: согласованность действий с партнером. |
7. |
Словарная работа. (1 мин.) (Слайд) Христарадники – нищие Дюже – сильно Треух – зимняя шапка Нашкодить – наозорничать Камердинер – слуга Яр- овраг Пешня – лом Описание иллюстрации художника О.Поповича на стр. 81. |
|
8. |
4. Первичное закрепление. (3 мин.)
- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? ( Осознал свою вину). - Стали бы вы дружить с таким Филькой , каким он был в начале? - Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»? (Теплый – данный рукой, от души).
- Найдите общее в сказке Паустовского с русскими народными сказками. (Погода «отреагировала», метель появилась, птица говорит).
Самостоятельная работа (групповая ). (5 мин.) (Слайд) ответы для проверки и сравнения.
Первая группа: найдите пословицы и поговорки в сказке. Вторая группа: назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Третья группа: запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй – характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце? |
Личностные: самоопределение и самопознание; морально-этическая ориентация и нравственная оценка.
Познавательные: оценивание, сравнивание.
Коммуникативные: передача информации и отражение предметного содержания. |
9. |
Творческое задание. (2 мин.) Конкурс рисунков. - Нарисуйте любимого героя сказки Паустовского «Теплый хлеб».
Учащиеся выходят к доске, демонстрируют свой рисунок и рассказывают о герое. |
|
10. |
5. Итог урока. (5 мин.) Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? (Нужно быть добрым, отзывчивым. Не причинять другим вреда. Отвечать за свои поступки и слова. Не бояться просить прощения, прощать. ) Составление синквейнов. (Филька). Чтение. Заполнение оценочного листа. Домашнее задание по выбору: придумать собственную небольшую сказку или написать мини-сочинение «Как рождаются сказки». |
Личностные: морально-этическая ориентация и нравственная оценка. |
11. Оценки