12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мажорина Оксана Леонидовна20
2

Разработка урока по литературе «Сказка к. Г. Паустовского «Теплый хлеб», 5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 класс

ТЕМА: «СКАЗКА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ».

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


 

Ресурсы:

учебник – «Литература». 5 кл. Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлев;

раздаточный материал (оценочный лист, иллюстрации);

мультимедиа.

Этап урока.

Основное содержание урока.

Основные виды деятельности учащихся.

1.

1. Оргмомент. (2 мин.)

Проверка готовности учеников к уроку.

Прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебники, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

 

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.


 


 


 

Регулятивные: самоконтроль.


 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний. (3 мин.)

- Ребята, какие произведения Паустовского К.Г. вы читали ранее? («Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «Подарок».

- Дома вы читали сказку К.Г. Паустовского и составляли план. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Учащиеся читают план.

1) История раненого коня.

2) Мельник Панкрат.

3) Лютая зима.

4) Филька по прозвищу «Ну тебя».

5) Рассказ бабки.

6) Осознание Филькой своего поступка с конем.

7) Разговор Фильки с Панкратом.

8) Как помогла Фильке старая сорока?

9) Как пришло спасение?

10) Как Филька помирился с раненым конем?


 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

3.

2. Мотивация.

- Закончите предложение:

Я думаю, что теплым может быть…… Что?

(Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, щедрость человека).

-Я с вами согласна, теплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

 

4.

Целеполагание. (3 мин.)

- Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? (Называют цели).

- Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который нам откроет секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

- Запишем тему урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

5.

3.Проблемное объяснение нового знания. (15 мин.)

Краткий рассказ учителя о К.Г.Паустовском. (Слайд)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968)

Родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в Киевской гимназии и Киевском университете, затем перевелся в Московский. Переменил много профессий: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. Много путешествовал. Бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещеру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, куда впервые приехал в 1930 году. Близки и дороги были ему и другие русские пейзажи: те места, в которых он любил отдыхать и тоже мог наслаждаться красотой природы. Все свои чувства и впечатления описывал в своих замечательных произведениях. Это один из тех писателей, который ярче всего описывал красоту родной природы. И деревня Бережки, о которой сегодня пойдет речь, была хорошо знакома автору. К.Г. не только природу описывал, все его рассказы носят философский смысл.

- Давайте вспомним сказку и ответим на вопросы.


 

Проблемные вопросы. Беседа по сказке.

- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

(Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда).

- Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня? (Ученик читает со слов «Панкрат был скорый на работу……» до конца абзаца. (Стр. 73)

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться? (Мельнику трудно было прокормить, поэтому пустил коня по деревне).

- Как Филька встретил раненого коня? (Недружелюбно, обидел его).

- Прочтите отрывок, как Филька закинул хлеб в снег.

(Зачитываем со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…..» до «……когда рассерженный конь бьет им себя по бокам». (Стр. 74).

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? (Замерзли колодцы, воды нет, а, значит, не будет муки и хлеба. Настанет голод.)

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? ( «Мороз стрясся от злобы людской». Стр. 76.

-Притча о солдате.

- Как вы понимаете выражение «от переохлаждения сердца?»

- Когда понял Филька свою вину перед конем и перед всей деревней?

- Почему Филька сознается Панкрату в своем поступке?

- Что придумал Филька, чтобы поправить дело?

- Как Филька помирился с конем?

 

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные: учащиеся вступают в диалог с автором сказки через постановку вопросов по произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.

6.

Физминутка. (Проводит дежурный).

Мы устали чуточку, (Слайд)

Отдохнем минуточку (1 мин).

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 

Коммуникативные: согласованность действий с партнером.

7.

Словарная работа. (1 мин.)

(Слайд)

Христарадники – нищие

Дюже – сильно

Треух – зимняя шапка

Нашкодить – наозорничать

Камердинер – слуга

Яр- овраг

Пешня – лом

Описание иллюстрации художника О.Поповича на стр. 81.

 

8.

4. Первичное закрепление. (3 мин.)


 

- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться?

( Осознал свою вину).

- Стали бы вы дружить с таким Филькой , каким он был в начале?

- Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»?

(Теплый – данный рукой, от души).


 

- Найдите общее в сказке Паустовского с русскими народными сказками. (Погода «отреагировала», метель появилась, птица говорит).


 

Самостоятельная работа (групповая ). (5 мин.)

(Слайд) ответы для проверки и сравнения.


 

Первая группа: найдите пословицы и поговорки в сказке.

Вторая группа: назовите реальные и сказочные мотивы в произведении.

Третья группа: запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй – характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце?

Личностные: самоопределение и самопознание; морально-этическая ориентация и нравственная оценка.


 

Познавательные: оценивание, сравнивание.


 

Коммуникативные: передача информации и отражение предметного содержания.

9.

Творческое задание. (2 мин.)

Конкурс рисунков.

- Нарисуйте любимого героя сказки Паустовского «Теплый хлеб».


 

Учащиеся выходят к доске, демонстрируют свой рисунок и рассказывают о герое.

 

10.

5. Итог урока. (5 мин.)

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? (Нужно быть добрым, отзывчивым. Не причинять другим вреда. Отвечать за свои поступки и слова. Не бояться просить прощения, прощать. )

Составление синквейнов. (Филька). Чтение.

Заполнение оценочного листа.

Домашнее задание по выбору: придумать собственную небольшую сказку или написать мини-сочинение «Как рождаются сказки».

Личностные: морально-этическая ориентация и нравственная оценка.

11. Оценки

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.