12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Печёнкина Светлана Анатольевна16
Учитель начальных классов.
Россия, Волгоградская обл., Камышин
6

Краеведческий материал как средство патриотического воспитания обучающихся в начальной школе



1.Пояснительная записка

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

А. Твардовский.

В начальном периоде обучения детям присуща повышенная любознательность. И это качество ребёнка надо всеми силами поддерживать, направлять и развивать. Любознательность является тем началом, которое помогает приобщить растущего маленького человека к познанию окружающего мира, научному пониманию процессов, происходящих в нём. Ребёнок размышляет, задаёт взрослым вопросы, проявляет повышенный интерес к необычным ситуациям, ищет их разгадки. Они учатся рассуждать, делать доступные выводы и обобщения, правильно обосновывать свои мысли.

Работая в школе, я заметила, как изменяется отношение детей к тому, что для людей моего поколения - святое, понятие «Родина». Я никогда не задумывалась, люблю ли я свою страну, свой город. Это было так же естественно, как дышать. Но изменилась страна, изменился настрой детей. Пришли ученики, у которых были другие приоритеты. Они мечтали вырасти и уехать в богатые страны. Ценности, которые я несла на своих уроках, были для них чужды. Казалось, что страна и всё население катится в пропасть. Было обидно за утерянные ценности. Надо было что-то предпринимать.

Одним из наиболее важных факторов формирования исторического и патриотического воспитания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Академик Д. С. Лихачёв говорил: « Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране»[4]. Любовь к своему родному краю неразрывно связана с любовью к Родине. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромной страны, гражданином которой он, повзрослев, осознаёт себя. Сегодня патриотические чувства у большинства детей отсутствуют. Многие из них уже побывали во многих странах и увидели, что страна, в которой они живут, значительно проигрывает. Ежедневно смотря телевизор, дети видят «красивую» жизнь где-то далеко. Целью краеведческой работы должно стать знакомство с красотой родного края, с замечательными людьми, живущими рядом и с тем, что малая родина ничем не хуже «заграницы». Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности. Сегодняшний ученик - пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает в огромных городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Он засыпает и просыпается под шум автомобильных моторов, а цветы и птичек видит только на экране телевизора. Поэтому краеведческий материал вызывает огромный интерес у детей, и, что меня очень радует, с огромным удовольствием, включаются родители в поисковую и краеведческую работу. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью. Замечательный писатель Виталий Бианки говорил: «Краевед - прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных... Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там так увлечёшься, что и не бросить» [1]. Цель данной работы – показать воспитательное значение и возможности использования краеведения на уроках в начальной школе, активизирование деятельности учащихся по изучению родного края, формирование и развитие личностных ресурсов и качеств учеников. Задачи:

включение заданий по краеведению в структуру уроков по различным учебным дисциплинам: русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, истории;

формирование патриотических чувств учащихся на основе краеведческого материала;

расширение знаний о родном крае, городе.

Целью краеведческой работы на уроках является воспитание патриота России, которая начинается с воспитания патриота своего края с гордости и ответственности за него.

Процесс изучения способствует формированию следующих познавательных и предметных компетенций :

знаний по истории города – через работу на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, истории, во время экскурсий;

умений и навыков работы с исторической картой, дополнительной литературой;

приобщение учащихся и их родителей к истории родного края, формирует интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, помогает осознать пользу поисковой деятельности.

Краеведческая работа способствует расширению кругозора, развитию памяти, внимания, культуры речи.


Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Этот предмет не только даёт знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Родной край для учащихся младшего школьного возраста — это окружающее пространство, освоенное ими с детства, почувствованное и принятое как семья, дом, друзья, город, река и лес. Для учителей и родителей это ещё и окружающий природный и материальный мир, который всегда рядом, основа, дающая чувство устойчивости в жизни, источник жизненной силы и умиротворения.

Основу краеведческого образования в начальной школе представляет краеведение как предмет и особая форма познавательной, поисковой и просветительской деятельности.

Важная составляющая краеведения - самостоятельная поисково–исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа;

формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе ), содействовать формированию патриотических чувств.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, рисунках по изобразительному искусству, работах по трудовому обучению, музыке.

Приёмы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Это может быть: составление и разбор предложений , отражающих факты истории и культуры края, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей; во внеклассной работе - встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, по городу, области.




















2. Технология опыта

Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы и хозяйства, а также истории и этнографии, фольклора, литературы, особенностей речи, географических названий и любых других аспектов местности.

На мой взгляд, краеведческая работа способствует глубокому пониманию изученных в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать.

Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь.

Самая распространённая работа в школе - урок. В нём в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цеди, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока - это опыт, который постоянно растёт, совершенствуется, неся ребёнку всё лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.

Самая универсальная часть урока русского языка - это минутки чистописания. Во время их проведения, наряду с совершенствованием графических навыков можно осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания не только по изучаемым темам русского языка, но и обогащать словарный запас учащихся знаниями географических терминов. На материале заданий по чистописанию можно организовать любую языковую разминку и знакомство с краеведческим материалом. Использую в работе следующие материалы:

Минутка чистописания - 3 класс

(В материале используются названия деревень и городов Волгоградской области)

1. аАа Аа ААа АА Ая

ал ра ан ак Аг Ак Ан Ас

Антиповка Александровка

2.б бБ бБ бб Бб Бб

би бма бл ббм Бе Бо

Балыклей Барановка Белогорки Буерачный

3.в ев В Вв

Ва вевф ВвВа Ви Во Вд

Верхняя Добринка Вихлянцево Весёлое

4. г Г ггГ ГГ ггГ

Га го гдг вгу Га ГеГо

Галки Гусёлка Грязнуха

5. д дД ддД

до де ди дэ дв Де До Дм

Добринка Дубовка Даниловка Дворянское

6. е еЕееЕ

Ме те ре ле Не Ме Де Фе

Елань Ерзовка Елшанка

7. жЖ Жж ЖЖ жЖж

же жа жд аж еж жи Жи Же

Жирновск Журавка Желтухин

8. зз Зз 3 з

за зоз езд зы За Зи Зн

Зелёный Гай Захаровка Зензеватка

9. Ии ии Ии Ии

Ти ри ли еи ни Ии Ис

Иловлинка Ионово Иголинский Исакиевский

10. кК кК кКк

км ки ку Ка Ки Ко Ку

Котово Камышин Коростино Калиновка Карпунино Костарёво

11. лЛл ЛлЛ лЛЛл

ла ле ля ли лю ллл тл Ле Лу Лю

Линёво Ленинск Лебяжье Липовка

12. м ММмМ Мм

Мом аму ми мм маму Ма Мд Ми Ме Мо Му

Михайловка Маляевка Марченко

13. нН нн н

на не ну нл он ин лнн щщн Ни Не На Но

Николаевск Нагорный Новоалексеевка

14. о оо ООо

ом ов но во оло Ог Ов Од Ос

Октябрьский Овражный Осиновский Озерки

15. пп пп ППп

по пл пи птп епу па оп Пе Пр Пв Пи Пу По

Петрунино Петров Вал Пановка

16. рр РР Рр

Ра ро ру ре ри Ро Рж Ра Ру Ры

Рудня Рыбинка Роднички Рогачи

17. сС Ссс Сс

са се си ос лс Са Се Со Ст

Семёновка Сестрёнки Саломатино

18. т тт Т Тт

те то тр те Та То Тл

Таловка Терновка Тихомировка Торповка

19. уУ Уу

ум уп ус ту буУв Ум Ул

Усть-Грязнуха Умёт Ударник

20. ф фф ФФ

Фа фу фи фо Фу Фо ФЫ

Фролово Филоновская Фоминский

21. х хх ХХ

Ха хи ху хо Хо ХА ХУ ХЯ

Хоперский Хоперский Хоперский

22. ц цц ЦЦц

Ца це цы ци цу Ца Цн Цв

Царицын Царицын Царицын

23. ч чч Ч Чч

Ча чи чу уч чк чн нчч ттч Чк Чн

Чухонастовка Чигари Чулинский Чиганаки Чилеково

24. шшш ШШШ шШ

Шебалино Шелестово

25.щ щщ ЩЩ

Ща ЩО ЩУ ща щи щу

Щербаковка Щербатовка Щелковка

26. э ээ ЭЭ

Эт эм эс эн Эх

Эльтон Эльтон Эльтон

27. я яя ЯЯя

Яп яв яс яр Ям ЯЛ ЯК

Ягодное Ямы Ярыженская

Минутка чистописания – 4 класс

(В материале используются краеведческий материал города Камышина)

1. аАа АаА Аа Аа

Сочный арбуз, арбузный фестиваль

Арбузный фестиваль – шествие, проходящее через весь город по центральным улицам и Бородинскому мосту. Открывает праздник главный, согласно местной легенде, дегустатор арбузного фестиваля Петр I.

На Аллее Героев установлено 12 бюстов. Все Герои — камышане. 

2. ббб бБб бБ бб

Бородинский мост, победа

Бородинский мост построили на месте старого – деревянного, которому исполнилось бы сто лет. Название «Бородинский» мост получил в 100-летнюю годовщину победы в Отечественной войне 1812 года.

3. вв ев Вв Вв

Война время военные

Камышин вошёл в историю как город-госпиталь, спасший и вылечивший многие тысячи раненых бойцов во время Великой отечественной войны.

4. гг Гг Гг гГ гГ

Улица Гагарина, Городской парк

Грааль Фёдор Христофорович - «святой доктор». Он лечил всех нуждающихся бесплатно.

5. дд Ддд Ддд

Дворец дворянин город Дмитриевск

Летом 1695 года, во время Азовского похода против турок, в Камышине побывал царь Петр Первый и через два года переименовал его в Дмитриевск в честь прибывшего из Казани и размещенного здесь стрелецкого Дмитриевского полка.

Святой Димитрий Солунский является Небесным покровителем нашего города

6. ее Ее Е е

Улица Елшанская, проспект Егорова

Город Камышин — третий по величине в Волгоградской области, он находится на берегах рек Камышинка и Волга.

7. жЖж Жж ЖЖж жЖ

Жизнь житье-бытьё

В городе Камышин живут замечательные люди.

8. зз Зз Зз

Здание зодчий заповедники

Свято-Никольская церковь освящена 22 марта 1775года. В Камышине нет ни одного сооружения старше этого храма.

9. Ии ии Ии иИ ии

История исторический

Камышин сегодня - это город на Волге с богатой историей. Основанный в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича на правом берегу Волги.

10. Ккк Кк кК кк кк

Река Камышинка, город Камышин

Краеведческим музей — это настоящий дворец. Музей проводит уникальные экскурсии и рассказывает о богатой истории города и его жителях. Гордость музея- ценная коллекция окаменелостей древних растений. А собрание отпечатков на камнях не имеют аналогов в мире.

Городской парк культуры и отдыха имени Комсомольцев-добровольцев в 1907 году. В Камышине практически не было деревьев. Создание городского сада спасло камышан от пыли и зноя, сделало город красивее, благотворно сказалось не только на здоровье, но и на культурном уровне жителей.

Камышин своим купечеством. Слава о камышинских купцах шла по всей России и за ее пределами. Здесь же шла бойкая торговля знаменитыми камышинскими арбузами, овощами и фруктами, изделиями местных промысловиков и ремесленников.

11. лЛ лЛ лЛ лЛ лЛ

Площадь имени А.М. Колгатина

Колгатин Александр Михайлович родился в городе Камышине .Смертельно раненый в грудь Александр привел мины в действие. От мощных взрывов погибли 11 бандитов и более десятка были ранены. Показал личный пример мужества и героизма.

12. мм ММмММмМмм

река Медведица, улица Мира

Река Медведица - левый приток Волги.

Популярный эстрадный певец и композитор Евгений Мартынов родился в нашем городе. Его мать - камышанка. Объявлен почётным гражданином Камышина.



13. НнннНннн

Новые неизведанные незнакомые

Набережная – это любимое место отдыха горожан и туристов. Местные жители считают её своей визитной карточкой. 

Никольский кафедральный собор был возведён в конце XVIII века. После революции помещения отдали под склад. В 40-х собор стал вторым действующим храмом региона. Сейчас при нём работают центр декоративно-прикладного искусства, приходская школа и православная библиотека.

14. оОо О оОо оо ООО

Солёное озеро Эльтон

Отчизна, отечество и отец - однокоренные слова.

15. ппп Пп Пп Пп ппп

Подвиг поступок поединок

Маресьев Алексей Петрович уроженец города Камышина. Легендарный летчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага.

Парк Победы -музей под открытым небом заложен на берегу реки Камышинки, как символ великого подвига советского народа.

В 1899 году вся Россия отмечала столетие Александра Сергеевича Пушкина. В его честь Аптекарскую улицу решили переименовать в Пушкинскую.

16. рр Рр РРр Ррр

Родина Россия

Как красив Городской парк!

17. сс Сс Сс Сс

Река Семёновка, река Солодовка

Где-то далеко, далеко от столицы протекает речка Солодовка.

18. mm TT тт ТТ

Космос, первый космонавт, улица Терешковой

В Камышине есть улица имени Валентины Терешковой и Алексея Леонова. Улицы космонавтам появлялись сразу же после их полёта в космос.

19. ууУуУууу

устье исток приток

Устьем Волги является Каспийское море.

Камышинские горы Уши - природный памятник России.

20. фф Фф Фф фф

Фольклор искусство

Фолькло́р — народное творчество, народное искусство.

21. хх ХХ хХ Хх хх

Хоккей, улица Хорошунова

Историк-краевед Евгений Хорошунов приехал в Камышин 30-летним и посвятил этому городу всю оставшуюся жизнь. Он открыл для России тайны истории одного из её городов.

22.ЦЦ цц Цц Цц

Царицын город победа

Своё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу.

23. чч Чч чч Чч чч

Чайковский Пётр Ильич

Балеты П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица» идут на сцене театра.

24.шш ШшШ шШ

Михаил Александрович Шолохов жил в доме по улице Набережной, где сегодня разместился историко-краеведческий музей. Был военным корреспондентом, ставший настоящим печатным оружием в грозные годы, вселявший боевой дух в ряды наших воинов. именно в Камышине начал писать свой роман «Они сражались за Родину».

26. Ээ Эээ эээ

Экспонат экскурсия экспозиция

Этнография - культура и быт народов.

27. Юю юю Юю юю

Юг южный южанин

Птицы улетели на юг. С моря дует южный ветер .

28. Яяя ЯЯ яя яя

Ярко ясно

Главное — во всех ситуациях сохранять спокойствие и иметь ясную голову.

29. ъь ыъ ьы ъьы

Дряхлый старик сидел на завалинке у своего дома.

30. Ий Йи Ий Йи

Ночь выдалась ясной, и всё же в скудном свете, сочившемся сквозь закопчённые стёкла стоявших на каждом углу газовых фонарей, пейзаж был едва различим.

Использую в ходе уроков разного типа тексты, способствующие формированию чувства сопричастности к историческому прошлому края, к его природе. Например: упражнение «Дорожные записки» – учащиеся самостоятельно составляют текст о родном городе, используя записи на доске:

В, берёзы, парке, сосны, растут, и

Река, рядом, протекает, Волга

Рекой, за, сосновый, раскинулся, бор

Ученики составляют предложения из слов каждой строчки, записывают их у доски с комментированием, по ходу работы выполняют грамматические задания по выбору учителя.

Например, найти имена собственные, разобрать предложения по членам предложения и частям речи, определить падежи имён существительных или спряжения глаголов.

Использую на уроках игру «Корректор»

До 1917 года в городе действовало 7 православных церквей, одна католическая и одна лютеранская. Культурная жизнь города была достаточно разнообразной. Был открыт парк, названный Александровским в память императора Александра II, работала городская библиотека, действовал частный музей древностей.

Из любого краеведческого текста можно выписать различные части речи, разобрать сделать фонетический, морфологический или грамматический разбор, и т. д.

Очень нравятся детям разгадывать шарады. Они могут носить краеведческий характер:

1.Корень найдёшь ты в названии нашей планеты.

А окончание - в слове ущелье найдёшь.

Если Ж' приставку ты выделишь в слове подвеска.

Значит, ты выполнил верно, заданье своё.( под-земель-е)

2.К торжественному крику прибавь согласные звук.

Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Ура-л)

3. Ищите в танце первый слог,

Вторых два - цифра и предлог,

А целым мы зовем людей,

Готовых жизнь отдать в бою

На благо Родины своей.(Па-три-от)

Вот примеры диктантов, в которых использован краеведческий материал:

1 класс. Птицы на улицах города,

В лесах Волгоградской области живут разные плицы. Некоторые из них можно увидеть на улицах Камышина. Рядом с нами живут воробьи, синицы, голуби, галки, вороны. На зиму прилетают снегири.

2 класс. Мой край.

Я люблю своё село Петрунино. Чудесная берёзовая роща стоит за нашим селом. Как хороша она весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зелёным пушком. Весело свищут синицы. Они долго ждали этой поры. На речке Иловле уже растаял лёд. Скоро прилетят с юга птицы,

3 класс. Осень в городе,

В родной Камышин пришла осень. Деревья и кусты надели яркие наряды, как будто собрались на праздник. А люди спешат по делам и не замечают этой красоты. Только иногда заставит замереть яркая ветка рябины. Или резной кленовый лист опустится прямо под ноги. Или дрогнет сердце при виде желтеющей берёзы. Деревья не только украшают нашу жизнь, но и очищают воздух.

4 класс.

Изложение «Обида»- рассказ писателя Валерьяна Баталова.

Пробираясь меж густых трав и кустарников, бесшумно течёт ручеёк. Там, где упавшая валежина заставила его выточить небольшое озерцо, качается - кружится лёгкий берестяной черпачок. Кто-то проходил мимо, напился и пустил его, словно игрушечное судёнышко, в плавание.

А рядом стоит берёзка. Это с её белоснежного ствола снято колечко бересты. Всё ниже опускаются её зелёные косы, и вот уже почти незаметной становится нанесённая рана...

Проходят .мимо лесного ручья охотники. Черпают освежающую прохладу, плещут ею в лицо, улыбаются берёзке. Но она молчит. Не хочет забывать давней обиды.

Валежина - дерево, лежащее на земле (поваленное ветром, засохшее и т.п.).

На уроках русского языка я так же работаю с образными выражениями и пословицами :

«Волга - матушка, а Кама - доченька»,

«Волга - старшая сестра Камы»,

«Дитятко, что тесто: Как замесил, так и вышло»,

«Каждой буханочке - своё времечко».

«Лапти плести - и то ремесло».

«Дитя много не хвали - в медведя превратится»,

«На родине и пасмурный день светел»,

«В чужом краю и своей вороне рад».

Содержание многих текстов учебников позволяет формировать такие нравственные качества ребёнка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому родной страны и своего края. Дети получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом, замечательные памятники России. Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, которая проводится учителем специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением, выражать свои мысли в устной и письменной форме. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры. Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре Пермского края. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение дня развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота.

В целом, большинство из нас - патриоты своей Родины. Но всё равно очень остро продолжают стоять сегодня проблемы памяти и нравственности. На мой взгляд, решение этих основных проблем поможет решить все остальные. Общество движется вперёд по пути прогресса, но без духовного обновления невозможно добиться других преобразований. Пока не изменится отношение человека к своей малой родине, мы не сможем достичь желаемых результатов. Одной из главных задач учителя на сегодня является воспитание гражданина своего Отечества. Именно поэтому необходимо уделять внимание краеведению как одному из важнейших предметов в школьной программе. Начальная школа является первой ступенью гражданского образования. Перед учителем начальных классов стоит задача формирования основ гражданской позиции младшего школьника через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории в традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Для каждого человека понятие «отчий дом» связано со своей семьёй, своим домом, с детством, «Иваны, не помнящие родства...» - так говорили о .людях, которые не знали своих предков. Не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения. К тому же стоит помнить непреложный закон: забудешь ты - забудут и тебя.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие -

Таким законом наши предки жили.

Храни огонь родного очага.

Н.М.Языков.







































Список литературы

Бианки В.В. Клуб Колумбов/ Худож. А.Якобсон.-Л.: Детгиз., 1959.-128с.

Болотова Е.Ю., Галкова О.В., Савицкая О.Н. История культурного наследия Волгоградского региона. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2009.

Галкова О.В., Назаров А.А.., Савицкая О.Н. Исторические населенные места Волгоградской области как важная часть ее культурного наследия //Стрежень. Научный ежегодник. 2010. № 8.

Лихачев Д. С. Раздумья о России. — 2-е изд., испр. — СПб.: Logos, 2004. — 667 с.

Серебряная В.В. Проблемы сохранения архитектурного наследия г. Камышина // Интернет-вестник ВолгГАСУ, № 2(9). Волгоград, 2009

Смелов Л. Камышин из века в век. Волгоград, 2008.

Смелов Л. Путеводитель по старому Камышину. Камышин, 2010.



Опубликовано


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 14.08.22 в 12:31 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна, интересный опыт!
Печёнкина Светлана Анатольевна, 14.08.22 в 12:41 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста. Спасибо большое за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.