«Краеведение как форма патриотического воспитания на уроках литературы»

1
0
Материал опубликован 23 May

Тема семинара-практикума: «Краеведение как форма патриотического воспитания на уроках литературы»

Введение.

         Актуальность исследования.

Воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания на уроках литературы легло в Федеральную целевую программу. Она утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у обучающихся активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.

 Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи. Литература располагает для этого большими возможностями.

Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод.

Культурные страницы нашего региона, области и страны богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».                                                                                  

        Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

         

 Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

       

Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

- формировать у детей любовь и преданность Родине;

- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

- развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Литературное краеведение развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий.

Сегодня я хочу остановиться на современном уроке литературы.

Цель моего выступления – представление аудитории ряда приёмов и методов, форм работы,  используемых мною на уроке литературы и эффективно влияющих на развитие  и воспитание патриотизма обучающихся.

Задачи:

1) включение в уроки литературы краеведческого материала, способствующего развитию патриотизма у обучающихся;

2) создание условия для приобретения учащимися учебных умений, необходимых для дальнейшего образования, содействие  в поддержке внутренней учебной мотивации на основе интереса к краеведению;

3) внедрение в педагогическую практику такой организации учебного процесса, которая способствовала бы развитию учеников, стимулировала бы на самообучаемость школьника;

4) вовлечение во внеклассную работу обучающихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных детей.

Проблема развития и воспитания патриотизма у школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды, поэтому актуальность выбранной  темы не оставляет сомнений.

Новизна моего опыта заключается в разработке содержания уроков литературы в 5 классе с использованием краеведческого материала, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников, формирование их позитивной учебной мотивации, развитие интеллекта, творческого мышления.      

Формы краеведения на уроке литературы. Понятие литературного краеведения.

         От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.  Школьные годы – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.

             Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных  образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.  Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).

      

         Литературное краеведение способствует изучению биографии и творчества писателя. Известно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».

     

          Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы - общекраеведческие знания и региональные.

         К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России.

          Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших.

         Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.

       На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Изучение биографии писателя кажется легкой задачей лишь на первый взгляд. Учитель встречает много трудностей в этой работе. Словесник, подходящий творчески к этой проблеме, ищет новые подходы к изучению биографии писателя. Некоторыми из таких подходов, который может оживить урок, предать колорит эпохи, показать живой облик писателя заинтересовать его творчеством, обратить внимание на его связи с местным краем, с жизнью родного народа являются:

-включение краеведческого материала во вступительное слово учителя, в обращение к воспоминаниям современников о писателе(Алексей Толстой о Сергее Есенине писал:«Фамилия Есенин — русская — коренная, в ней звучат языческие корни — Овсень, Таусень, осень, Ясень — связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом»), в подборе эпиграфа (при изучении творчества Л.Н.Толстого в эпиграфе можно использовать строки из его дневника : «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней» ), в предварительную и обобщающую беседы( и т.д.;

-обращение к известному опыту методистов-краеведов (включение в увлекательное и эмоциональное начало краеведческого характера в слово учителя, эпизодов из детства писателя, жизни в родном крае ( Волков А.И., Ефимцев Б.);

-заочная экскурсия по местам, где жил и творил писатель( культура.рф – сайт);

-монтаж из отрывков писем и воспоминаний современников автора.

При изучении произведений на уроке литературы возможны такие формы использования краеведческого материала:

-путешествие по тропам главного героя («Путь Петра Гринева»);

- показ отражения воспоминаний писателя о крае в произведениях;

-обращение к географическим названиям в произведении через топонимы;

-лингвистический анализ речи героев в аспекте лингвокраеведения;

- воспроизведение магнитофонных записей, содержащих информацию краеведческого характера;

- показ экспонатов  школьного музея - коллекций подлинных  предметов (документы, предметы быта, украшения, орудия труда и пр.);

- использование наглядных пособий краеведческого характера (например, макеты, гербарии);

- демонстрация карт, таблиц, диаграмм, схем из официальных источников, содержащих  сведения о родном крае;

- просмотр альбомов, фотографий, иллюстраций, диафильмов, видеофильмов, содержащих краеведческий материал.


Краеведческий материал может составлять содержание целого урока или же являться его элементом. Так, тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. может иметь форму музейного урока.

Самой распространенным методом работы с краеведческим материалом является информационно-рецептивный, который предполагает выдачу готовой информации уч-ся, но, как показывает опыт работы, в современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения.

  1. Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты, где дети учатся     анализировать, отбирать самые главные, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с жизнью края и страны.
  2. Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о людях труда (прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии).
  3.  Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий (Прямая передача знаний людей различных поколений, профессий, влечений и умений подросткам создает особую, творческую и    дружескую, гармоничную атмосферу. Именно в такие моменты     слова:героизм, патриотизм, Родина – приобретают не отвлеченное     значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный   воспитывающий эффект).
  4. Специфические методы использования краеведческого материала на уроках литературы: сочинения, изложения, рефераты, сообщения учащихся по программному материалу, основанные на учебно-исследовательских  работах краеведческого характера; иллюстрация сюжета изучаемой темы справками из жизни родного края, подтверждающими достоверность описанного; систематизация произведений фольклора данной местности; изучение, анализ произведений местных авторов (как иллюстрация к изучаемой теме); участие в литературных чтениях, конференциях, посвящённых родившимся или жившим в данной местности писателям, поэтам, филологам прошлого; экскурсии по памятным местам, связанным с литературой; составление карт района, области.

В нашей школе педагогами и учениками накоплена огромная краеведческая база, ребята совместно с педагогами школы принимают участие в литературно-краеведческих конкурсах.

Например, краеведческий историко-литературный конкурс «Великой победе – 70 лет» на тему «Лётчики Великой Отечественной войны Герои               Советского Союза П.И.Хохлов, П.И.Романов, Т.П.Обухов». Сочинение о летчиках-земляках и их вкладе в победу в ВОВ раскрывает тему патриотизма простых людей.

Сочинение «Человек труда» на конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край» повествует о Быкове Борисе Борисовиче, который сорок три года проработал механизатором, выращивал хлеб. Главной задачей этой работы было показать, что любовь к Родине начинается с малого- с любви к родному краю, со знания его истории, уважения к землякам.

     Конкурс творческих проектов учащихся «Моя семейная реликвия», в которых наша школа принимает активное ежегодное участие. Первостепенная задача конкурса- изучение исторического прошлого и культурного наследия страны, уважение и передачи семейных традиций.

Конкурс творческих работ «Ожившие страницы истории» в номинации «Журналистика» на тему «Ничто не забыто? Никто не забыт?». Цель работы- обращение к страницам истории нашего края. Частой темой таких работ является освящение имени маршала В.И.Чуйковаж.


        Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.

Формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Литературное краеведение как форма внеклассной и внешкольной работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
       Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны.  
   

         Наиболее простая форма, с точки зрения организации и активности учащихся,- литературная встреча. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят.

      Во многих школах систематически практикуются литературные концерты. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

       На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.

       Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.

       

       Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных - литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.       

       

        Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

         Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в  школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб.


Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе.

В программе под редакцией В.Я.Коровиной не предусмотрен краеведческий материал, не запланированы отдельные часы на изучение литературы родного края, как это прописано в программе под редакцией Г.С..Меркина. Именно поэтому я считаю возможным вводить краеведение на уроках литературы как краеведческое дополнение к урокам наряду с основным программным материалом. Приведу таблицу планирования краеведческого материала в системе уроков 5 класса как элемент краеведческого дополнения.


Краеведческий материал на уроках литературы.

5 класс

№ урока в

плане

Тема урока

(раздела)

Краеведческое дополнение в системе урочной деятельности

Формирование

компетенции

1.

Вводный урок. Книга в жизни человека

«Всему начало здесь, в краю моём родимом…»

Выставка книг писателей о родном крае ( П.Семин, Ю.Павлихин, И.Садофьев, С.Чекмарев)

«Книга – духовное завещание одного поколения другому»

Работа с разными видами текстов (художественными и публицистическими)

14.

Роды и жанры литературы и их основные признаки.(резервный  урок

Легенды и были Серебряно-Прудской края краеведа Волкова А.И.

Способность к интерпретации текста.

42

Биография и творчество

Л.Н.Толстого.

 Заочное путешествие в Ясную Поляну.

Умение работать с разными типами информации

52

С.А.Есенин. Родина и родная природа

Индивидуальный проект «Дом родной в лирике поэтов-земляков»

Готовность к распространению разных видов текстов.

53-54

Резервный урок. Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня»

Развитие речи.Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.

Индивидуальный проект «Писатели родного края о природе в разное время года»

Готовность к распространению текста.

74

Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок.

«Край Серебряно-Прудский в лицах и событиях» - знакомство с избранными статьями из книги А. И. Волкова.

«Они ковали Победу» - выборочное чтение избранных глав книга Б.Ефимцева



Умение анализировать текст (читательская грамотность)

79

Внеклассное чтение. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства.

«Роль детских воспоминаний в творчестве писателей –земляков Серебряно-Прудского района»

Готовность к чтению и интерпретации текста.


Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX и XX веков)

Проба критического пера.

Разбор одного стихотворения (И.Садофьев, С.Чекмарев).

Способность к созданию собственных текстов разных видов и жанров.


Классное сочинение «Поэтизация русской природы в лирике XX века»

« Земля Серебряно-Прудская, я дома…» Сочинение по любимому стихотворению

Способность к созданию собственных текстов разных видов и жанров.


Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Выразительное чтение стихотворений местных поэтов-земляков о родине.

Навыки выразительного чтения

102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

Выявление уровня литературного развития учащихся и знаний литературы родного края.

Способность к интерпретации (анализ языковой и литературной информации).


Всего спланировано 11 уроков с краеведческим дополнением. Почти все они посвящены чтению книг, поэтических сборников поэтов-земляков о родном крае.

Введение в систему уроков литературы в 5 классе произведений поэтов родного края обусловлено прежде всего воспитательными задачами. На данном этапе обучения – это первое знакомство с книгами поэтов родного края. Так как в литературе для 5 класса изучение лирических произведений строится в основном на материале стихотворений русских классиков XIX и XX веков о природе и о родном крае, то я посчитала возможным введение в систему планирования имена поэтов-земляков, краеведов, признанных патриотов родной земли, воспевающих красоту родной природы. К таким именам относятся поэты- серебрянопрудцы (П.Семин, Ю.Павлихин, И.Садофьев, С.Чекмарев) и поэты, жившие в соседних областях (Тульская область – Л.Н.Толстой,Рязанская область – С.А.Есенин).

В 5-9 классах не стоит ограничиваться в использовании краеведческого материала о поэтах-земляках Серебряно-Прудского района. Изучение творчества любого писателя будет ярче при обращении к краеведению.

Практическое задание: внедрить в поурочное планирование по литературе 6-9 кл разные формы краеведческого материала.

6 КЛАСС

Раздел

Краеведческое дополнение в системе урочной деятельности

Античная литература.

Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Фольклор. Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.



Древнерусская литература.

«Повесть временных лет»(не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».



Литература первой половины XIX века.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.

А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и др.

Литература второй половины XIX века.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».

А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы по выбору).

А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».



Литература XX века.

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова.

Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др.

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и др.

Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др.

Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».


Зарубежная литература Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.




7 КЛАСС

Раздел

Краеведческое дополнение в системе урочной деятельности

Древнерусская литература.

Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) и др.



Литература первой половины XIX века.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент).

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».



Литература второй половины XIX века.

И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе, например, «Русский язык», «Воробей» и др.

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.



Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору).

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.



Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.



Литература конца XIX – начала XX века.

А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др.

М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.

Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.



Литература первой половины XX века.

А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.

В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.

М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др.



Литература второй половины XX века.

В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.



Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.



Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.



Зарубежная литература.

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы по выбору).

Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист».

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».





8 КЛАСС

Раздел

Краеведческое дополнение в системе урочной деятельности

Древнерусская литература.

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».



Литература XVIII века.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».



Литература первой половины XIX века.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».



Литература второй половины XIX века.

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).



Литература первой половины XX века.

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернак и др.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.



Литература второй половины XX века.

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».



Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века(не менее двух произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.



Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).



Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.



Зарубежная литература. У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).




9 КЛАСС

Раздел

Краеведческое дополнение в системе урочной деятельности

Древнерусская литература.

«Слово о полку Игореве».



Литература XVIII века.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».


Литература первой половины XIX века.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое», «Море» и др.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).

А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».


Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.



Зарубежная литература.

Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.





Заключение.

       

      Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей.

        Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению.

 «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи»,- пишет в книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев.

          Считаю, что работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять.

В литературном и лингвистическом краеведении я вижу источник патриотического воспитания школьников. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе. ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации