Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы
ДОКЛАД
ТЕМА: Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы
Автор: учитель русского языка и литературы I категории
МОУ «Сланцовская основная
общеобразовательная школа Ртищевского
района Саратовской области»
Захарова Наталия Геннадьевна
Оглавление
Вступление………………………………………………………………………3-4
Основная часть. Патриотическое воспитание школьников:
а)Уроки литературы - один из арсеналов патриотического воспитания…..4-5
б) Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения…………….5 -13
в) Воспитательные возможности краеведения……………………………….13-14
г) Творческие конкурсы – истоки патриотизма………………………………14
3. Заключение………………………………………………………………………14-15
Источники…………………………………………………………………………..16
Приложения………………………………………………………………………...17-23
Вступление
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” Константин Дмитриевич Ушинский.
Современное общественное развитие России остро ставит задачу духовного возрождения страны. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Патриотическое и гражданское воспитание молодёжи всё чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА – человека, необходимого обществу, востребованного в нём, способного к решительным действиям на созидание во благо.
Решение множества проблем в жизни страны и в жизни каждого выпускника в частности во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
События нашего времени подтверждают, что нестабильность в экономике, социальное разделение в обществе, начиная с начала 90-х годов, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие незыблемые вечные истины. Известно, что словесное искусство, как наиболее духовная область человеческой деятельности, обладает огромными воспитательными возможностями. Оно учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу, а, в конечном счёте, способствует выработке нравственной жизненной позиции и обретению истинных ценностей. Безусловно, среди многочисленных художественных творений в плане эстетического воздействия и этического воспитания высоких гражданских чувств особое место занимают произведения, написанные на тему Великой Отечественной войны. Чтение произведений о войне развивает чувство патриотизма, любви к Родине, заставляет гордиться своей страной и народом, который живёт на её территории, учит быть человечными даже в самой трудной и страшной ситуации.
В известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» есть очень важная и глубокая мысль: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.
Основная часть. Патриотическое воспитание школьников
1.На протяжении нескольких лет я работала над темой «Патриотическое воспитание и его роль в активизации познавательной деятельности». Обратиться к этой теме заставила ситуация, которая сложилась в 90-е годы. Тогда из учебной литературы оказались вытесненными произведения о Великой Отечественной войне. А ведь ещё в конце восьмидесятых патриотическое воспитание было всегда одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Каким пафосом были проникнуты произведения, сколько нового и интересного узнавали дети о своей стране, о её героическом прошлом, о её защитниках. Разве можно было спокойно читать такие произведениям, как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А. Толстого, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Сын полка» В. Катаева и многие другие.
Уроки мужества, пионерские сборы, встречи с ветеранами, митинги, концерты - всё это давало мощный толчок к тому, что не любить эту страну ты просто не можешь.
После распада Советского Союза кардинально «перекроили» учебники литературы. Канули в прошлое пионерская и комсомольская организация. «Героями труда» у нас стали артисты и телеведущие, песни наполнились бессмысленными фразами, а о существовании поэзии, похоже, совсем забыли... Прошло время. Однако по-прежнему в школьной программе недостаточно произведений о Великой Отечественной войне.
А.Т.Твардовский писал: «Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, - формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности и даже просто памятливости... Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наибольшим успехом, с наиболее благодарным результатом может применить свой опыт, свои знания, свой талант».
Итак, одним из педагогических арсеналов, воздействующих на чтение, являются уроки литературы. Но, согласитесь, читать сегодня дети не хотят, даже программные произведения. И задача учителя - развить интерес к родному языку, родному слову и, конечно же, к чтению. А вот через «что?» - тут у каждого педагога свои приёмы. Я остановлюсь на повышении интереса к военной книге и её роли в патриотическом воспитании учащихся.
Мною проанализировано содержание авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной на предмет включения в нее произведений о Великой Отечественной войне.
класс | произведения |
5 класс | «Ради жизни на Земле»: К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А. Твардовский «Рассказ танкиста» |
6 класс | К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые» В. Распутин «Уроки французского» |
7 класс | «На дорогах войны»: образы военной лирики Е.Носов «Живое пламя» |
8 класс | А. Твардовский «Василий Теркин» Стихи и песни о Великой Отечественной войне |
9 класс | М. Шолохов «Судьба человека» А. Твардовский «Я убит подо Ржевом». |
Как видно, программа содержит значимые произведения о Великой Отечественной войне, однако включает мало прозаических произведений, поэтому следует обратить внимание на рассказы и повести, при изучении которых я затрагиваю тему Великой Отечественной войны:
5 класс – А. П. Платонов «Никита» (развитие темы «Дети войны»);
6 класс – В.Г. Распутин «Уроки французского» (отражение в повести трудного послевоенного времени);
7 класс –Е.И. Носов «Кукла» (о поколении людей, прошедших через войну и их отношение к жизни), «Живое пламя» (о подвиге в годы войны, о матерях, потерявших сыновей );
8 класс –А. Платонов «Возрождение» (возвращение с фронта);
9 класс – М.А. Шолохов «Судьба человека» (о судьбе человека и судьбе Родины), А.И. Солженицын «Матрёнин двор» (о жизни в деревне в послевоенное время).
2.Понятно, что произведений о войне в основной школе недостаточно, поэтому необходимо проводить уроки внеклассного чтения. Ценность таких уроков я вижу в том, что мы изучаем произведения, которые проникнуты духом того, советского, времени. Есть возможность сравнить два поколения, ответить на вопрос: «А как бы поступил я?». Часто после прочтения использую прием «Пауза», когда необходимо обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей, попросить высказаться, не задавая никаких вопросов.
Планируя в 5-9-х классах уроки по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нём с поразительной стойкостью и самоотверженностью.
Уроки внеклассного чтения организую так:
5 класс – Проект «Война и дети - тема стихотворений о войне».
6 класс – Картины военного лихолетья и послевоенного времени в стихах и повестях русских писателей Е. Ильина «Четвёртая высота», В. Катаев «Сын полка».
Таким образом, работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи:
- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,
- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,
- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала.
Изучая героическое прошлое истории нашей страны на страницах литературных произведений, учащиеся 5-6 классов раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышляют о значении победы в ВОВ и роли простого народа, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. На таких уроках происходит беседа о Великой Отечественной войне, выразительное чтение стихотворений. Анализ текстов дополняют репродукции картин, творческие работы самих учащихся.
В 7-8-х классах – актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно:
- усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,
- дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,
- познакомить с важнейшими понятиями.
В этих классах организую самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации. Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.
В седьмом классе перед изучением «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны» провожу урок «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. У каждого в классе находится, что рассказать о своих родственниках – участниках войны.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Для самостоятельного чтения рекомендую повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с последующим обсуждением на уроке внеклассного чтения.
В 8 классе провожу урок внеклассного чтения «На детстве войны отметина». Начинаю его с составления ассоциограммы к слову «дети». Ребята обычно называют слова: радость, улыбки, родители, школа, беспечность, беззаботность, внимание и другие, которые мы записываем на доске. Затем смотрим презентацию «Дети войны», анализируем стихи и песни о Великой Отечественной войне. А в конце урока снова составляем ассоциограмму, но уже со словосочетанием «дети войны». Теперь ребята называют совершенно другие слова: слезы, горе, боль, смерть, одиночество, нет дома, нет родителей, голод. Ещё один урок посвящаю обсуждению самостоятельно прочитанной повести В. Богомолова «Иван».
Повесть Владимира Богомолова требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.[Приложение 1]
В 9 классе на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России:
- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,
- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументировано её доказывать.
Особенно точно и ярко это можно пронаблюдать на примере произведений М.Шолохова «Судьба человека», стихотворений А.Т. Твардовского. На примере величия народного подвига у учащихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.
Урок внеклассного чтения провожу по произведениям Б. Васильева «В списках не значился» и «А зори здесь тихие». Это произведения о людях, чувствующих и несущих личную ответственность за судьбу страны. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех, почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Пятеро совсем ещё юных девчат и бывалый солдат... У каждой из девушек свой суровый счёт с фашистами. У Риты Осяниной - гибель "на второй день войны в утренней контратаке" мужа. У Жени Комельковой - "маму, сестру, братишку - всех из пулемёта уложили"... У Сони Гурвич - "дружная и очень большая семья" в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - "несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья". У Гали Четвертак - неосуществлённые мечты. Разные характеры, разные жизни, но одна любовь к Родине и ненависть к врагу. Все девушки погибли, навеки остались лежать в краю, где зори тихие-тихие. И это очень больно, потому что война - не женское дело и "у войны - не женское лицо".Благодаря Васковым и тысячам таких же, как он, была одержана победа.
Повесть интересна старшеклассникам тем, что ее героини по возрасту близки им. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивал, что его повесть адресована прежде всего молодежи: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими, понятными - их современницами и в то же время девчонками 30-х годов». Писатель исследует нравственные истоки героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В основу повести положен маленький в масштабах войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая воина - в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека.
Повесть написана страстно, эмоционально и в то же время просто. Поэтому нельзя без волнения следить за судьбами героев, поэтому с такой взволнованностью пишут старшеклассники о пережитом во время чтения. В их нравственно-патриотическом воспитании повесть, безусловно, играет огромную роль.
Чтобы выяснить, как учащиеся восприняли произведение, им было предложено ответить на несколько вопросов:
Что вам особенно запомнилось в повести? Какие эпизоды произвели наиболее
сильное впечатление?
Кто из героев повести особенно понравился и почему?
Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения?
Какие вопросы нужно, по-вашему, обсудить в классе?
По какой теме вы хотели бы выступить?
Изучение повести рекомендую провести на сдвоенных уроках.
Цели уроков:
1-ый урок:
1. Раскрыть мысль писателя, выраженную в эпиграфе.
2. Подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину.
2-ой урок:
1. Раскрыть роль образа Ф.Васкова, сравнив его с другими героями русской литературы.
2. Объяснить смысл названия повести.
Эпиграф
Женщина для меня - это воплощение гармонии жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Б.Васильев.
Предлагаю сценарий уроков:
Организация урока. Определение цели урока.
-Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе, чтение наизусть отрывков из поэтических произведений о войне, знакомство учащихся с историей создания повести и ее автором.
Б. Васильев - участник Великой Отечественной войны, после войны - военный инженер, потом - кинодраматург. «А зори здесь тихие...» - его первое прозаическое произведение. Оно* было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Не случайно, что первое произведение писателя о войне: для всех, переживших войну, она осталась самым страшным и самым главным в их жизни событием.
Писатель вспоминал: «... замысел повести родился от "толчка памяти"». На фронт я попал, едва окончив 10-ый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого бала борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...»
Контраст становится и в повести одним из основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название - контраст тому, о чем в ней рассказывается.
-Работа с учащимися по повести.
а) ответ на вопрос:
- где происходит действие повести и какие события в ней описаны?
(в Карелии, на глухом разъезде. Основное событие-гибель главных героинь - девушек-зенитчиц в неравной борьбе с фашистскими диверсантами. При этом важное значение в повести имеют картины мирной довоенной жизни девушек, их мечты и надежды, которым не суждено сбыться.)
б) индивидуальные сообщения учащихся, заранее подготовленные под руководством учителя:
о Рите Осяниной,
о Жене Комельковой.
в) выводы учителя.
г) анализ повести по вопросам:
-Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?
-Что привело девушек на фронт?
-Что мы узнаем об их прошлом?
-Почему воспоминания о довоенной жизни Сони, Гали и Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них?
-Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?
-Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
-Писателю часто задают вопрос: «Почему все девушки в повести погибают?» Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Ответы на первые четыре вопроса дают возможность учителю еще раз подчеркнуть мысль об антитезе как основном авторском приеме, помогающем раскрыть « самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений» - женщина и война. Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, вели себя не так, как положено на войне: «... днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, загорали, вместо команды — «насмешка полная»: « Люда, Вера, Катенька - в караул!», «сапоги на тонком чулке, портянки намотаны, как шарфики».
Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света особенно ясно дает почувствовать, как «глупо ... несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет ...», Автор смотрит на своих героинь как старший, сильный, умудренный опытом человек, понимающий, что война и женщина - понятия несовместимые. Комментируя ответы на 5 и 6 вопросы, учитель должен помочь учащимся правильно понять поведение и состояние Сони Гурвич и особенно Гали Четвертак, которую ученики обычно осуждают за трусость).Нужно предложить школьникам вопросы, которые помогут им обратить внимание на детали, не замеченные при самостоятельном чтении:
-Какие чувства вызывают Соня и Галя у Федота Евграфыча?
(жалость)
-Как переносят эти девушки трудности пути?
(стойко, без жалоб и слез)
-Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
-Почему он берет Галю в разведку?
Ответив на эти вопросы, ученики уже не осуждают Галю, а тем более Соню, а жалеют их. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б.Васильев, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».
Обобщая ответы учащихся на 7 вопрос, можно прочесть, как ответил на него сам Борис Васильев на одной из читательских конференций: «Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью наших людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девчонки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».
д) выразительное чтение сцены последнего разговора Федота Васкова и Риты Осяниной.
Второй урок.
Доклад ученика, подготовленный с помощью учителя на тему: «Федот Евграфыч Васков».
(прошлое Васкова, герой в начале повести, взаимоотношения с девушками, авторское отношение к Васкову: от юмора к « соучастию», слияние голоса автора и героя в конце повести. Разъяснение смысла афоризмов Васкова: «Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает», «Командир, он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненным должен быть».)
Выразительное чтение учащимися фрагментов из глав:
13-ая («Одно знал Васков в этом бою - не отступать...»),
14-ая («Он уже миновал соснячок...»).
Обсуждение проблемных вопросов:
-почему Васков решил принять бой, когда выяснилось, что силы неравные? (на войне нужно защищать Родину)
-почему Васков один с одним патроном в нагане и с гранатой без запала смог взять в плен четырех немцев?
(потеряв всех девушек, он уже ничего не боится. Главное для него - отомстить за всех, за Родину)
-с какими известными вам героями произведений о Великой Отечественной войне вы могли бы сравнить Федота Васкова? В чем?
(с Андреем Соколовым из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» - опытный, мужественный, человечный, с Василием Теркиным из поэмы А.Т.Твардовского - опытный воин, мастер на все руки, находчивый, может все предусмотреть)
Вывод учителя об образе Ф.Е.Васкова.
Ф.Е.Васков - любимый герой Б.Васильева. Он писал: «Мне нравятся люди, которые негромко живут, но, если надо идут в бой, на смерть; знают, во имя чего спасают тонущего ребенка, мчатся в ночь к больному человеку, строят город в пустыне». Б.Васильев говорил, что встречал немало людей такого склада. «Я отношусь к ним, - говорил писатель, - с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за свое дело в жизни.
Учитель может рассказать о людях, которых можно назвать прототипами Васкова, о героях других произведений Б. Васильева, живущих «негромко», но, если надо, идущих в бой на смерть.Лучший пример беззаветного героизма солдата - образ Николая Плужникова в повести "В списках не значился". Герой дрался с врагом до последнего патрона. Единственное чувство, которое руководило им в той неравной схватке с фашистами, было чувство ответственности за судьбу Родины, за судьбу своего народа. Оставшись один, он не прекратил борьбу, выполнил свой солдатский долг до конца. Даже фашисты отдали ему честь, оценив мужество и стойкость бойца.
-Обсуждение смысла названия повести «А зори здесь тихие».
Повесть носит необычное для произведения о войне название. Сравните: «Разгром», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Убиты под Москвой», «Прокляты и убиты», «В окопах Сталинграда», «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Непокоренные» и «А зори здесь тихие...».
-Почему Б. Васильев так назвал свою повесть? Как вы понимаете смысл ее названия?
(девушки погибли во имя тихих зорь, т. е. мира, будущего; в названии противопоставляется мирная счастливая жизнь и жестокость войны, выражается протест против войны; тихие зори хранят память обо всех событиях, произошедших на лесном разъезде
- так возникает тема памяти).
Комментарий учителем ответов учащихся.Название повести многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через все произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчеркивают красоту и торжественность северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что рядом война и смерть. Тихие зори - это рассвет, начало нового дня, то есть продолжение жизни, которую не смог уничтожить враг, так как на его пути встали те, кто ценой своей жизни отстоял ее продолжение. Так в названии повести объединяются ее основные темы: антивоенная и патриотическая.
6. Завершение урока.
Эмоциональным завершением урока может быть чтение одного из стихотворений о Великой Отечественной войне, созвучных содержанию повести. Например, стихотворения Ю.Друниной «Шли девчата домой из победных полков» или прослушивание песни Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова «Журавли».
После прочтения и изучения этих произведений у большинства детей возникает желание почитать книги о войне.
3.В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несёт в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит любить свои родные места, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. При изучении поэтических произведений о Великой Отечественной войне, обязательно знакомлю учащихся со стихами нашей землячки Ульяновой Т. Б., в семье которой хранятся ценные реликвии - ордена и медали, добытые в тяжелых боях, походная сумка, письма, документы её отца Гуркина Бориса Александровича, участника Сталинградской битвы. Из воспоминаний родителей Татьяна Борисовна знает о кровавых событиях той поры и охотно делится ими. Татьяна Борисовна откликнулась на просьбу заведующего местным Домом культуры и написала стихотворение к шестьдесят пятой годовщине Великой Победы. [Приложение 1]
Наполнено радостью победы, патриотизмом, призывом хранить в нашей памяти бессмертный подвиг русского народа, освободившего нашу Родину от фашистских захватчиков, стихотворение «День Победы».[Приложение 3]
4.Возможность сформировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину; раскрыть духовные и нравственные истоки патриотизма; расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков; показать значение и сущность Великой Победы в войне 1941–1945 гг. дают творческие конкурсы. В преддверии юбилейной даты 75-летия Великой Победы обучающиеся нашей школы принимали участие в школьном конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим». Исследовательская работа «Великая Отечественная война в судьбе человека», представленная обучающимися 9 класса Агаповой А. и Хохловой В. на большой краеведческий Форум «Дети войны. Воспоминания», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, заняла почётное 3 место. 3 место присуждено сочинению учащейся 6 класса Сёмкиной А. в региональном конкурсе сочинений «Без срока давности».
В ходе исследования учащиеся осознают, что для них ветераны войны перестают быть только простыми людьми, окружавшими их на протяжении жизни, они раскрываются с незнакомой для ребят героической стороны. Отношение к Великой Отечественной войне, к подвигу народа через призму родной семьи, истории своего района, города, государства приобретает более чувственный, эмоциональный, личностно-значимый характер.
Так, знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего земляка.
Заключение
Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своей малой Родине, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего. Особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.Ожидаемые мною результаты подтверждаются. У детей после уроков, посвящённых годам Великой Отечественной войны, повышается интерес к чтению, эмоциональная устойчивость, формируется нравственный идеал. Вся моя работа направлена на воспитание у учащихся чувства сопричастности к этим подвигам.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературы в этом плане невозможно переоценить. Пусть в жизни не каждому дано сравниться с героями того времени, но каждый истинный патриот свершит то, что в его силах, а если потребуется, то и сверх сил.
Ничто иное, как книги, не сможет передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения о войне. Литература, возможно, не в силах изменить мир, но всё же книги о войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хоть каплю доброты и внимания в нашу жизнь, они могут помочь нам передать нашим детям память о Великой Отечественной войне и осознание ценности мирной жизни.
И поэтому наша задача - не только сохранить, но передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.
Нам кажется, что Великая Отечественная Война осталась в далёком прошлом. Но поколения, которые идут за нами, не должны забывать страшное время или оценивать его неверно, или относиться к нему чересчур легко («подумаешь – была война, была победа!»). Как известно, забвение может вести к повторению. Об этом каждый учитель должен помнить прежде всего.
Свою работу мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошёл путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Источники
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/download
http://pedsovet.org/
1. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
2. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Приложения
Приложение 1
Технологическая карта
Предмет | Литература. Внеклассное чтение | Класс | 8 | |||||
Тема урока | В. Богомолов «Иван». | № урока | 54 | |||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||||
Цели | - осмысление содержания повести; - анализ эпизодов повести (по выбору учащихся); - развитие общих навыков работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя; - воспитание у учащихся эмоциональной чуткости к художественному слову, высших моральных качеств. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | |||||||
Знать: учится навыкам устной монологической речи | Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества; формулирует и высказывает свою точку зрения на события и поступки героев. | |||||||
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану. | ||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | |||||
учителя | учащихся | |||||||
1 | Мотивация Цель : включение учащихся в деятельность | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания | «Дерево целей». Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве». | Настраиваются на работу, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | ||||
2 | Актуализация субъективного опыта Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции | Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические:- анализ, синтез. Регулятивные:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия | Звучит музыка: Б. Окуджава «До свидания, мальчики». Учитель: -Война! Она несет горе, одиночество, потерю близких, смерть. Но особенно она не совместима со словом «детство». Показывает орден Отечественной войны, формулирует проблемный вопрос урока «Каков он – герой войны?» | Ученик читает стихотворение Н. Трегубова Ах, если б не было войны..» Ах, если б не было войны… Земля была полна бы цветом, И мир искрился ярким светом, И не были убиты где-то Те дети, что родились до войны. Ах, если б не было войны… Слушают учителя, отвечают на вопросы, с помощью толкового словаря С.И.Ожегова, определяют лексическое значение слова «герой», рассматривают орден, формулируют цель предстоящей деятельности. | ||||
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала Цель: -развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; Физминутка | Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Регулятивные УУД:прогнозирование, рефлексия, оценка. | Предлагает заслушать сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя В.Богомолова .Демонструет слайды презентации. Задаёт вопрос о главном герое – Иване: «Каким предстаёт перед нами Иван в самом начале произведения?» Предлагает зачитать портрет героя и выявить его роль. Предлагает прочитать по ролям эпизод «Иван требует позвонить в штаб». Просит доказать строками повести, что Иван – разведчик, который добывает важные сведения. Просит выразительно прочитать и прокомментировать эпизод «Встреча Ивана с Холиным». Предлагает посмотреть кадры из художественного фильма А.Тарковского «Иваново детство» и ответить на вопрос: «Почему Иван отказывается ехать в суворовское училище». Предлагает рассмотреть иллюстрацию к повести и ответить на вопрос: «Какие строки последней главы повести наиболее ярко раскрывают героизм 12-го мальчика?» | Ученики рассказывают о жизни и творчестве В.Богомолова, знакомятся с названиями книг писателя о войне. Находят в тексте по группам описание внешности героя и определяют роль портрета. Находят в тексте строки, повествующие о донесении Ивана, цитируют их. Выразительно читают по ролям эпизод «Встреча Ивана с Холиным» и комментируют его. Смотрят кадры из фильма и отвечают на вопрос. Рассматривают иллюстрацию к повести, пересказывают эпизоды произведения. Участвуют в коллективном диалоге. Комментируют эпизод. Дают нравственную оценку героя. | ||||
4 | Первичная проверка понимания Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД:прогнозирование. Познавательные УУД:выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | Организует работу в группе по созданию коллективного отзыва учащихся класса о повести В.Богомолова «Иван» (приложение №1 «Правила работы в группе» и приложение №2 «Создание коллективного отзыва учащихся»). Предлагает заслушать ответы учащихся. Уточняет и комментирует выступления учащихся. | Распределяют в группе обязанности, отвечают на вопросы (приложение №2), подбирают аргументы для подтверждения своего мнения, создают коллективный отзыв о повести. Готовят выступления от группы. Создают устные монологические высказывания. | ||||
5 | Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей | - Давайте поразмышляем, каким бы стал Иван, если бы остался жив. Как бы сложилась его судьба? | Создают текст-размышление. | ||||
6 | Рефлексия Цель: оценить результаты собственной деятельности | Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | Организует рефлексию. Даёт оценку работы класса и отдельных учащихся. Выставляет оценки учащимся. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (написать сочинение по одной из тем (по выбору): «Моя любимая книга о герое» «Они сражались за Родину») | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают домашнее задание |
Приложение 2
Стихотворение Ульяновой Т. Б.
К 65-летию Победы
Через года, через века
Не смолкнет слава этих лет.
Всё было будто бы вчера:
И смертный бой, кровавый снег.
Прошло так много лет со дня Победы,
А раны воинов ещё всё так болят,
Болит душа, и ноет сердце
За тех, кто не вернётся никогда.
Уже седые дети нашего солдата,
Уже и внуки встали в строй,
Чтоб защитить всё то,
Что защитил когда-то
И полил кровью наш солдат-герой!
А сколько сложено стихов и песен
О мужестве и подвигах людей:
Кто был в бою, на поле, на заводе,
Кто очень ждал,
Кто верил и любил.
Ковать победу было очень трудно,
И столько лет горело всё кругом,
И выжить, кажется, уж было невозможно,
Но выжил наш солдат,
И выстоял народ.
Такое позабыть нельзя
Ни нам, ни нашим детям, внукам.
Пока жив человек, и память будет жить.
Мы низко кланяемся всем живым героям
И тем, кто «превратился в белых журавлей».
Приложение 3
Стихотворение Ульяновой Т. Б.
День Победы
День Победы –
Эта фраза вечна,
А сколько смысла
В этих двух словах.
Прошло немало лет
С того момента,
Как враг напал,
Но получил удар.
Встал на защиту весь народ
От мала до велика,
И не щадил себя никто
В те трудные года.
Скорбь до сих пор
Пронзает сердце
За тех, кто юными остались навсегда.
16