Статья на тему «Музей как центр патриотического воспитания»

2
0
Материал опубликован 11 December 2015

«Музей Деденевской школы – центр патриотического воспитания подрастающего поколения».

Автор: Тихомирова Анна Юрьевна.

 

В рамках президентского проекта «Наша новая школа» возрастает роль школы не только в плане формирования принципиально новой системы непрерывного образования. Важной задачей является усиление воспитательной функции школы, обеспечение условий для творческого развития каждого школьника, для самореализации личности в обществе, для становления человека-гражданина.

В условиях перехода к рыночным отношениям теряются многие ценности, ориентации в обществе. У подрастающего поколения утрачивается чувство патриотизма, любви к своей Родине. Хотя справедливости ради хочу сказать, что патриотическое воспитание никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно не было востребовано обществом, государством. Только с принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школа получила хорошее (моральное) подкрепление своей деятельности по этому направлению.

Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консоли­дации всего общества, является источником и средством духовного, поли­тического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход в деле воспитания молодежи.

Для активизации деятельности по формированию гражданско-патриотического сознания, нравственно-духовных качеств, чувства сопричастности к судьбе Отечества в нашей школе была создана комплексно-целевая программа с названием «Гражданско-правовое образование школьников».

Школьный музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков, является эффективным средством духовно–нравственного, патриотического Наш музей становится значимым в воспитательной работе школы.

Для Деденевской школы музей не просто красивое слово, это научный центр, в котором ученики проводят самостоятельные исследования, место, где совершаются открытия и познаются новые вершины. В нашей школе есть своя музейная группа, куда входят ученики 7- 11-х классов. Под руководством учителя музейная группа делает презентации, доклады, выступления.

Еженедельно в музее проходят экскурсии для учеников 1-11 классов. Эти экскурсии проводят ученики, что еще больше приобщает их к истории, к пониманию свое роли в жизни школы и общества в целом. Темы разные: «Мы гордимся своими выпускниками», «Декабристы Деденевского края», «История Деденевской школы» и многие другие. Но все эти темы объединяет любовь к своей малой Родине, к России в целом. Мы должны вырастить настоящих патриотов, детей, любящих свою страну.

Идея создания школьного музея принадлежит учителю истории школы Ивану Ефимовичу Соину. В 1941 году Иван Ефимович попал на фронт, участвовал в освобождении Москвы, но был тяжело ранен. Сразу после войны он предложил создать музей в нашей школе. Цель создания музея была следующая: показать все стороны войны, а в особенности рассказать детям о героях той страшной войны. Так что в середине XX века в школе был создан музей, которому сейчас более 60 лет. Деденевцы откликнулись и собрали необходимый материал: приносили военную одежду времен Великой Отечественной войны, каски, письма с фронта, фотографии. Все хотели поделиться болью друг с другом и, конечно, показать детям как досталась победа.

Поселок Деденево война не обошла стороной: 4 декабря 1941 года фашисты разбомбили школу, а 5 декабря – больницу, в которой находился госпиталь.

Музейная группа школы провела своей маленькое, но очень важное для поселка исследование. На уроках истории и краеведения, от своих бабушек и дедушек ученики узнали, что раньше, до 1970 года, все праздники, посвященные дню Победы, проводились у памятника, который был расположен в маленьком скверике около станции, где были похоронены воины Первой Ударной Армии и жители поселка, погибшие 5 декабря 1941 года. На стенде в музее есть фотография, которая запечатлела такой митинг.

Прочитав много книг, написанных о нашем поселке, дети с удивлением не обнаружили никаких сведений о памятнике, который располагается в поселке. Они заинтересовались этими вопросами, а учитель истории предложил провести исследование по этой теме. Тогда было решено встретиться со старожилами поселка. Изучили рукопись Соина И.Е., которая хранится в школьном музее. В рукописи Ивана Ефимовича учащиеся обнаружили сведения о том, как началось сооружение памятника, кто был у его истоков.

В 1970 году, в день двадцатипятилетнего юбилея Великой Победы, в поселке состоялось торжественное открытие нашего памятника. Он был очень нужен поселку, ибо более трехсот деденевцев не вернулись в свои семьи, к своим родным и близким. Вот что писал в своих воспоминаниях участник Великой Отечественной войны, учитель истории Деденевской средней школы, краевед Соин И.Е.: «Мысль о создании памятника возникла у меня и моих друзей в конце 50-х годов, но осуществить тогда ее было невозможно, т.к. не было ни средств, ни стройматериалов, да и сведений о погибших односельчанах почти не было. Было только огромное желание увековечить память жителей поселка, погибших во время войны. Постепенно сложилась группа единомышленников, и мы принялись за дело».

Исследование музейной группы имело цель показать огромную роль памятника в жизни нашего поселка, в воспитании особого душевного состояния его жителей. Как только они заводили со старожилами и краеведами разговор о Великой Отечественной войне, о том, как воевали и трудились наши земляки, как собирали всем миром средства на сооружение памятника, у людей светлели лица, а ребята чувствовали, что разговор идет о самом дорогом для них. Об этом свидетельствует и то, что каждый год в начале мая, когда мы отмечаем День Победы, все жители поселка идут к памятнику не потому, что надо, а потому, что они повинуются единому душевному порыву – вспомнить, постоять, помолчать. Ученики школы часто бывают у памятника. Они чувствуют себя будущими защитниками Отечества. Внутри появляется что-то необъяснимое, и ученики смотрят на происходящее другими глазами, понимая, что перед погибшими мы в неоплатном долгу.

В декабре 2012 г. прошел цикл экскурсий в школьном музее «70 лет битвы под Москвой». Как уже говорилось выше, поселок Деденево очень пострадал в годы Великой Отечественной войны. Под обломками больницы погибли мирные жители поселка: врачи, медсестры, женщины и дети. В поселке почти не осталось мужчин: все ушли на фронт. В том числе учителя и ученики нашей школы. В жестоких боях с врагом погибли: два учителя школы и 16 учеников. Ребята смогли понять, что живут в том месте, откуда вышел Герой Советского союза Константин Аверьянов, вчерашние школьники, а в войне мужественные и отважные воины. Да и в целом, мы показали, что в войне была одержана победа благодаря людям. И мы ни в коем случае не должны подвести их доверие, а в случае необходимости совершить подвиг, как когда-то, в 41-м не дали захватить Москву.

Наша школа действительно гордится своим музеем и его историей. Современная комната с прекрасным освещением и вместимость 50 человек, большим монитором для показа слайдов и фильмов. Кроме того, на стенах музея имеются следующие тематические стенды, содержащие полезную информацию и фотографии:

-История Деденевской школы имени Н.К.Крупской

-Деденевская средняя школа в 1939-1945 годах

-Герой Советского союза Константин Аверьянов (выпускник школы)

-Бессонов Константин Николаевич (участник войны)

-Школа после 1941 года

-Основатель школьного музея Иван Ефимович Соин

-Мы не забудем ваши имена (об участниках ВОВ и памятнике, возведенном в Деденево)

-Александр Жиров (лучший российский горнолыжник 80-х годов)

-Наши земляки (Леонид Тягачев и Лариса Курдюмова)

-Декабристы в Шуколово

-Спасо-Влахернский монастырь и его роль в истории поселка Деденево

-Наша школа сегодня.

Появление данных стендов не случайно. Школа специально заказывала их для музея, тщательно отбирались фотографии и информация, которая будет размещена. Так каждый ученик сегодня может самостоятельно изучить интересующую тему, а экскурсовод даст более глубокую информацию. Эти стенды значительно обогатили музей, сделали его по-своему уникальным. Да и тематика стендов очень важна, дети учатся любить свою малую Родину, свой родной край.

Основными направлениями работы музея являются:

·  поисково-краеведческая работа;

·  экскурсионная;

·  образовательная, культурно-просветительская;

·  участие в конкурсных программах.

Ежегодно Совет музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. В качестве актуальных заданий мы выделяем три направления: семья, школа, родной край. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой, на твоей малой Родине. Вот примеры заданий: «Собрать сведения о выпуске … года», «Собрать материал по истории улицы …», написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «История завода и моя семья», «Моя семья в Великой Отечественной войне»…

Мы уверены, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача краеведения. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ, в восстановление разрушенного во время оккупации.

Многие классы тему поискового задания делают темой социального проекта. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребёнка к активной жизни в обществе.

Другое направление в работе музея – экскурсионная работа.

Тематика экскурсий разнообразна.

Например:

Сентябрь – «День рождения Константина Аверьянова: помним и гордимся!»

Октябрь – «Родная школа – начало начал» (из истории школы), «Выдающиеся выпускники»…

Ноябрь – «Победные дни России» (о Днях воинской славы), « И мужество, как знамя пронесли»

Декабрь – «Они победный путь к Берлину открыли битвой за Москву»

Январь – «Непокорённый Ленинград»

Февраль – «Это железный русский солдат, он защищал Сталинград», «Чечня болит в душе моей»

Март – «В серые солдатские шинели наряжала девушек война»

Апрель – май – «Уходили из детства ребята в 41-м далёком году», «Наши земляки – участники ВОВ»

На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов.

Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий.

Ещё одно направление деятельности музея: образовательная, культурно-просветительская работа.

В музее проходят уроки по истории родного края, экспонаты приносятся на урок, используются на внеклассных мероприятиях.

Традицией стало проведение Дней открытых дверей.

Важным направлением в работе музея является создание в различных конкурсных программ.

Проводим конкурсы в своём музее. Например, викторина «200 лет Бородинской битве», «В далеком 41-м», «Битва под Сталинградом: коренной перелом» и другие.

Наша школа сотрудничает с другими школами не только Дмитровского района, но и всего Подмосковья. Так, в декабре 2013 года к нам в школу приезжала гимназия из г.Москвы. Музейная группа подготовила интерактивную экскурсию, посвященную битве под Москвой. Ребята из гимназии внимательно слушали, активно задавали вопросы. Пригласили наших учеников в гости и пожелали и дальше на таком высоком уровне проводить подобные мероприятия.

Частой гостье нашего музея является Анна Антоновна. 25 сентября день рождения Константина Аверьянова, Героя Советского Союза, выпускника нашей школы. Сложилась добрая традиция приглашать сестру Героя в нашу школу. В 2012 году мы отмечали 70-летие Кости. Это был грандиозный проект, в котором были задействованы ребята всей школы. Кадеты спели любимую песню Константина, Анна Антоновна подпевала со слезами на глазах. Ребята подготовили праздничную программу, в конце которой выступила и сестра летчика.

Прошел год, а ребята по-прежнему вспоминали эту встречу. И уже на 91-ю годовщину мы вновь встретились в музее с Анной Антоновной. На этот раз параллель 7-х классов готовила выступление. Как волновались ребята! Как они долго и усердно готовились! Они читали стихи, пели песни, посвященные Кости, подготовили газету и даже нарисовали его портрет. Анна Антоновна была счастлива, что такая память живет в сердцах юных школьников.

Музей необходим каждой школе. Экскурсии, беседы, просмотры фильмов и презентаций в стенах музея помогает детям больше проникнуться историей. На уроках мало отводится времени краеведению, а у учителя не всегда есть время и возможность показать фильм, сделать презентации. Зато в музее легко восполнить пробелы. Да и дети с удовольствием посещают те музеи, где им рады, где готовятся и хотят показать новое и еще неисследованное детьми. В Деденевской школе всегда рады гостям, в том числе и гостям, посещающим школьный музей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации