Публикация «Краеведение в преподавании математики»
Краеведение в преподавании математики
«Предмет математики столь серьёзен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным»
Блез Паскаль
У каждого из нас есть своя малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где проходит наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Любить свою малую и большую Родину – значит знать её историю, культуру, изучать и хранить обычаи, традиции своего народа, беречь её природу. Наш северный край имеет богатую историю, много различных памятников и исторических мест. Знать историю, традицию и культуру своего народа необходимо каждому человеку для того, чтобы быть привязанным к своему отечеству, родной земле, её святыням, прошлому, настоящему и будущему, чтобы вырасти достойной сменой и настоящими гражданами своей страны, чтобы строить будущее, не допуская ошибок прошлого, опираться на опыт предков. Для этого мы должны знать свою малую родину, край, где мы живем. Трудно не согласиться со словами академика Д. С. Лихачёва: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого».
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определённой территории и накопление знаний о ней. Долг человека — накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести, хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений. Человек должен знать место, где он родился, должен знать свою родину.
Краеведение…Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.
Математика…Решение задач. На первый взгляд с краеведением ничего общего. Но только на первый взгляд!
В своей работе я реализую краеведческий материал через: уроки с региональным содержанием, задачи на основе региональные данных, исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Школьники представляют свои исследовательские работы, результаты проектной деятельности на школьной конференции «Шараповские чтения», на районной конференции «Юность Поморья». Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он является источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся, используется систематически, собран и обобщен при непосредственном участии школьников. Результатом работы стали следующие проекты:
1. Сборник «Посёлок Оксовский в задачах». В сборнике представлены пять блоков: посёлок языком цифр, известные земляки, природа родного края, из истории школы, достопримечательности нашего края. Структура сборника такова, что прежде, чем учащийся приступит к выполнению задания, он знакомится с полезной, занимательной информацией о своей малой родине. Каждое задание содержит ответ. Поэтому даже если школьник не смог выполнить математическое задание, он узнает некоторые исторические факты.
Вот примеры заданий из сборника : блок «Известные земляки»:
5 сентября 1967 года в нашем посёлке родился заслуженный мастер спорта СССР. Будучи школьником, увлекался такими видами спорта как футбол и русский хоккей. Талант юного хоккеиста заметили сразу, стали приглашать в команду мастеров областного центра, где его и ждала головокружительная карьера. В 15 лет он стал самым молодым игроком основного состава команды «Водник». Он - пятикратный чемпион России, четырёхкратный финалист и обладатель кубка страны. Дважды был признан лучшим нападающим турниров. В 1999 году награждён орденом Дружбы. В 1990 году в составе сборной СССР стал чемпионом мира. Чтобы узнать, кто это, необходимо решить следующие примеры и соотнести ответы с буквами:
+ 1; 3 + ; 5 + 7; 6 - 2; 11 - 5; 15 - 12; 8 - 3; 13 + 2; 6 - ; 16 - ; 1 +1; 4- 1; 3+1; 6- 5
п | о | в | ь | н | Г | ч | а | и | р |
12 | 2 | 5 | 1 | 5 | 2 | 5 | 4 | 15 | 5 |
В блоке «Достопримечательности», например, такая задача: на территории нашего поселкового совета находится много достопримечательностей. Среди них - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая вошла в состав «Семи чудес Плесецкого района». Первое документальное упоминание о ней содержится в сотной книге Никиты Яхонтова 1592 г. При царе Федоре Ивановиче монастырь получает жалованную грамоту. «А по той грамоте велено им владеть землею и всякими угодьи и промыслы вверх по Онеге до речки до Пяленги на четыре версты, а вниз до Каркуса порога на пять верст, да в Емце реке до мосту, ниже Оленья броду на версту» — так определялись монастырские владения в Писцовой книге Семена Языкова 1615 г. В другой, писцовой книге Ивана Воейкова (1621 — 1622 гг.) о пустыни сказано: «В Каргопольском уезде, в Турчасовском стану, на Онеге реке, на Емецком волоку, монастырек убогий, Благовещенский; а в нем церковь Благовещения Пречистые Богородицы древяна, стоит без пения, и церковного строения нет ничего. Существующая постройка - храм двухэтажный - это единственный сохранившийся образец клетской церкви с бочковидным покрытием. Стоит церковь, как всегда, прекрасно — на речном мысу, под ней небольшой омуток — единственное тихое место, где можно пристать, а дальше река понесет стремительно, кипя и шумя в высоких крутых берегах, и долго еще будет видна позади церковь, пока река не повернет вправо, и тут будет уже некогда оглядываться назад — впереди предстанет, вздымая свои злые валы, беснуясь, кипя пеной, самый большой порог Онеги — Большая голова. И дальше на три десятка километров все будут пороги и перекаты.[1]
А год основания данной постройки ты узнаешь, решив задачу:
На кружок рисования приобрели 9 альбомов по 81рублю и 18 кисточек, стоимость которых меньше стоимости альбомов на 26 рублей. Найдите стоимость покупки?
Первое упоминание о Маркомусских деревнях (Плешковская, Вахновская, Роспашь) встречается в документе 1556 года. Несколько столетий назад пришлые люди или беглые стрельцы по имени Марк и Муса поселились у реки, положив начало становлению деревень, получивших имя своих основателей. Деревня Нижние Маркомусы называется Плешковской. Верхние Маркомусы — Вахновской. Напротив стоит деревня Новая Роспашь. Вначале появились строения в нижних, а потом в верхних деревнях, затем заселилась Роспашь. Впоследствии все поселения стали называть Маркомусами. По переписи 1905 года в этих в двух деревнях было 45 дворов, жителей мужского пола 144 человека, а женского-158 человек. В 20-х годах прошлого века не миновало Маркомусы пламя гражданской войны. Здесь проходили ожесточенные бои, и до сих пор тут можно найти патроны, как русские, так и производства стран-интервентов. Зимой 1920 года Красная Армия одержала победу над интервентами и белогвардейцами. Северный фронт был ликвидирован, и военные склады остались без охраны. Шли годы, и снаряды стали разрываться, да так, что бревна вылетали из стен. По этой причине в середине 70-х годов сгорела деревня Вахновская. В конце прошлого века почти опустела и Плешковская. Теперь же Маркомусы обрели новое рождение: туристическая база, расположенная в 18 километрах от п.Оксовский радушно принимает своих гостей, предлагая чудесный отдых в этом живописном месте с богатой историей. [3]
Олег ехал на велосипеде со скоростью 12 км/ч, а Юра со скоростью 10 км/ч. Сколько времени будет Олег ждать Юру на базе отдыха? Ответ вырази в минутах.
Системное использование таких задач на уроках математики повышает интерес школьников к истории родного края, способствует расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к памятникам родного края. Данный сборник задач предназначен учителям математики, работающим в 5 классе, а также тем учащимся, кому интересна история своей малой родины.
2. Проект «Математическое домино». В честь 90-летнего юбилея нашего района мы со школьниками подготовили игру математическое домино «Плесецкий район в лицах». Тема «Формулы сокращённого умножения» одна из основных тем алгебры 8 класса. Принцип игры следующий: у двух игроков равное кол-во карточек. Карточки двухсторонние-на одной стороне формулы, на другой - информация про известных людей. Игру начинает тот, у кого на карточке с формулой изображен герб Плесецкого района. В конце игры игроки переворачивают карточки, и у них складывается последовательность из фото и информации про известных людей нашего района. Игру также можно проводить наоборот, т.е. играть по информации, а в последствие получить формулы, для которых необходимо доказать справедливость.
3. Проект «Игры на координатной плоскости».
Города, посёлки, деревни, как и люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Нужно сохранить память для будущих поколений пока есть люди, которые могут нам помочь это сделать. В книге Н.А.Макарова мы со школьниками нашли много краеведческой информации. Заселение людьми нашего края приходится на второе тысячелетие до нашей эры. В 1975 году археологами обнаружены и исследованы стоянки древнего человека у деревни Наволок, у Оксово, Росляково. Здесь обнаружены кремниевые орудия: наконечники стрел, дротиков, копий, ножи, скребки и другое. К началу шестнадцатого века на Оксовской земле завершилось формирование волости –группы малодворных деревень. По сведениям 1859 года в Наволоцкой волости насчитывалось 30 деревень:Анисимово,Вахновская,Дыхалово,Евсяковская,Еловец,Змиево,Казаково,Корелово,Коршаково,Лукинская, Матвеевская,Наволок, Новая Роспашь, Оксово, Пабережское, Плешковская, Польская,Помазкино, Попово, Слобода, Тарасово, Терюшино, Тетерино, Фалево, Хавдино, Холм, Хрулёво, Чирцово, Шабеньга, Шиловская. Население волости насчитывало 1784 человека. Особенно населены были Шабеньга (145 человек) и Оксово (194 человека) . Многие деревни давно стерты с лица земли.[2]
Задание для семиклассников. На координатной плоскости постройте график линейной функции y=3х +1, он символизирует реку Онегу, отметьте точки с координатами Ш(0,5;3), Р(0;-1), Н(0;0), М(2;6), Я(-1:-3),З(2;5). Эти точки соответствуют первой букве в названии деревень. Узнай расположение деревень вдоль реки Онеги. Или, вот пример задания для шестиклассников: Перед вами координатная плоскость и точки, отмеченные на ней. Поставь в соответствие точке с координатами букву и отгадай слова - названия исчезнувших деревень
(1,2),(2,6),(2,-2),(3,3),(-6,3),(-3,4) (Змиёво)
(-5,-4),(-3,4).(6,-6),(2,6) (Холм)
(-7,2),(8,-3),(2,-2),(-2,-1),(2,-2),(-6,3),(-3,4),(-6,3),(-3,4) (Анисимово)
Математику учат все. В какой – то мере каждый человек её знает. Состояние математической подготовки учащихся характеризуется умением решать математические задачи, примеры, уравнения, выполнять тождественные преобразования. Решение задач на уроках даёт возможность накапливать определённый опыт в отработке вычислительных навыков учащихся. Такая работа заставляет задуматься над возможностями человека в области познания истории родного края. Только если знать прошлое своей родины, нам будет интересно жить в будущем!
Сегодня краеведение стало не только важным средством обучения и воспитания, источником разносторонних знаний о жизни региона, но и широкой ареной для получения знаний и умений на практике. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание более приятным, переключая его с "книжных рельсов" на реальную жизнь. Краеведческая работа приносит не только учащимся моральное удовлетворение, обогащает их знаниями, помогает глубже и осознаннее усвоить изучаемый на уроке материал, но и позволяет им применять эти знания в общественно полезных делах, глубже и полнее узнавать богатства и достопримечательности своей местности. Это прививает интерес и любовь к родному краю и, тем самым, способствует развитию у детей чувства любви к большой Родине. Решение задач, включающих исторические сведения, способствуют развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету, и урок математики становится не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а уроком, пробуждающим чувство сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Библиографический списокГ. П. Гунн. Каргополье–Онега. М., «Искусство», 1989.- 78с.
Н.А.Макаров. Земля Плесецкая : годы, события, люди / Н. Макаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Архангельск : Правда Севера, 2002. – 655 с. : ил.
Электронный ресурс http://www.markomusy.ru/history
Электронный ресурс Википедия: свободная энциклопедия