Публикация «Современные технологии в преподавании родного языка»
Родной язык, Родина-мать- эти слова самые дорогие для каждого человека.
Для развития и сохранения родных языков , защиты Родины , мы должны воспитать наших детей в духе патриотизма и улучшить качество знаний по родным языкам.
Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий.
Самой распространенной технологией на сегодняшний день является комплект оборудования- мультимедийный проектор и компьютер. Применение таких технологий помогают составлению слайдов, презентаций, тестов с учетом заданий ЕГЭ по сходным темам родного языка и русского языка. По родной литературе для улучшения качества знаний эффективны интерпретации лирических и прозаических произведений, что помогают одновременно повторять правила родного языка и подготовиться к итоговому сочинению по русской литературе.
Для этого, учитывая требования ФГОС, я в основном практикую проведение интегрированных уроков
Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления;.
На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
На уроках родной литературы учащиеся сталкиваются с изучением биографий писателей , поэтов и исторических событий, участниками которых были известные поэты , писатели или же персонажи их произведений. Для объяснения таких тем использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. При подготовке к уроку учащимся помогаю собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии и иллюстрации, составлять кроссворды. Так материал легче запоминается и быстрее усваивается учащимися. К тому же, материал излагается на более доступном для учащихся родном языке. Это играет важную роль в преподавании в национальной школе, где немалый контингент учащихся плохо усваивают материал изложенный на русском языке.
Аналогичным образом интегрируются уроки родной литературы и географии. Во многих произведениях происходит тесное знакомство учащихся с природой родного края, достопримечательностями нашей страны, мира. При проведении таких тем, я приглашаю на урок учителя географии нашей школы Балахалум Надировну, учительницу с большим стажем и опытом работы, она доступно объясняет географию нашей темы и о прошлой истории наших предков. Это тоже благоприятно отражается на всестороннем развитии подрастающего поколения.
Можно выделить также связь уроков музыки с уроками родной литературы. Это выражается в применении учащимися своих талантов при изучении устного народного творчества. На стихи многих народных поэтов написаны песни слова которых учащиеся учат наизусть на уроках родной литературы.
При изучении темы « Числительные» на уроках родного языка, учащиеся опираются на свои знания математики. Учащиеся выполняют задания на оставление математических задач на родном языке с соблюдением грамматики и орфографии.
Учащиеся также сталкиваются с заданиями , в которых описываются различные физические , химические явления. Таким образом, учащиеся взаимосвязано изучают несколько предметов. Применение такого рода приемов во многом облегчает преподавание в национальной школе.
Существует множество различных способов предоставления информации с помощью мультимедийных средств. Самым распространенным на сегодняшний день является комплект оборудования- мультимедийный проектор и компьютер. Применение таких технологий помогают составлению слайдов, презентаций, тестов с учетом заданий ЕГЭ по сходным темам родного языка и русского языка. По родной литературе для улучшения качества знаний эффективны интерпретации лирических и прозаических произведений, что помогают одновременно повторять правила родного языка и подготовиться к сочинению по русской литературе.
Кияйкина Наталья Федоровна