Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности в 3 классе «Разнообразие веществ. Свойства крахмала»
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие веществ»
Тема проекта: Свойства крахмала
Цель проекта: расширение знаний о крахмале, о его полезных свойствах
Продукт проекта: получить крахмал из клубней картофеля
Исследуемый продукт: крахмал
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):
Предметные:
-знать что такое крахмал;
-знать полезные вещества крахмала.
Метапредметные:
ПУУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; способствовать расширению кругозора учащихся.
КУУД: самостоятельно формулировать ответы на вопросы; учиться вступать в диалог с учителем, одноклассниками; умение высказывать свое предположение.
РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно или неизвестно; планирование и определение своей деятельности.
Личностные: смыслообразование; сотрудничество; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Формулировка проблемы, подготовка к исследованию | Объявляет детям о том, что один из учеников задал много разных вопросов учителю о крахмале и предложил провести опыт для всего класса. Учителя это заинтересовало и он решил провести исследовательскую деятельность. Ставит задачу перед детьми подумать и предположить какими свойствами обладает крахмал. Также предлагает выявить проблему и цель исследования крахмала по группам. | Слушают преподавателя. Предполагают самостоятельно, какими свойствами обладает крахмал. По группам составляют проблему, цель и тему исследования. Затем анализируют полученные ответы и приходят к общему мнению. | Ставят проблему, тему и цель. |
Планирование исследования | Предлагает предположить (выдвинуть гипотезу) о как получить крахмал из клубня картофеля. Предлагает учащимся определить задачи исследования: расставить задачи в правильной последовательности. Дает задание соотнести предложенные методы с задачами, которые будут использовать на этапе исследования. Объявляет о сроках исследования. | Гипотеза: если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания. Задачи: 1.собрать и изучить информацию о крахмале; 2.изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания; 3.провести опыты; 4.подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование; 5.познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов; 6.выделить крахмал из картофеля; 7.узнать о сфере применения крахмала; 8.проанализировать полученные результаты. 1.Сбор и анализ информации. 2.Эксперемент. 3.Практический опыт. | Выдвигают гипотезу и оформляют таблицу с задачами и методами. |
Исследование | Зачитывает ученикам два определения крахмала из толковых словарей. После чего, предлагает проанализировать эти определения в группах. Затем предлагает составить план работы по исследованию крахмала в тех же группах. Предлагает провести эксперимент с содержанием крахмала в картофеле. Предлагает начать работу по проведению опытов. Перед началом проведения опытов напоминает о технике безопасности. Предлагает сделать выводы о проведенных опытах, занести данные в таблицу и озвучить полученные результаты каждой группы. | Анализируют толкования слова, работая в группах. План исследования: 1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля; 2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах); 3) покажем практические способы применения крахмала в творчестве. Проводят эксперимент, записывают результаты в таблицу. Опыт 1.Добавляем некоторое количество крахмала в воду. Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля и пшеницы (крахмал оседал на дно ёмкости). Вывод: крахмал не растворяется в воде. Опыт 2. Пробуем крахмал на вкус. Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью. Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. Опыт 3. Проверили реакцию йода с крахмалом. 1)На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета. 2)Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой. 3)Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей. 4)Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой. Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет. 5)В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель. Делают выводы, заносят их в таблицу. Озвучивают полученные результаты. | Составляют и записывают план исследования. Проводят опыты и записывают результаты в таблицу. |
Выводы | Предлагает сделать выводы о том, какие секретные свойства крахмала изучили и зачем он нужен людям в жизни. | Делают выводы о том, что крахмал имеет такие секретные свойства как нерастворимость в воде; что крахмал нужен людям в жизни для изготовления пищи. | Выводы проделанной работы записываются на флипчат. |
Оценка проведенного исследования и перспективы | Дает задание оценить свою работу на протяжении всего исследования. Предлагает ученикам оценочный лист деятельности, а также продолжить предложения "Я узнал…; у меня были трудности…", тем самым закрепить рефлексивный анализ. | Оценивают себя по чек листу: ставят галочку, если считают, что они изучили, поняли, узнали и т.д. Определяют перспективу дальнейших исследований. Проводят рефлексивный анализ проделанной работы. | Рефлексия (оценка действий) |