Сценарий патриотического мероприятия «Красавица Европейской части России»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1456047797.ppt (Красавица Европейской части России!)
Красавица Европейской части России!
Цели урока :
Личностные:
1.Воспитание любви и уважения к Отечеству;
2.Формирование коммуникативной компетентности;
3.Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
1.Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
2.Формирование умения работать индивидуально и в группе;
3.Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
1. Формирование у обучающихся знания об особенностях географического положения реки Дон и знаменитых донских казаках, определения гидрологического режима реки Дон.
2. Развитие у обучающихся интереса к истории родного края.
3. Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине и её природным объектам.
Задачи урока:
Воспитать любовь и уважение к Отечеству;
Формировать коммуникативную компетентность;
Формировать основу экологической культуры.
Формировать и развить ИКТ-компетенции;
Формировать умение работать индивидуально и в группе;
Формировать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,
Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
Формировать значимость охраны окружающей среды;
Овладение основами картографической грамотности.
Оборудование :
Средства ТСО
Атласы
Климатическая карта России.
Поисковая работа :
Посещение библиотеки
Выставка книг
Посещение музея школы – интернат № 8
Интернет – ресурсы
Красавица Европейской части России!
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги и гости
нашего урока. Сегодня наш урок необычный, урок- презентация. Как всегда я прошу вас быть предельно внимательными, активными и старательными учениками.
Красивых много мест я знаю,
Но сердце тянется сюда,
Сюда, где нива золотая,
Где куст ракиты у пруда,
Вокруг стоят хлеба густые
И шум доносится с полей,
Наш Дон – ты капелька России!
Частица Родины моей!
Вопрос: « Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?»
( Ответ : Правильно, о красивейшей реке России – реке Дон. )
И тема нашего урока сегодня называется:
Слайд 1. Красавица Европейской части России!!
Урок у нас сегодня, действительно, необычный и интересный. Давайте познакомимся с планом изучения данной темы.
Слайд 2. План изучения темы.( написать на доске )
Географическое положение
Происхождение названия реки
Гидрологические параметры
Режим питания реки Дон
Рыбные ресурсы
Донские станицы
Знаменитые донские казаки
Прославление Дона в песнях, стихах
Кроссворд
Фотогалерея
Вопрос: Давайте вспомним, а с чего же начинается знакомство с любым геогфическим объектом?
( Ответ: Правильно с определения его географического положения )
Слайд 3. Фрагмент физической карты России.
Вопрос: « Что же мы должны определить у любой реки, когда рассматриваем ее географическое положение » ( Ответ: исток, характер рельефа, по которому протекает река, устье)
Молодцы, вы правильно перечислили все географические понятия, относящиеся к рекам.
Теперь, нам нужно раскрыть сущность этих понятий.
Что же такое: исток, устье, характер рельефа, по которому протекает река
( после учащиеся дают определения )
Хорошо, теперь мы с вами раскрыли и дали определение перечисленным понятиям.
Перед вами лежат атласы, откройте их на стр. 16.
Теперь возьмите карточки, подпишите свое имя и фамилию, и ответьте на вопросы, которые у вас есть в этих карточках и на экране.
Карточка с заданиями. ( Смотрите Приложение № 1 )
Попробуйте определить географическое положение реки Дон, заполнив пробелы в карточке, используя данные, которые вы можете взять из ваших атласов. ( На эту работу отводится 5 минут.) После окончания работы осуществляется взаимопроверка.
Слайд4: ( правильные ответы )
Критерии оценки.
После карточки возвращаются обратно ученикам.
Подведем итог: итак, кто у нас получил 5, 4, 3 ( поднимем руки ).
Молодцы, у нас много хороших оценок, а те кто не смог справится ,в другой раз все исправит и покажет лучший результат.
Происхождение названия реки Дон.
Ребята, а вы знаете откуда произошло название реки Дон, из какого языка оно к нам пришло и что означает. ( жду 1 минуту после перехожу к объяснению ).
Раз никто из вас не знает, то давайте посмотрим историю названия реки Дон.
Слайд5 Дон –Слово «Дон» является множественным числом слова «дно». В древне-русском языке «дно» имело значение «русло реки» или «река». «Дон» означает реку с многими руслами или часто меняющую русло (много дон) ( зачитывает ученик ).
Гидрологические параметры.
Для того, чтобы лучше узнать реку, нужно познакомится с ее гидрологическими параметрами. Как вы думаете, а что включает в себя понятие гидрологическими параметрами.
Ученики отвечают: длина, ширина, течение, глубина.
Молодцы вы правильно перечислили основные гидрологические параметры реки. Но мне ребята, нужна ваша помощь.
Слайд 6
Я прочитала гидрологические параметры реки Дон, но мне кажется, в этом тексте допущены ошибки. Давайте проверим вместе.
( анализируем текст на слайде ).
Спасибо, ребята за вашу помощь, теперь мы знаем истинные гидрологические параметры Дона.
Режим питания реки.
Ученик задает вопрос:
Вопрос: Интересно, а как питается река.
Учитель отвечает:
Мы говорим, что Дон – это великая река, а для того, чтобы его жизнь не остановилась, Дону как и живым организмам нужно питаться, а значит пополнять свои воды.
Я хочу задать вам встречный вопрос. Вопрос: Откуда может поступать влага в Дон?
Ответ: дождь, снег, грунтовые воды.
Слайд 7
Правильно, молодцы, вы перечислили основные источники питания. Вопрос: А в каком климатическом поясе протекает Дон.
Итак, мы выяснили, что река Дон протекает в умеренном климате, а этот тип климата говорит нам о том, что все перечисленные источники питания, относятся к смешанному типу.
Рыбные ресурсы.
Молодцы ребята, вы хорошо и правильно определили режим питания реки Дон, поработали с его гидрологическими параметрами, но эта река обладает не только большими величинами длины, ширины, но это еще и огромные рыбные ресурсы. Давайте посмотрим, а какие же виды рыб нашли свое место обитания в Дону.
Слайд 8ачитывают виды рыб учащиеся.
Молодцы, теперь мы знаем и о богатстве рыбных ресурсов реки Дон.
Донские станицы
Дон, действительно красивейшая река России, но красота ее заключается не только в прозрачности воды или количестве рыбы. На донских просторах раскинулись казачьи станицы, удивительные и прекрасные, интересные и неповторимые в своей истории образования, эти уникальные места – казачьи станицы.
Вопрос: А какие донские станицы вы знаете
Ответ:
Раздорская
Старочеркасская
Котельниково
Усть – Медведицкая
Вешенская
Умницы, вы перечислили, действительно знаменитые донские казачьи станицы, и о всех рассказать нам не хватит времени, давайте познакомимся с двумя из них.
Слайд 9
Раздорская
Старочеркасская
( уч – ся показал расположение на карте + мини сообщения. Смотрите приложение № 2)
Действительно, после ваших сообщений хочется посетить эти станицы и увидеть рассказанное вами собственными глазами. Спасибо, вам за подготовку и сделанные сообщения о станицах.
Донские казаки
А сейчас давайте поговорим о людях, рожденных на донской земле, знаменитых донских казаках, силу, мужество, и отвагу которых знает каждый. Уважение к донским казакам живет в веках, а слава о доблести и чести передается из поколения в поколение. Сейчас перед вами появятся портреты знаменитых донских казаков, ваша задача угадать, кто изображен на этих портретах.
Слайд 10-13
Ф. Краснощеков
А. Зеленухин
М. Платов
Е. Пугачев ( мини- сообщения о донских казаках делают учащиеся )
Молодцы, вы правильно угадали имена и фамилии донских казаков, узнали некоторые сведения из биографии этих людей. Но может быть кто – то из ваших близких, родственников тоже имеет отношение к донскому казачеству. Расскажите.
Прославление Дона в песнях, стихах.
Вот видите какие люди живут на Дону, конечно они прославили свои места, откуда и сами родом. Но Дон прославлен и в песнях, и в стихах, и в фольклоре. Кто, хоть раз видел Дон, прикоснулся к его красоте и величию, забыть его уже не сможет никогда. Давайте выясним, а какие произведения, песни, стихи вы знаете о Доне ,начну я :
Слайд 14 зачитываю стихи.
Как ты Батюшка
Славный, Тихий Дон ,
Ты кормилец наш ,Дон Иванович ,
Про тебя бежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая !
Дальше ученики называют:
Песни
Произведения
Пословицы
Молодцы. Вы, ребята, хорошо знаете произведения прославляющие Дон. Много вы назвали пословиц, песен, произведений о Доне. Но, чтобы узнать еще больше, я думаю, вам нужно посетить библиотеку, и посмотреть, узнать, прочитать произведения о реке Дон, или о людях, рожденных на донской земле.
А сейчас я хочу посмотреть, насколько вы были внимательными на уроке и какие знания теперь имеете, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Слайд 15 Кроссворд
Зачитываю индивидуально вопрос, потом дают ответ, который появляется сразу на экране.
Действительно, вы были предельно внимательны на уроке, и сейчас показали насколько хорошо усвоили урок. Но я хочу, чтобы сейчас вы посмотрели еще раз какая красивая и великая река Дон. Проникнитесь чувством гордости, что донская земля – часть наследия русского народа. Постарайтесь сделать так, чтобы картины увиденные вами сейчас, смогли бы потом увидеть и ваши дети и даже внуки.
Слайд 16 Фотогалерея + песня “ Золотая Русь “
Итог урока.
Выставление оценок + комментарии к ним.
Работа с дневниками учащихся.
Отметить активность и творческий подход отдельных учащихся
Моменты рефлексии.
Река Дон.
Что знали до урока Что нового узнали Что хотели бы узнать ещё
( Книжная выставка с дополнительной литературой по изученной теме. )
Домашнее задание :
Подготовить сообщения.
группа. Знаменитые донские казачки.
группа. Волгоградские донские станицы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/k1453719619.doc (Приложение №1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1453719645.doc (Приложение №2)
Андрей Анатольевич
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Ирина Михайловна
Елена
Татарчинская Зоя Николаевна