12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Татьяна Михайловна32
3

Учебно-методическое пособие для тех, кто испытывает трудности при написании сочинения как условия допуска к ЕГЭ

Гаврилова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга


Пишем сочинение…Легко!



Свои советы я могла бы назвать «Методические рекомендации по написанию выпускного сочинения». Но не назову. Во-первых, совсем не оригинально и… очень скучно! Во-вторых, этих рекомендаций написаны тонны. И, в-третьих, сочетание «методические рекомендации» лишит меня большей части аудитории, которой я хочу помочь. При условии, что у вас хватит сил дочитать мою «помогалочку» до конца. Поэтому для моих читателей это будут СОВЕТЫ.

Итак, приступим! Большинство из вас хоть несколько книг, но все же прочитали в своей жизни, то есть какой-никакой литературный материал, который будет доказательством вашей точки зрения, имеется. А уж если вы читали «Капитанскую дочку» и помните, о чем это пушкинское произведение, то считайте, что допуск к ГИА у вас в кармане. Дело в том, что «Капитанская дочка» - повесть-роман (нет точного определения жанра) обо всем: и о пути (путь как движение к самому себе, познание себя, духовный рост и нравственная деградация), и о доме (человеком чести Гринев стал не в Белогорской крепости, именно в родном доме он получает те основы воспитания, которые из вчерашнего недоросля делают мужчину), и о времени, в котором довелось жить героям и которое активно вмешивается в их судьбы, и, конечно же, о любви – Маши Мироновой и Петра Гринева – и о том, какие грани характера эта самая любовь высвечивает. Это же произведение может стать вашим открытием в Год литературы. Вам просто улыбнулась удача прочитать его именно сейчас.

Пусть вас не пугает цифра 350! При средней убористости почерка это всего лишь полтора листа.

И еще один приятный момент: за сочинение выставляется «зачет-незачет», что должно прибавить оптимизма.

Перед нами темы сочинений. Внимательно прочитаны. Интерес возник. Определились.

Далее выбираем то литературное произведение, которое вы помните и, возможно, «чувствуете» лучше других и которое можно «притянуть» к избранной теме (нам же нужен литературный материал для доказательства своей точки зрения, для размышления по теме).

А теперь порисуем. Да! Давайте нарисуем наше будущее сочинение. Примерно так: небо и облака на нем. Вот это самое большое ТЕЗИС. Прямо под ним два поменьше - это АРГУМЕНТЫ. А вот медленно выплывает облако причудливой формы. Это выводы.

В ожидании вдохновения можно добавить солнышко, птичек и прочую дребедень, но не стоит забывать, что на весь творческий процесс у нас 4 часа. После рисунков пытаемся словами (пусть корявенько, пусть не очень сторойно) передать свои мысли по выбранной теме. Советую мысли свои записать около рисунка, обозначающего тезис. (Время, в котором я живу, переполнено трагическими событиями. Я жду позитивных изменений. А как же жилось людям, на чью долю выпало испытание войной?). Если среди ваших предложений оказались вопросительные, дайте на них ответы. Подойдут даже односложные (Как жилось? Тяжело, страшно. Девушки из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» погибли, выполняя задание. Вот и аргумент!). Рисунок – это план, который поможет придерживаться логики изложения мыслей.

Ваша главная мысль, или тезис, то, что нужно доказать, обосновать, развить, - это основа вступления. Попробуйте сказать несколько слов о скоротечности жизни и ускоряющемся с каждым годом беге времени, о необходимости каждому иметь не крышу над головой, а Дом, где тебя ждут, любят, принимают со всеми достоинствами и недостатками, о важности выбора пути, по которому человек всю жизнь идет к самому себе, о любви, что «сильнее смерти и страха смерти». Сам же тезис делаем из сформулированной для нас темы: если она уже звучит вопросительно, можно ничего не менять, если нет – превращаем ее в вопрос (Например, «Любовь в произведениях А.И.Куприна» - «А какова же любовь в произведениях А.И.Куприна?»). Вернитесь к рисунку, запишите вопрос, дайте незамысловатый ответ на него.

Трудностей с аргументами (примерами, подтверждающими нашу мысль) нет, так как мы прочитали и поняли «Капитанскую дочку», а это уже гарантия успеха. Если же в нашем читательском опыте есть и другие произведения, выбираем из них одно, из этого одного - 1-2 эпизода, которые будут основой ответа на вопрос, заданный во вступлении (не забудем при этом правильно и полно назвать произведение и автора). Точнее, ответ уже есть – он на нашем плане-рисунке («Какова любовь..? Жертвенная – в «Олесе», всепоглощающая – в «Гранатовом браслете», единственная – в «Холодной осени» Бунина). Надо его развить. Работаем с эпизодом: не можем проанализировать, давайте перескажем, а после этого сделаем вывод (литературный материал должен стать основой для рассуждения. Например, Желткову достаточно изредка видеть Веру Николаевну, знать, что она есть. Затея с браслетом оборачивается трагедией – слова возлюбленной «прекратить историю» (до этого момента мы пересказывали текст) может только смерть (три слова, из которых сложился анализ!). Это не болезнь, не маниакальная идея (это снова пересказ). Так выглядит любовь. (наш ответ на вопрос, который прозвучал во вступлении)). Хорошо бы для перехода к заключению привлечь свой жизненный опыт (аргумент № 2), но если этого не удается сделать, ничего страшного! Ведь большая часть сочинения уже написана.

Начинающим и неуверенным в себе писателям не нужно привлекать несколько произведений в качестве аргументов. Сосредоточьтесь на одном, хорошо знакомом и, может быть, любимом. Ограничьте количество эпизодов, с которыми вы работаете.

Работа близка к завершению. Вывод – это ответ на вопрос, прозвучавший во вступлении; не было вопроса – подводим итог размышлениям по теме. И в том и в другом случае возвращаемся к вступлению. Перескажем его другими словами, добавим свежее предложение (например, Любовь многолика, но она всегда напряженная точка человеческого бытия, она всегда трагедия). Нет ответа – так и пишите: В небольшом сочинении я вряд ли смог (ла) ответить на такой серьезный вопрос (осветить такую важную тему). Но он (она) заставил(а) меня задуматься. А искать ответ на него я буду в том числе и в купринских произведениях.

Перед переписыванием на чистовик прочитайте свою работу, при возможности пробубните ее себе под нос – когда мы слышим написанное, есть возможность уловить на слух речевые и грамматические ошибки. Не пренебрегайте орфографическим словарем – им можно пользоваться в течение всей работы. А еще дайте сочинению название.

Переписали! Перепроверили! Видите? Все получилось!

В заключение хочу сказать: нельзя научиться прыгать в высоту, не разу не подойдя к планке. Надо попробовать, может, попробовать пару раз – и все получится!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.