12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуня Рина Владимировна147

Пояснительная записка к элективному курсу

«Особенности написания сочинения-рассуждения и эссе

при подготовке к ЕГЭ»

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. За основу взята программа Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за вторую (творческую) часть КИМа составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.

В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыва, рецензии или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.

Работа над сочинением является элементом развивающего обучения, так как учит развивать мысли на заданную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания «С» на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление, - одна из актуальных проблем современной школы.

Цели данной программы:

Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.

Задачи:

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

совершенствование коммуникативных умений;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

поддерживать беседу, вести спор;

обучать учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки;

передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

воспитание интереса и любви к русскому языку;

воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

воспитывать внимательного читателя;

воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня. 

Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то что многие разделы курса русского языка учащиеся 11 класса уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике.

Календарно-тематическое планирование данной программы составлено с учетом современных требований по составлению программ, то есть с учётом планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), а также с указанием основных видов учебной деятельности (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
 

Список литературы

Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания". – М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.

Долинина  Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис -  пресс, 2007

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку –М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

http://www.pritchi.nm.ru

МОУ «ТСШ № 4»

Программа элективного курса

по русскому языку

«Особенности написания сочинения-рассуждения и эссе

при подготовке к ЕГЭ»
 

Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Гуня Р.В.

 

г. Тирасполь,

 2017 г.


Календарное планирование занятий
DOCX / 42.41 Кб

Календарно-тематическое планирование занятий
DOCX / 14.28 Кб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.